Минуллина Эльмира Дамировна
воспитатель
МБДОУ №68 «Василёк»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Дети очень любят сказки. Русские и зарубежные народные сказки, авторские сказки и сказочные повести и рассказы являются теми драгоценными жемчужинами, что достались нам в наследство. И оно регулярно обновляется и пополняется. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность делают их безусловными фаворитами развития связной речи детей.
Самым распространенным приемом обучения творческому рассказыванию является придумывание сказки на основе сюжета знакомого произведения. Рассмотрим один из приёмов: «Салат из сказок», который коротко можно описать так – герои из разных сказок встречаются, и получается новая сказка. Выбираем персонажей, обговариваем характер наших героев, какая сказка становится основой для нового произведения, дополнительные элементы и атрибуты. И можно начинать творить. Здесь нет неправильных сюжетов и сцен, главное: не нарушать предварительную договорённость или договариваться по ходу действия. И всё зависит от фантазии ребёнка. Волк может стать беззащитным, Колобок коварным, слон маленьким, а Теремок убежит от жильцов, которые ему не понравились.
В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование». Можно сочинять сказку вместе с детьми, дать индивидуальное или групповое задание для самостоятельной работы, а можно самому педагогу «сваять» салат и предложить ребятам угадать сказки, явившиеся основой.
Мы с детьми старшей группы составили много «салатов из сказок». И одну сказку хотим Вам продемонстрировать.
Салат из сказок «Вместе – мы сила».
Итак, ингредиенты:
1. Русская народная сказка «Колобок».
2. Русская народная сказка «Репка».
3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
4. Сказка Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино».
5. Сказка Сергея Михалкова «Три поросенка».
Заправляем ингредиенты хорошим настроением и любовью к детям и блюдо готово! Приятного аппетита!
«Салат из сказок»
Сказка «Вместе мы сила».
Цель: Развивать творческие способности детей через театрализованную игру.
Задачи. Обр-ные: С детьми придумывать новые сказки с героями ранее известных сказок, своевременно включаться в коллективную драматизацию; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации.
Раз-щие: Развивать устную речь детей, творческое мышление, фантазию при составлении сказок, умение связно, последовательно излагать ход придуманной сказки. Развивать умения узнавать сказки и их героев.
Восп-ные: Воспитывать интерес к сказкам.
Предшествующая работа: чтение русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Сергей Михалков «Три поросенка». Рассматривание иллюстрации, просмотр мультфильмов. Обсуждение с детьми характеров персонажей.
Оборудование: Декорации, костюмы для сказочных героев, ноутбук, колонки.
Действующие лица:
Автор
Колобок
Мальвина
Буратино
Нуф – Нуф
Петушок
Автор: В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки жил был Колобок. Очень нравилось Колобку катится по дорожке. Катился Колобок по дорожке и оказался прямо у болота. Потом он начал прыгать с кочки на кочку и петь свою песню.
Колобок: Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…(не успевает допеть песенку)
Автор: Колобок упал в болото. Начал Колобок звать на помощь.
Колобок: Помогите, помогите, спасите!!!!!
Автор: В это время в лесу гуляли Мальвина с Буратино. Они собирали ягоды. На крики Колобка они прибежали.
Мальвина: Что случилось?
Буратино: Что стряслось?
Колобок: Помогите, тону!!!!
Автор: Мальвина с Буратино тянут-потянут, вытянуть не могут. Смотрят неподалеку Нуф- Нуф веточки для своего домика собирает.
Буратино: Нуф – Нуф помоги пожалуйста Колобка вытащить из болота.
Автор: Нуф- Нуф прибежал, похрюкал.
Нуф- Нуф: Хрю, хрю. Конечно же друзья помогу.
Автор: Буратино за Мальвину, Мальвина за Колобка, Нуф – Нуф за Буратино. Тянут- потянут вытянуть не могут. Мальвина расстроилась, начала плакать. Идёт петух, несёт косу.
Петушок: Ку – ку – реку! Мальвина, о чём ты плачешь?
Мальвина: Как же мне, Петенька, не плакать? Ни как не получается Колобка из болота вытащить. Ах так тяжело (вздыхает).
Петушок: Не горюй, Мальвина, я помогу Колобка вытащить.
Автор: Буратино за Мальвину, Мальвина за Колобка, Нуф – Нуф за Буратино, Петушок за Нуф – Нуфа. Тянут- потянут и вытянули Колобка.
Колобок: Друзья спасибо Вам большое! Пойдемте сейчас ко мне вместе чай будем пить (Все вместе уходят).
Автор: Друзья все вместе отправились чай пить.
И я там была, чай с молоком пила.
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!