Фадеева Оксана Степановна,
Ермолаева Светлана Николаевна
воспитатели
МАДОУ №43
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Тема проекта: «Русская народная игрушка «Матрешка»
Вид проекта: познавательный, игровой, творческий
Деятельность: краткосрочный (07.11-11.11.)
Участники: дети первой младшей группы; воспитатели, родители.
Тип проекта: Информационно практико-ориентированный.
Программное содержание: Расширения представления детей о русской народной игрушке; развитие творческих и познавательных способностей, речи и мелкой моторики рук.
Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке-матрешке, как средству развития речи и познавательного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта:
- Формирование представлений о русской народной игрушке.
- Воспитание бережного отношения к игрушке и заботу о ней.
- Познакомить с содержанием игр с матрешками развивать творческих и познавательных способностей; речевых умений и мелкой моторики рук.
- Обогащение словарного запаса дошкольников.
Актуальность проблемы: Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка. Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Проект посвящен изучению возникновения матрешки и ее использования, для этого был выбран метод проектов. В игровом проекте дети знакомятся с русской народной игрушкой «Матрешкой», учатся сравнивать; проявляют познавательную активность; приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой способствует умственному развитию детей.
Предполагаемый результат:
– у детей сформированы представления о русской народной игрушке
– дети понимают слова «большая – маленькая»
– дети знают и называют цвета по внешнему виду
– развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей
-дети умеют находить одинаковые матрешки
– повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Русская народная игрушка «Матрешка».
Методы: наглядный, словесный, практический.
Приемы:
– чтение воспитателем стихов, сказок, потешек;
– наблюдение;
– прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек;
– рассматривание книжных иллюстрации, наглядного материала;
– проведение дидактических игр;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
– ответы на вопросы педагога, детей;
– сообщение дополнительного материала воспитателем, родителями;
– загадывание загадок.
Познавательная деятельность (беседы, чтение художественной литературы);
Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);
Продуктивная деятельность:
– лепка «Бусы для матрешки»;
– рисование матрешек.
Работа с педагогами: Обобщение опыта работы по теме: «Неделя русской культуры».
Этапы проекта:
1 Этап – подготовительный:
1.Создание условий для проекта «Неделя русской культуры».
2.Изучение методических пособий и литературы по теме;
3.Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры)
4.Обсуждение с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Неделя русской культуры».
5.Составление перспективного плана мероприятий.
2 Этап – основной:
1.НОД;
2.Беседы;
3.Рассматривание картин, иллюстрации;
4.Чтение литературы;
5.Дидактические игры;
6. Художественное творчество (лепка, рисование).
3 Этап – заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
4 Этап – презентационный:
– выставка «Семейная Матрёшка».
– выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.
Этапы реализации проекта.
№ п/п |
Мероприятия |
Цели |
Ответственные |
Срок |
1 этап – подготовительный: |
||||
Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода |
Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования |
воспитатель |
1 нед. |
|
Составление плана над проектом |
Реализация мероприятий по проектной деятельности |
Воспитатель |
1 нед. |
|
Беседа с родителями на тему: «Неделя русской культуры» |
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
Воспитатель, родители |
1 нед. |
|
4.1.Поисковая работа по подбору иллюстративного материала художественных произведений, информационного материала о русской народной игрушке «Матрешка», дидактических и пальчиковых игр, произведения устного народного творчества |
Создать условия для реализации проекта «Неделя русской культуры» |
Воспитатель, родители |
1 нед. |
|
Консультация для родителей ««Русская народная игрушка «Матрешка» в жизни ребенка |
Просвещать родителей по данной теме |
Воспитатель |
1 нед. |
|
2 Этап – основной: |
||||
Рассматривание иллюстрации и игрушки – матрешки |
Вызвать интерес к русской народной игрушке |
Воспитатель |
1 нед. |
|
Познание «Знакомство с матрешкой» |
Познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Выделяя особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, на голове косынка, вся ее одежда украшена цветами, учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке |
Воспитатель |
19.11 |
|
Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Матрешка» |
Вызывать у детей желание украшать яркими мазками сарафаны матрешек, интерес к образу; способствовать усвоению основных цветов (желтый, красный, cиний) |
Воспитатель, дети |
20.11 |
|
Художественно-эстетическое развитие: Лепка «Бусы для Матрешки» |
Развивать у детей чувство формы, мелкой моторики, умение раскатывать круговыми движениями, сплющивать. |
Воспитатель, дети |
21.11 |
|
Дидактическая игра «Собери матрешку» |
Обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти, тактильных ощущений, мелкой моторики рук. |
Воспитатель, дети |
21.11 |
|
Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешку чаем» |
Развивать умение переносить сюжет из жизни в игру. Обогащать игровые действия. |
Воспитатель, дети |
22.11 |
|
Дидактическая игра: «Найди сарафан для матрешки» |
Развивать внимание, память, связную речь, мышление. Учить различать и называть цвета сарафанов у матрешки. |
Воспитатель, дети |
22.11 |
|
Пальчиковые игры на тему: «Мы веселые матрешки», «Мы матрешки вот такие крошки» |
Улучшить моторные функции кистей рук, активизировать речевые центры в головном мозгу, напрямую отвечающие за становление речи. |
Воспитатель, дети |
23.11 |
|
Подвижная игра «Шли матрешки по дорожке», |
Развитие мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, умения быстро реагировать на сигнал. |
Воспитатель,дети |
23.11 |
|
Выставка «Семейная матрешка» |
Формирование интереса к совместной деятельности ребенка и его родителей к русской народной игрушке «Матрешка», развития художественно-эстетического вкуса, развития фантазии и воображения. |
Родители, дети |
23.11 |
|
3 Этап – заключительный: |
||||
Подведение итогов |
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей. |
Воспитатель, дети |
23.11 |
|
4 Этап – презентационный: |
||||
Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта. |
Обобщение опыта работы |
Воспитатель, дети, родители |
23.11 |
Познание: «Знакомство с матрешкой»
Художественное творчество: лепка «Бусы для матрешки»
Художественное творчество: рисование «Матрешка»
Выставка «Семейная матрешка»