Аслямова Резеда Масгутовна,
Хуснулгатина Рания Габдульбаровна,
Фаттахова Римма Асхатовна,
Шадрина Эльвира Алмасовна
Учителя-дефектологи
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 48 «Винни-Пух» г.Набережные Челны
Название | Дидактическое пособие «Речевая мозаика» |
Направленность | Речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие |
Возрастная группа | От 4 до 7 лет |
Цель | Формировать правильную, грамотную речь детей. |
Задачи | 1.Совершенствовать умение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. 2.Упражнять детей в образовании относительных, притяжательных прилагательных и согласовании их с существительными. 3. Упражнять в умении классифицировать предметы по группам. 4. Упражнять в ориентировке на горизонтальной плоскости. 5. Развивать внимание, память, логическое мышление, слуховое внимание. |
Краткое описание | Данное игровое пособие представляет собой серию дидактических игр. Оно многофункционально, вариативно. Пособие может использоваться в качестве настольной игры и наглядного материала, как в совместной деятельности с педагогом, так и в самостоятельной деятельности детей. Все материалы использованные для данной игры безопасны. |
Ход игры | Дидактическая игра «Грамотей». Ход игры: детям предлагается макет ладошки, на пальчиках которой изображены значки для составления предложений со словоизменением, дети должны составить словосочетания или предложения о предмете, изображенном на картинке, соответственно значку на пальчику в колпачке. Дидактическая игра «Ромашка». Ход игры: в центре «Ромашки» расположена картинка с изображением, сока (салата)…. На лепестках нарисованы фрукты, овощи или ягоды. Детям предлагается составить словосочетание, используя шнур-стрелку. Дидактическая игра «Медвежьи шашки». Ход игры: детям предлагается шахматное поле, шашки, изображения частей тела животных. Дети по очереди называют части тела животных, закрывая их шашаками. Дидактическая игра «Кубик – чья, чьи чье?». Ход игры: детям предлагается кубик с изображением частей тела животного, карточки с изображениями животных, фишки. Дети по очереди бросают кубик и называют выпавшую часть тела на своей карточке.За правильный ответ ребенок получает фишку. |
ФИО автора, должность, место работы | Аслямова Резеда Масгутовна – учитель-дефектолог Хуснулгатина Рания Габдульбаровна – учитель-дефектолог Фаттахова Римма Асхатовна- учитель-дефектолог Шадрина Эльвира Алмасовна- учитель дефектолог |
Дидактическая игра «Грамотей»
Цель: – Совершенствовать умение согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях: существительные с числительными, притяжательными местоимениями, глаголами.
Задачи:
– Закреплять употребление в речи существительных в родительном, винительном и предложном падежах.
– Упражнять в составлении словосочетаний и предложений по опорным картинкам и значкам.
– Развивать правильную, грамотную речь, логическое мышление, слуховое внимание; умение слушать сверстника.
Игровой материал: Макет ладошки, на пальчиках которой изображены значки для составления предложения со словоизменением.
Значок «сердечко» – предложение начинается со слов «Я люблю….»
Значок «телефон» – «Я говорю о….»
Значок «глаз» – «Я вижу….»
Значок «рука» – «Моя, моё, мой….»
Значок «цифра» – «Пять(три, два, шесть)….»
Набор карточек с изображением различных предметов, разноцветный колпачок.
Ход игры: Детям предлагается составить словосочетание или предложение о предмете изображённом на картинке, соответственно значку на пальчике в колпачке.
Дидактическая игра «Ромашка»
Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных
Задачи:
- Закреплять согласование прилагательных с существительными в мужском, среднем и женском роде
- Различать и называть овощи, фрукты и ягоды.
- Упражнять в умении классифицировать предметы по группам
- Развивать внимание, память, воображение
Игровой материал: макет ромашки, карточки с изображением овощей, фруктов, ягод; салата, сока и т.д.
Ход игры: в игре могут участвовать 2-4 человека.
В центре Ромашки расположена картинка с изображением сока, салата и т.д. На лепестках фрукты или овощи, или ягоды. Детям предлагается составить словосочетание используя шнур-стрелку.
Например: сок яблочный, салат морковный и т.д.
Дидактическая игра «Медвежьи шашки»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных и в согласовании их с существительными.
Задачи:
- Закреплять знания детей о частях тела животных
- Формировать правильную речь
- Упражнять в ориентировке на горизонтальной плоскости, закрепляя предлоги «между», «под», «над».
- Развивать внимание, память, мышление.
Игровой материал: шахматное поле, шашки, изображения частей тела животных.
Ход игры: в игре участвует от 2 до 4 детей. Дети по очереди называют части тела животных, закрывая их шашками.
Например: «Назови и закрой белыми шашками все медвежье»
«Назови и закрой черными шашками остальные части тела»
«Между чьими частями тела, что медвежье?» и т.д.
«Назови и закрой белыми шашками части тела, о которой можно сказать «она»
«Назови и закрой черными фишками части тела, о которых можно сказать «они»
Дидактическая игра «Кубик – чья, чьи, чье?»
Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных.
Задачи:
- Закреплять употребление в речи согласованных прилагательных с существительными.
- Формировать правильную речь
- Закреплять счет
Игровой материал: кубик с изображением частей тела животного, карточки с изображениями животных, фишки.
Ход игры: в игре участвуют от 2 до 6 детей.
Дети по очереди бросают кубик и называют выпавшую часть тела на своей карточке. За правильный ответ ребенок получает фишку. В конце дети считают, сколько фишек набрал каждый.