ИДИЯТУЛЛИНА ЭЛЬВИРА РАМИЛОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
МБДОУ ВЫСОКОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ШАЯН ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН
Название | Паспорт методического пособия книжки-развивайки «Чудеса природы » |
Направленность | Данное авторское игровое пособие, является многофункциональным средством, предназначено для детей младшего, среднего дошкольного возраста. Если содержание пополнять и усложнять, можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие позволяет развивать интерес к изучению нового и закреплению пройденного учебного материала. Книжка-развивайка «Чудеса природы» способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме, повторению и закреплению материала по пройденной теме. |
Возрастная группа | 3-5 лет |
Цель | Закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения в лесу, развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленные задачи, закрепление умение детей играть в различные дидактические игры, выполняя правила. |
Задачи | Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание играть вместе |
Краткое описание | Данное авторское игровое пособие, является многофункциональным средством, предназначено для детей младшего, среднего дошкольного возраста. Если содержание пополнять и усложнять, можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие позволяет развивать интерес к изучению нового и закреплению пройденного учебного материала. Книжка-развивайка «Чудеса природы» способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме, повторению и закреплению материала по пройденной теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Познакомить детей с природой нашей страны, родного края, с разнообразием флоры и фауны и сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и не живой природы, убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашей страны, родного края. Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия, развивать у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, систематизировать знания детей о животных, деревьях, насекомых, грибах и сезонных изменениях. Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову, воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу. |
Ход игры | |
ФИО автора, должность, место работы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Идиятуллина Эльвира Рамиловна воспитатель |
Пояснительная записка
Природа – самое удивительное из того что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней. Как в интересной и новой форме научить детей правилам безопасного поведения в природе и общению с животными, растениями? В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Мы начали изучать и использовать в своей работе по формированию у детей основ безопасного поведения в природе, совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – книжка-развивайка «Чудеса природы» с дополнительной рубрикой «Ребятам о зверятах» и «Поиграем в сказку».
Данное авторское игровое пособие, является многофункциональным средством, предназначено для детей младшего, среднего дошкольного возраста. Если содержание пополнять и усложнять, можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Методическое пособие позволяет развивать интерес к изучению нового и закреплению пройденного учебного материала.
Книжка-развивайка «Чудеса природы» способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме, повторению и закреплению материала по пройденной теме. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Познакомить детей с природой нашей страны, родного края, с разнообразием флоры и фауны и сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и не живой природы, убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашей страны, родного края. Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия, развивать у детей любознательность, познавательную активность, коммуникативные навыки, систематизировать знания детей о животных, деревьях, насекомых, грибах и сезонных изменениях. Обогащать словарь, развивать связную речь, интерес к художественному слову, воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Данное пособие помогает детям формировать экологическое представление, как на занятиях, так и в игровой форме, повышает мыслительные процессы. Игра в соответствии с темой используется как соответствующий наглядный материал, для презентации и закрепления материала, в образовательной деятельности и свободной деятельности, индивидуальной работе.
Цель: Закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения в лесу, развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленные задачи, закрепление умение детей играть в различные дидактические игры, выполняя правила.
Задачи: Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание играть вместе
Развивать познавательные процессы, познавательные умения дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность, развивать активную речь дошкольников.
Формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе.
Обогащать активный словарь детей новыми словами
Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
ФИО автора (авторов), должность |
Идиятуллина Эльвира Рамиловна воспитатель |
Наименование МБДОУ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан |
Название книжки-малышки |
«Чудеса природы» |
Возрастная адресность |
3-5 лет Воспитатели группы Родители воспитанников детского сада |
Актуальность |
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Тема экологии очень актуальна в наше время. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. И начинать говорить о ней с детьми лучше всего с самого раннего возраста. Одной из форм таких экологических занятий с дошкольниками может стать создание своими руками книжки по экологии – такой мини-энциклопедии с разнообразными карточками, конвертами и кармашками, в которых прячутся задания с собранной информацией по теме. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, воспитателям необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Важно научиться и адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно- образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач. Разнообразие дидактических игр на экологическую тему не позволит ребятам скучать, развивает логическое мышление и сообразительность. |
Цель создания книжки-развивайки |
Неиссякаемый интерес детей и родителей к экологии побудило меня создать книжку-развивайку «Чудеса природы », предназначенный для детей 3-5 лет, где наполнены материалы к занятиям. Методическое пособие разработано с целью овладения детьми всеми сторонами познания, используя обучающие игры, с целью обеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых. Часто природа и её явления наталкивают нас на какие-то мысли, решения. Так, вспомнив про радугу, я решила свои странички сделать разноцветными. Получилось ярко, весело и эстетично. |
Составляющие игры, форма и элементы |
