Музипова Светлана Ривкатовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №5» город Лениногорск
Название | Ширма «Моя семья» |
Направленность | Ширма обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность применения несколькими одновременно. Кроме того ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Трансформируемость ширмыобеспечивает возможность изменений предметов пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов. |
Возрастная группа | Предназначена для занятий и игр с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. |
Цель | создание условий для развития игровой деятельности детей. |
Задачи | • развиватьвсе компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики изученного материала; • умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог; • создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители; • действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации; • воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре; • дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры. |
Краткое описание | Многофункциональная ширма «Моя семья» предназначена для занятий и игр с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. Данная ширма – это обучающий инструмент со скрытыми, интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи. Многофункциональность ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий. Изучать и закреплять материал с использованием дополнительных сменных наглядностей. Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия воспитателя! |
Ход игры | Ход прописан в паспорте, описаны различные занятия. |
ФИО автора, должность, место работы | Музипова Светлана Ривкатовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №5» города Лениногорска |
Мы вам ширму представляем
И сей стих ей посвящаем.
Рассказ наш небольшой послушать предлагаем.
Как велит нам ФГОС –
Речь детей нам развивать,
И о личности ребенка при этом не забывать.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
На первой секции – видим мы – дом,
А в доме том живёт семья –
Папа, мама, брат, сестра.
А дедуля и бабуля – на скамеечке сидят и на улицу глядят.
Песик – Шарик, котик – Мурзик
Члены той большой семьи, очень им нужны они.
Может правда мама с папой в гости к бабушке пришли,
Показать внучат, машину, которую совсем недавно они приобрели.
На второй секции – мы в дом попадаем
И мебель в том доме рассмотреть предлагаем.
Вот шкаф и кровать – это спальня наверно.
Откроем мы шкаф и что наблюдаем –
В нем вещи висят, мы о них много знаем.
Вот Маша и Петя у шкафа стоят
Сейчас они оденут – свой лучший наряд.
Кровать здесь большая и мягкая очень
На ней видим Шарик и Мурзик лежат
Видно устали от наших ребят.
Глаза опускаемся и видим мы стол.
За ним собирается наша семья.
Здесь бабушка – блины печёт,
Мама – чай нам наливает.
А папа и деда за столом газету читают.
На третью секцию взгляд переводим
Там сад-огород и красивый он очень.
В саду деда с внуком – урожай собирают
Корзины большие – яблоками наполняют.
А в огороде растёт урожай
Посмотришь и подумаещь – скорей собирай.
На грядке капуста, картошка растут.
Морковка, огурчик, редиска – поспели.
А бабушка с мамой собрать не успели.
Папа и Маша в огород пошли
И весь урожай им собрать помогли.
Такую работу по ширме проводим мы с детьми.
Мы учим по-татарски ребяток говорить,
Такое общение даёт свои плоды,
Успешно развиваются наши малыши.
Ширма «Моя семья»
Актуальность:
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, вопрос об организации развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день является особенно актуальным.
Многофункциональная напольная ширма является очень интересным предметом интерьера детского сада, а главное, соответствует всем требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к развивающей предметно-пространственной среды группы.
Ширма обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность применения несколькими одновременно. Кроме того ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Трансформируемость ширмы обеспечивает возможность изменений предметов пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов.
Все элементы ширмы надежны и безопасны в использовании.
Цель: создание условий для развития игровой деятельности детей.
Задачи:
• развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики изученного материала;
• умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог;
• создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители;
• действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• дать детям возможность получать положительные эмоции и удовольствие от процесса игры.
Описание технологии:
Для изготовления каркаса ширмы использовали белые пластиковые трубы. Между собой каркасы соединяли специальными креплениями для пластиковых труб. Ткань на каркасы крепили шнурками.
Ширма разделена на секции. На каждой секции имеется определенный сюжет, который можно усложнять в зависимости от возраста детей. Для создания многофункциональной ширмы мы использовали ткань различной фактуры. Пряжу, фетр, различные цветы, бумагу, готовые пластиковые изделия-яблоки. Крепеж осуществляется за счет нашитых на ткань деталей-липучек, с помощью которой крепятся различные по форме, цвету, материалу и фактуре детали.
Методические рекомендации:
Многофункциональная ширма «Моя семья» предназначена для занятий и игр с детьми в возрасте от 3 до 7 лет.
Данная ширма – это обучающий инструмент со скрытыми, интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Многофункциональность ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий. Изучать и закреплять материал с использованием дополнительных сменных наглядностей.
Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия воспитателя!
Приложение 1.
ОД с использованием УМК в старшей группе «Моя семья» – “Минем гайлә”.
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.
Образовательные: Закрепить понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:
Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата; закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;
развитие мелкой моторики; пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия; развитие диалогической речи: умения участвовать в беседе; развитие детского творчества.
