Зиннатуллина Алсу Линаровна
воспитатель
МБДОУ Комбинированного вида 129 «Белоснежка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Ключевые слова: культура поведения, дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры.
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурного уровня общества, падение нравственности, появление признаков бездуховности и экстремизма обуславливает необходимость решения актуальных проблем формирования культуры поведения с дошкольного возраста.
Обновление системы дошкольного образования в целом ведет к необходимости создания новых подходов и поиска эффективных методов воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста. Важность формирования культуры поведения, основанной на общечеловеческих ценностях и нормах поведения отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Исследователями признано, что фундамент культуры поведения закладывается в дошкольном возрасте, и это определяет дальнейшее нравственное и культурное развитие личности и общества в целом. Следовательно, в современных условиях среди важных задач воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями является формирование культуры поведения.
Эффективным средством воспитания культуры поведения являются сюжетно-ролевые игры. В ходе игровой деятельности дети вступают в различные игровые и социальные отношения, учатся взаимодействовать между собой, культурно общаться и поступать, согласно нормам и правилам поведения. Поэтому сюжетно-ролевые игры при грамотном руководстве со стороны воспитателя могут способствовать формированию у детей культуры поведения.
В психолого-педагогических исследованиях проблеме воспитания у детей дошкольного возраста культуры поведения уделяется достаточное внимание. В работах С. В. Петериной, Р.С. Буре, П. И. Бархатовой и других раскрывается понятие культуры поведения и рассматриваются методы и приемы воспитания культуры поведения у дошкольников. Однако, в педагогических исследованиях не так много работ, в которых разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение.
Культура поведения ребенка дошкольного возраста представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств, повседневных поступков дома и в обществе, которые основаны на соблюдении норм нравственности, этики, эстетической культуры.
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством воспитания культуры поведения старших дошкольников при условии грамотного руководства со стороны педагогов. Воспитателю нужно не только воспитывать культуру поведения дошкольников, но и развивать игровые навыки и навыки культурного взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Эффективности процесса формирования у детей культуры поведения посредством организации сюжетно-ролевых игр зависит от следующих педагогических условий: создание атмосферы взаимного уважения в ходе сюжетно-ролевых игр; доброжелательная помощь детям в распределении ролей в случае затруднительных ситуаций; поддержание дружеских отношений среди детей; поддержка детей в конструировании и развитии общего сюжета; сотрудничество педагога с детьми во время игровой деятельности и обучение их культурному поведению.
Экспериментальное исследование развития культуры поведения дошкольников проводилось в старшей группе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №26 комбинированного вида Авиастроительного района г. Казань».
Цель данного эксперимента заключалась в следующем: определить особенности развития культуры поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре; осуществить целенаправленный подбор сюжетно-ролевых игр, обеспечивающих развитие культуры поведения старших дошкольников.
На втором этапе (формирующем) происходило непосредственное развитие культуры поведения дошкольников в процессе игр.
Был разработан план формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством игр.
Нами осуществлялось непосредственное развитие культуры поведения дошкольников в процессе игр. Для обучения детей навыкам сюжетно-ролевой игры были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
В ходе сюжетно-ролевых игр под нашим руководством происходило непосредственное развитие культуры поведения дошкольников. В течении формирующего эксперимента мы вели работу с родителями: рассказывали о проделанной работе, знакомили их с новыми играми, сообщали об успехах их детей в процессе развития их культуры поведения.
Для обучения детей навыкам сюжетно-ролевой игры были отобраны игры различного содержания, определено их влияние на развитие культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
По 1 методике «Картинки» в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 25%, средний уровень повысился на 20%, низкий уровень понизился на 45%. В контрольной группе высокий уровень повысился на 15%, средний уровень повысился на 5%, низкий понизился на 20%.
По 2 методике в экспериментальной группе высокий уровень повысился на 20%, средний уровень повысился на 15%, низкий уровень понизился на 35%. В контрольной группе высокий уровень повысился на 15%, в средней группе повысился на 10%, низкий уровень понизился на 25%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра при правильной ее организации и стимулирующем воздействии педагога оказывает большое влияние на развитие культуры поведения дошкольников.
Список литературы
- Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. М. ТЦ Сфера, 2009.
- Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. Новосибирск: изд-во НГУ, 2012. – 127 с.
- Зебзеева В. А., Карева С.М. Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-povedeniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta