Шайдуллина Гульнара Салимовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28 гЛениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Название | Лэпбук «Говорим по- татарски» |
Направленность | Дидактическое пособие |
Возрастная группа | Средний , старший дошкольный возраст |
Цель | Закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический минимум по обучению детей татарскому языку, предусмотренный учебно-методическим комплектом. |
Задачи | -формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке; – задавать вопросы, говорить слова; – развивать память, мышление, связную речь; – воспитывать интерес к изучению татарского языка. |
Краткое описание | Составляющие макета лэпбука: 1.Физкультминутки 2.Драматизация сказки «Репка» 3.«Угости» – «Кунакны сыйла» 4.«Собери картинку» – «Бу нәрсә?» 5. Дидактическая игра: «Одень куклу» 6. «Чудесная корзина» – «Серле кәрзин» 7.«Разукрась картинку» (Раскраски) – «Рәсемне буя» |
ФИО автора, должность, место работы | Шайдуллина Гульнара Салимовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №28 гЛениногорска» муниципального образования |
Использование лэпбука в обучении детей татарскому языку
Лэпбук «Говорим по-татарски» «Татарча сөйләшәбез» предназначен для закрепления в режимных моментах и в игровой деятельности лексического минимума по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста татарскому языку.
Цель игры Лэпбук: закрепить в режимных моментах и в игровой деятельности лексический минимум по обучению детей татарскому языку, предусмотренный учебно-методическим комплектом.
Задачи:
– формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке;
– задавать вопросы, говорить слова;
– развивать память, мышление, связную речь;
– воспитывать интерес к изучению татарского языка.
Составляющие макета лэпбука:
1.Физкультминутки
Цель: снять усталость и напряжение; совершенствовать навыки говорения; развивать речевые способности; развивать воображение, память, внимание; Учить выполнять несложные движения.
2.Драматизация сказки «Репка»
по закреплению пройденного материала УМК «Говорим по-татарски» к проекту «Минем өем»
Цель: Формирование мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Актуализировать лексику татарского языка, развивать внимание, память, речь.
Закрепить умения детей отвечать на вопрос “Син кем?”- “Ты кто?”, использовать в речи слова – әби, бабай, кыз, малай, әти, әни, песи, эт, кил монда.
Воспитатель: Сегодня мы поиграем в сказку “Репка”. Распределим роли (дети сами выбирают персонажа, надевают “маски”) син кем?
Дети: әби, (бабай, кыз, малай, әти, әни, эт, песи).
3.«Угости» – «Кунакны сыйла»
Цель: игра помогает детям закреплять слова татарского языка, правильно употреблять их в словосочетании, в предложении, выйти на общение на предложенную тему по образцу воспитателя. Сопутствующие вопросы: «Бу кем?», «Бу нәрсә?» и т.д.
Пример: Бабай, мә сөт, эч! Әти, мә чәй, эч!
«Кто в домике живет?» – «Кем яши?»
Цель: научить детей узнавать и правильно называть членов семьи, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику пальцев, воспитывать усидчивость.
Описание: воспитатель объясняет,что в домике живет семья,но сейчас там никого нет .Надо поместить всех в домик.Дети называют изображенных на картинках всех членов семьи и зашнуровывают картинки «паровозиком» так, чтобы вся семья оказалась дома.
2 вариант игры «Назови, кто это ?»- «Бу кем?»
Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: «Это кто?» («Бу кем?»). Дети отвечают: «Это мама» («Бу әни»)и т.д.
3 вариант игры «Кого нет?» – «Кем юк?»
На столе разложены картинки. Воспитатель вместе с детьми рассматривают их, затем воспитатель просит детей закрыть глаза. Убирает со стола одну или несколько картинок. На вопрос: «Кого нет?» («Кем юк?») дети должны отвечать, например, «әти юк».
4.«Собери картинку» – «Бу нәрсә?»
Цель: развиваем мелкую моторику рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас.
5. Дидактическая игра: «Одень куклу»
Цель. Закрепить знания о предметах одежды. Упражнять в определении величины, цвета одежды.
Ход игры. Участвуют 8 детей. Детям раздаются картинки кукол девочки и мальчика. Дети по желанию одевают кукол.
-Курчак , мә, кызыл(сары, яшел,зәңгәр) күлмәк (чалбар,сарафан,футболка) ки.
6. «Чудесная корзина» – «Серле кәрзин»
Цель: закреплять название фруктов; развивать навыки классификации, внимание, память, речь, мелкую моторику.
Описание игры: воспитатель показывает «пустую» корзину и объясняет детям, что бабушка собрала полную корзину фруктов. Но так торопилась домой, что уронила корзину и все рассыпала. И предлагает детям помочь бабушке собрать все фрукты в корзину. Каждый ребенок выбирает фигурку фрукта, затем кладет в корзину. На вопрос воспитателя: «Какой фрукт у тебя?» ребенок отвечает, например, «яблоко» (алма).
2 вариант игры «Собери фрукты» – «Җиләк-җимешләр җый»
Воспитатель раскладывает на столе картинки и предлагает сгруппировать их: «Соберите все фрукты». После этого воспитатель спрашивает: «Какие же фрукты ты собрал?» Ребенок перечисляет ,если затрудняется, то воспитатель вместе с ребенком проговаривает название фруктов.
3 вариант игры «Подбери по цвету» – «Төсе буенча сайла»
Воспитатель детям раздает фигурки фруктов. Показывая картинку фрукта, воспитатель говорит: «У кого фрукты такого цвета, как у меня, подойдите сюда». Дети выходят,показывают свои фигурки, называют их («Красное яблоко» – «Кызыл алма») ,и кладут в корзину. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои фигурки в корзину
4 вариант игры «Большие – маленькие» – «Зурлар – кечкенәләр»
Детям предлагается отобрать фигурки фруктов по названному признаку. Например:все большие фрукты или все маленькие фрукты.
7.«Разукрась картинку» (Раскраски) – «Рәсемне буя»
Цель: Согласование существительных с прилагательными; развитие мелкой моторики;узнавание предметов по контуру, развитие связной речи.
Интересные элементы лэпбука:
1.Книжка- раскладушка
2.Вращающийся круг
3.Игры на липучках
4.Шнурки для завязывания
5.Конверты на заклёпках и на замке.
Возможность использования лэпбука:
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Взрослым такая форма обучения тоже понравится.
1.Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
2.Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
1.Включенность воспитателя в деятельность на равне с детьми;
2.Добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
3.Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
4.Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе);
5.Самостоятельная деятельность детей.