Ход ОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!
Дети: Исэнмесез!
Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня и поговорим. Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале мы отражаемся в нем
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Ребята, вчера мы рассматривали фотографии вашей семьи. Как вы думаете, что такое семья?
Ребенок 1: Семья – это мама, папа, брат и я.
Воспитатель: Скажи на татарском языке.
Ребенок: Гаилэ -эни, эти, эби, абый эм мин.
Ребенок 2: Это мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском
Ребенок: Бу эни, эти, мин, эби эм бабай.
Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?
Ребенок 1: Мою маму зовут Катерина Михайловна. Она работает в кассиром-продавцом. Папу зовут Николай Николаевич, он работает водителем.
Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она работает в горгазе. Папа – Павел Дмитриевич. Он работает нефтяник.
Воспитатель: У кого есть братья и сестры?
Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Нафис.
Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.
Ребенок 3: У меня есть старшая сестра – Лиана.
Воспитатель: Дружно ли вы живете?
Ребенок 1: Мы всегда дружим.
Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.
Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?
Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.
Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.
Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.
Очень бабушку свою,
Маму мамину люблю,
У нее морщинок много-
И на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
О ком эти строки?
Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка – это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.
Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?
Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.
Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.
Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.
Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.
Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните.
Ребенок 1: Надо позвонить!
Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!
Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?
Дети говорят: Семья!
Воспитатель: Скажите на татарском
Дети: Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши ширму. Из кого состоит данная семья?
Дети: бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик, кошка и собака.
Воспитатель: А теперь на татарском языке.
Дети: Эби, бабай, эни, эти, кыз, малай, песи и Акбай.
Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье? »
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем и узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.
Например, ходит на работу – … Кто?
Ребенок договаривает: Мама и папа
Воспитатель: Учит уроки – …
Ребенок: Сестра, брат.
Воспитатель: Моет посуду – … Ребенок: Мама и бабушка.
Воспитатель: Мастерит – …
Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.
Воспитатель: Ходит в магазин за покупками – …
Ребенок: Бабушка, мама, папа.
Воспитатель: Убирает в доме – …
Ребенок: Мама, сестра, бабушка.
Воспитатель: А теперь, давайте встанем и поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Гаилэ»
Бу бармак бабай
Бу бармак эби
Бу бармак эти
Бу бармак эни
Бу бармак мин
Бу безнен Гаилэ
Воспитатель: Молодцы! Детки, давайте встанем кругом. (дети встают кругом по середине группы) Ой, посмотрите какая красивая корзинка! (берет и показывает корзинку). Это не простая корзина, а волшебная. А теперь давайте распределим обязанности в семье. Кому на ладошку поставлю корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые дома делает вся семья. Договорились?
Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»
Воспитатель: Зарина, папа что делает?
Кирилл: Зарабатывает деньги, делает ремонт.
Воспитатель: Карим, мама что делает?
Карим: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.
Воспитатель: Юра, сын что делает?
Семен: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.
Воспитатель: Даша, дочь что делает?
Аделина: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.
Воспитатель: Алия, бабушка что делает?
Замира: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.
Воспитатель: Камиль, дедушка что делает?
Камила: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.
Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на коврик. (садятся на ковер). Вы очень много рассказали о своей семье. А какая она у вас: большая, веселая?
Игра «Какая у вас семья? »
Дети поднимают руку и отвечают:
Дети: Большая (зур, дружная (куелле, маленькая (кечкенэ, заботливая, хорошая (эйбэт, крепкая, счастливая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.
Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.
Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.
Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.
Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.
Звучит песня «Эни кирэк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».
ОД. Составление рассказа по ширме «Уборка овощей»
Образовательные цели. Расширить представления детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Совершенствовать навыки рассматривания картины-ширмы (далее картина), формировать целостное представление об изображенном на ней.
Развивающие цели. Развивать связную речь, память, мышление, зрительное внимание, общую моторику.
Воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование. Ширма «Моя семья», символы для составления алгоритма рассказывания, коврограф, корзина с овощами и фруктами.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Урожай», наблюдения за осенними изменениями в природе.
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы занятия.
Педагог заканчивает подготовку к занятию и предлагает детям встать у своих стульчиков.
– Ребята, вы заметили утром, когда шли в детский сад, какая сегодня чудесная погода? Ярко светит солнце, дует теплый ветерок, хотя уже наступила осень. Сегодня мы поговорим о тех изменениях в природе, которые происходят ранней осенью, рассмотрим нашу ширму – секцию «В саду и огороде» и составим рассказ по ней.
2. Вводная беседа. Оживление личного опыта детей. Развитие связной речи, памяти. Создание фона восприятия картины.
