Малахова Елена Александровна
воспитатель
ГБУ «Детский дом Приволжского района»
г. Казани, Республика Татарстан
Цель: Дать детям элементарные представления о значении воды в жизни людей.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами и состояниями воды, дать представление о круговороте воды в природе;
2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, стимулировать желание самостоятельно делать выводы, активизировать речь и обогащать словарный запас детей;
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
Клей, ватман, готовые формы для аппликации, прозрачные стаканчики, сахар, трубочки для коктейля, краска, ложечки, пуговицы, дольки лимона, обруч, картинки, магнитофон.
Предварительная работа:
– беседа на тему «Вода в жизни человека»,
– рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояния»,
– показ презентации «Волшебница вода»
Ход занятия: Дети стоят полукругом у стенда «Круговорот воды в природе».
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без чего? ( Ответ детей: без воды)
Воспитатель: – Да, ребята, и сегодня мы с вами будем говорить о воде. Мы вспомним, что уже знаем о воде, узнаем новое, будем рассуждать, экспериментировать. (Показ слайда с изображением земли, вид из космоса.)
-Посмотрите на экран, вы видите изображение нашей планеты из космоса.
– Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой».
– Как вы думаете почему? (Ответы детей). – Потому, что большую часть земли занимает вода.
Воспитатель: – Где в природе мы можем увидеть воду? (ответы детей и просмотр слайдов – река, море, океан и т. д.)
Воспитатель: – Вода – удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся.
Воспитатель: – А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. – Как вы думаете, что происходит с водой? Ответы детей: – Она начинает испаряться.
Воспитатель: – Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар. А что же такое пар? Ответы детей: – Пар – это маленькие, крохотные капельки воды.
Воспитатель: – Правильно пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх и образуют облако. Облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу.
– Что же получится, когда они соберутся вместе? Ответы детей: – На небе появятся огромные тучи.
Воспитатель: – Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.
– Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю? Ответы детей: – Земля впитает воду.
Воспитатель: – Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки.- А как вы думаете, во что собираются ручейки? Дети: – Ручейки собираются в реки.
Воспитатель: – Во что впадают реки? Дети: – Реки впадают в моря.
Воспитатель: – Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. – Как называется такое явление природы? Ответы детей: – Круговорот воды в природе.
Воспитатель: – А теперь я предлагаю вам поиграть. Посмотрите на столе лежат готовые формы. И сейчас я попрошу вас расположить и наклеить их на листе бумаги так, чтобы получилась схема «Круговорота воды в природе» (Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель: – Молодцы! Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует (показ слайдов состояния воды).
– Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. И я предлагаю вам отдохнуть.
физ. минутку «Лёд – вода – пар». (На команду «пар!» дети изображают пар – выполняют круговые движения руками и произносят: «Ф-ф-ф!». На команду «Вода!» дети «плавают», на команду «Лёд!» – сжимаются.)
Воспитатель: – А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? (показ слайдов свойства воды и пояснения).
Я предлагаю вам провести эксперимент:
- Вода прозрачная.
Перед вам стаканчики с водой. А теперь положите в стаканчик пуговицы. Что произошло? Вам видны пуговицы? А почему? (Вода прозрачная).
- Вода безвкусная.
Как выдумаете, вода имеет вкус? В стаканчиках есть вода, попробуйте её. Какая она? (Вода безвкусная). А можем ли мы изменить вкус воды? Добавьте в воду сахар, хорошо перемешайте ложечкой. Попробуйте воду. Какой вкус стал у воды? (сладкий). А если я добавлю в стаканчик несколько капель лимонного сока, то вода будет какая? (кислая). Запах у воды изменится? (Да, изменится). Значит, вода безвкусная, но мы можем по желанию изменять вкус и запах воды.
- Вода бесцветная.
Мы уже сказали, что вода прозрачная, бесцветная. Как вы думаете, что произойдёт с водой, если в неё добавить краску? Попробуйте капнуть краску. Что произошло с водой? (Она поменяла цвет). Вода не имеет цвета, но её можно легко окрасить в любой цвет. Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
4. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. И ещё она всегда принимает форму той посуды, в которую мы её наливаем. Посмотрите, я переливаю воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой? Правильно она льётся. Мы можем лить воду тонкой струйкой, она течёт не прерываясь. Значит, вода какая? (жидкая).
Воспитатель: Вот, ребята, сколько у воды свойств мы выявили в процессе эксперимента.
Воспитатель: – А еще вода может изменяться в зависимости от погоды, от температуры воздуха и времени года. Я предлагаю вам отгадать загадки (загадывание загадок о различных состояниях воды, показ слайдов с ответами).
Воспитатель: Люди придумали не только загадки, но и стихи о воде: (Дети читают стихи)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Воспитатель: Вода очень важна для каждого человека. Как вы думаете почему? Для чего нам нужна вода?
Дети: Пить, готовить еду, поливать растения, стирать бельё, мыть посуду, овощи и фрукты, умываться, мыться и мыть руки.
Воспитатель: А кто ещё нуждается в воде?
Дети: Животные, рыбы, растения.
Предлагаю поиграть в игру «Кому нужна вода?»
Проводится д/игра «Кому нужна вода?»
Посмотрите это обруч, а на столе разложены картинки. Выберите и положите в обруч то, кому нужна вода дети выбирают и раскладывают картинки)
Воспитатель: – Ребята, так кому же нужна вода? В обруче лежат картинки с представителями живого мира. Правильно всему живому нужна вода. А что может произойти, если не станет воды? (Без воды всё живое погибнет)
Воспитатель: – Поэтому воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. А как можно беречь воду? (Дети Не засорять водоемы, закрывать кран с водой). Как мы говорим (дети произносят все вместе):
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!
Итог занятия:
Воспитатель: – А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии (Ответы детей).