Педагог приглашает детей к окну. Рассматривание фотографий спортсменов
• Ребята, посмотрите на фотографии спортсменов. Как вы думаете, почему они достигли таких результатов? Что они делали, чтобы быть такими сильными, ловкими?
• Правильно, они занимались зарядкой, закаливались и правильно питались.
• А что значит правильно питаться?
• Правильно, надо есть продукты, богатые витаминами.
• Назовите эти продукты. (Овоши, фрукты)
• Молодцы. Вот сегодня мы и поговорим об овощах и фруктах.
• Где растут овощи? Фрукты?
• Чем они полезны?
Давайте вспомним слова из сценки спор овощей. Что говорил каждый из овощей?
Дети вспоминают слова из знакомой сценки «Спор овощей»
Педагог. Верно, вы отлично справились с заданием. И теперь мы можем рассмотреть наши ширму.
3. Рассматривание ширмы – картины и беседа по ней.
Расширение и уточнение словаря по теме «Осень. Труд людей осенью». Развитие диалогической речи.
Педагог приглашает детей сесть на стульчики, стоящие полукругом перед ширмой, дает детям несколько минут для рассматривания данной секции ширмы, читает в это время стихотворение.
– Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди, изображенные на ней.
Дети. Люди убирают урожай овошей, фруктов.
Педагог. Какие овощи они убирают?
Дети.
Педагог. Какие овощи они убирают? И т.д.
Педагог. Вы были очень внимательны при рассматривании картины, а теперь давайте немного отдохнем.
4. Физкультурная пауза «Урожай». Расширение и уточнение глагольного словаря по теме (соберем, натаскаем, накопаем, срежем, нарвем). Координация речи с движением, развитие ручной моторики. Закрепление умения двигаться по кругу, выполнять движения в общем для всех темпе.
Педагог приглашает детей на ковер и выполняет упражнения вместе с ними.
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,— Дети идут по кругу, взявшись
за руки.
Как играют в прятки
Огурцы на грядке—Приседают, закрывают глаза руками
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,—Поднимаются, тянут руки вверх
Как от утренней росы
У бобов блестят усы—Руки на поясе, наклоны в стороны
Как краснеют у забора
Великаны помидоры—Руки на поясе, повороты
Все растет, все цветет,
Никому не тесно—Наклоняются вперед, тянут руки в центр круга,
затем выпрямляются, разводят руки в стороны
Приходите в огород –
Очень интересно—Хлопают в ладоши
5. Коллективное составление плана и алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.
Педагог раскладывает на столе картинки-символы, необходимые для составления алгоритма рассказа, и предлагает детям подойти к столу.
Педагог. Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки-символы, которые мы будем закреплять на наборном полотне по порядку. Как вы думаете, с чего лучше начать рассказ?
Дети. Мы расскажем о природе, о погоде, о небе, о саде.
Педагог. Выберите необходимые символы и закрепите их на наборном полотне
Дети помещают на наборном полотне следующие символы.
Солнце и 2 облака
Улетающие птицы
Сад
Педагог. Верно. О чем вы расскажете дальше? Дети. Потом мы расскажем о том, что делают люди, нарисованные на картине. Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно
Два человека копают картошку
Педагог. Хорошо. Что вы опишете потом?
Дети. Мы расскажем яблонях и большом урожае яблок, которые видим на картине.
Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно.
Педагог. Чем вы закончите рассказ?
Дети. Мы расскажем о настроении, которое вызывает картина.
Дети выбирают соответствующий символ и помещают его на наборное полотно.
Улыбающееся лицо.
6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
7. Рассказ по картине «Уборка овощей» с использованием алгоритма. Развитие связной речи. Совершенствование навыка работы по алгоритму. Формирование целостного представления об изображенном на картине.
Педагог может предложить сначала составить рассказ по частям четверым детям, а потом вызвать одного ребенка, который повторит рассказ целиком.
1-й ребенок. На картине изображен ясный осенний день. Стоит теплая солнечная погода. Стая птиц улетает на юг. Сад уже стал разноцветным.
2-й ребенок. На переднем плане мы видим бабушку и маму они собирают лук и огурцы. Девочка и мальчик несут корзины для сбора урожая. На заднем плане изображены дедушка и папа, которые убирают урожай яблок.
3-й ребенок. В центре огорода мы видим как растет картошка, морковка и капуста – они ждет своей очереди, сбора урожая.
4-й ребенок. Картина написана вызывает хорошее настроение.
Педагог. Молодцы! Мне очень понравился рассказ, который вы составили. Кто из вас может повторить его целиком?
Один ребенок повторяет весь рассказ.
8. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.
Педагог убирает наборное полотно с алгоритмом.
Педагог. Вы запомнили, как называется картина, которую мы сегодня рассматривали?
Дети. Картина называется «Уборка овощей».
Педагог. Мне очень понравилось, как все работали на занятии. Но все-таки чью работу вы бы отметили особенно?
Дети оценивают работу друг друга и аргументируют свои ответы.
Обучающие задачи:
1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру. Яңа сүзләр өстендә эш: кишер, кәбестә, кыяр.
Развивающие:
1. Гади сорауларны аңлап җавап бирү, мөрәҗәгать итә белү, көндәлек яшәештә аралашу.
Воспитательные:
1. Әдәпле итеп кара-каршы сөйләшә белү күнекмәләрен тәрбияләү
Предварительная работа с детьми: разучивание песни «Алтын яфраклар», изготовление полумасок овощей, осенних листочков на каждого ребенка.
Дидактическое обеспечение занятия:
Для воспитателя: магнитофон, ширма « Моя семья», корзина, вязанные овощи – морковь, лук, картошка, огурцы и капуста, прасмасовые яблоки – желтого и красного цветов, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу.
Для детей: полумаски овощей, ведра, муляжи овощей, осенние листочки.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!
Дети: Исәнмесез!
Воспитатель: А это мои лучшие друзья Акбай и Мияу. Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушайте, как они здороваются друг с другом.
Включается аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими частями тела.
Исәнмесез күзләр, сез уяндыгызмы?
(поглаживая глаза)
Исәнмесез битләр, сез уяндыгызмы?
(поглаживая щечки)
Исәнмесез колаклар, сез уяндыгызмы?
(поглаживая ушки)
Исәнмесез куллар, сез уяндыгызмы?
(поглаживая руки)
Исәнмесез аяклар, сез уяндыгызмы?
(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)
Исәнмесез, без уяндык?
(протягивая руки вперед).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас, ребята, предлагаю вам игру «Син кем?», «Ты кто?». С помощью мяча, задавая друг другу вопрос «Син кем» будем знакомиться на татарском языке.
Передаю мяч с вопросом «Син кем?». Дети рассказывают про себя на татарском языке.
Основная часть:
Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, повторяем слова пройденной темы «Овощи».
Обращаю внимание детей на картинки овощей.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю картинку картошки).
Дети: Бәрәңге.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показываю картинку свеклы).
Дети: Чөгендер.
Воспитатель: Бу нәрсә? (показывая картинку лука).
Дети: Суган.
Воспитатель: Молодцы. Давайте узнаем, какие же овощи вырастили для нас Акбай и Мияу в огороде и назовем их на татарском языке.
Достаю овощи из корзины.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Капуста.
Воспитатель: Кәбестә.
СлоМатво кәбестә делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Морковь.
Воспитатель: Кишер.
Это слово повторяем вместе, индивидуально, шепотом, поем.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Огурец.
Воспитатель: Кыяр.
Слово кыяр говорим вместе, индивидуально, шепотом, делим на слоги.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Картошка.
Воспитатель: Бәрәңге.
Слово бәрәңге говорим вместе, индивидуально, шепотом, делим на слоги.
Воспитатель: А сейчас споем песню «Алтын яфраклар» («Осенние листочки»).
Включаю песню, раздаю детям осенние листочки, делаем движения соответствующие тексту песни.
Воспитатель: Молодцы. Предлагаю провести соревновательную игру «Собирай урожай».
Дети делятся на 2 команды, ставятся 2 ведерка. С ширмы ребята должны взять по 1 овощу и положить в ведерко. Игра продолжается до тех пор пока весь урожай не будет собран. На счет 3 игра начинается.
Воспитатель: Ребята, давайте назовем какие овощи собрали команда девочек.
Воспитатель и дети: Бәрәңге, суган, кишер, кыяр, кәбестә.
Воспитатель: Молодцы. Давайте посчитаем овощи.
Считаем на татарском языке.
Воспитатель и дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш и т.д.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие овощи собрали команда мальчиков.
Воспитатель и дети: Кишер, кыяр, кәбестә, бәрәңге, суган.
Воспитатель: Посчитаем овощи на татарском языке.
Воспитатель и дети: Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).
Детям одеваю полумаски овощей. Сначала роль дается активному, сильному ребенку, дальше роль предлагается неуверенному, замкнутому в себе ребенку.
Бар матур бакча
Анда үсә кишер
(ходим кругами)
Менә шундый кишер зур
(руки поднимаем)
Менә шундый кечкенә
(присели)
Кишер, кишер кил әле
Биеп, биеп кит әле
(ребенок с полумаской «моркови» выходит в середину круга и танцует).
Игра продолжается со всеми изученными овощами.
Заключительная часть:
Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие татарского языка? А какие новые слова мы сегодня с вами узнали? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, поблагодарим за овощей Акбая и Мияу и прощаемся с ними.
Воспитатель: Сау булыгыз, балалар!
Использованная литература:
- Гарафиева Г.З. «Детские праздники» Казань, 2003г.
- «Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.
- «Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.