Книжка представляет собой самодельную, тематическую, интерактивную книжку, сшитая из фетра, где каждая страница это разная область познания с дидактическими пособиями и играми, кармашками простыми и фигурными, необычными конвертами, дверками, окошками, мобильными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Она имеет яркое, красочное оформление и четкую структуру. Работа с книжкой позволит разнообразить работу и повысит познавательный интерес у детей. Герои поднимают настроение и развивают мелкую моторику. Первый разворот книжки Дидактическая игра «Когда это бывает?», « Зима» Цель: Формировать представления о времени года зима, о зимних месяцах, воспитывать любовь к природе. Дидактическая игра «Кто где живет?» Цель: учить различать диких животных, учить классифицировать диких животных по месту обитания. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цель: Развитие умения описывать птицу и узнавать их по описанию. Второй разворот книжки Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Весна» Цель: Формировать представления о времени года весна, о весенних месяцах, развивать умение описывать двумя-тремя предложениями, развивать связную речь, память, мышление, закреплять названия и внешние признаки первоцветов, деревьев, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру. Дидактическая игра «Деревья» Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение. Третий разворот книжки Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Лето» Цель: Формировать представления о времени года лета, о летних месяцах. Развивать умение описывать летние месяцы, развивать связную речь, память, мышление, закреплять названия и внешние признаки цветов, деревьев, ягод, погоды, водоема и летнего урожая овощей и фруктов. Дидактическая игра «Насекомые» Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, закрепление названий насекомых Четвертый разворот книжки Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Осень» Цель: Формировать представления о времени года осень, об осенних месяцах. Развивать умение описывать осеннюю красоту природы, листопад. развивать связную речь, память, мышление, закреплять названия грибов, листьев осеннего урожая овощей и фруктов. Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: Совершенствовать умения детей классифицировать грибы по признаку : съедобные-несъедобные. Воспитывать у детей осторожное обращение с грибами, которые им плохо известны Дидактическая игра «Правила поведения в природе» Цель: Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе, развивать память, речь детей, творческие способности, воспитывать познавательный интерес, любовь к родной природе, уважение к партнёрам и соперникам по игре, воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды. Пятый разворот книжки Дидактическая игра «Поиграем в сказку» Цель: Обогащать и активизировать словарь детей через театрализованную игру, формировать умение узнавать и называть русские народные сказки по героям и загадкам, развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, творческие способности детей, способствовать созданию положительного эмоционального настроя, воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному творчеству, интерес к театрализованной деятельности. Дидактическая игра «Ребятам о зверятах» Цель: Закрепить знания у детей о диких животных, развитие внимания, мышления, воображения. Активизировать словарь детей словами-действиями: прыгает, скачет, бегает, идет-переваливается, крадется. Шестой разворот книжки Игра- ходилка «Покорми котенка» |
Осваиваемое детьми содержание |
Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление познавать этот мир. Методическое пособие поможет педагогу создать условия для свободной детской игры. Данное пособие является наглядно-практическим методом обучения, который отвечает современным требованиям Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. В ходе знакомства с книжкой у детей расширяется и активизируется словарный запас. Благодаря этой форме работы, дети многое узнают с удовольствием поиграют, и это позволит разнообразить работу, и повысит познавательный интерес у детей. |
Возможности использования игры в совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей |
Использование книжки-развивайки позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. В ходе игры дети повторяют и закрепляют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем. Развивает познавательную активность, самостоятельность, инициативность. Побуждает детей самостоятельно, по своему желанию собирать книжку, играть вместе. |
Результативность использования игры |
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Пособие может помочь быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить пройденный материал в занимательно-игровой форме. Не секрет, что дети лучше всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Пособие быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Результаты использования игры: -быстрое запоминание слов -проявление повышенного интереса к содержанию -проявление самостоятельности при работе с игрой -проявление интереса со стороны родителей -приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме -повышение познавательного интереса у детей -эффективное усвоение информации и закрепление воспитанниками изученного в интерактивной, занимательно-игровой форме Задача педагога развивать любознательность детей, их стремление познавать этот мир. |
Преимущество дидактического пособия |
Благодаря книжке ребенок самостоятельно может познавать окружающий мир, узнавать новое. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Книжка помогает осуществить триединый подход к обучению: услышу, увижу, сделаю. Освоение пройдёт через разные чувства восприятия ребёнка: слух, зрение и самое главное – манипуляции руками Игры с книжкой развивают речь, память, внимание, мышление и другие психические процессы, которые необходимы для дальнейшего обучения детей в школе. -Интересное и привлекательное оформление -Возможность использования различных форм организации работы с детьми (индивидуально, в паре, самостоятельно, во взаимодействии со взрослым) -Мобильность использования и компактность хранения -Дифференциация образовательной работы с учетом способностей и возможностей детей -Вариативность использования игровых заданий |
Литература
- Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – Москва: Мозаика-Синтез, 2004. – 96с.
- Интернет -ресурсы
Фотоотчет книжки-развивайки
Первый разворот книжки
Дидактическая игра «Когда это бывает?», « Зима»
Цель: Формировать представления о времени года зима, о зимних месяцах, воспитывать любовь к природе.
Дидактическая игра «Кто где живет?»
Цель: учить различать диких животных, учить классифицировать диких животных по месту обитания.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель: Развитие умения описывать птицу и узнавать их по описанию.
Второй разворот книжки
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Весна»
Цель: Формировать представления о времени года весна, о весенних месяцах, развивать умение описывать двумя-тремя предложениями, развивать связную речь, память, мышление, закреплять названия и внешние признаки первоцветов, деревьев,
формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Дидактическая игра «Деревья»
Цель: Закрепление знаний детей о разнообразии деревьев и кустарников, умение различать их и находить нужное растение.
Третий разворот книжки
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Лето»
Цель: Формировать представления о времени года лета, о летних месяцах. Развивать умение описывать летние месяцы, развивать связную речь, память, мышление, закреплять названия и внешние признаки цветов, деревьев, ягод, погоды, водоема и летнего урожая овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Насекомые»
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, закрепление названий насекомых
Четвертый разворот книжки
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Осень»
Цель: Формировать представления о времени года осень, об осенних месяцах. Развивать умение описывать осеннюю красоту природы, листопад. развивать связную речь, память, мышление, закреплять названия грибов, листьев осеннего урожая овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы»
Цель: Совершенствовать умения детей классифицировать грибы по признаку : съедобные-несъедобные. Воспитывать у детей осторожное обращение с грибами, которые им плохо известны.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе»
Цель: Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе, развивать память, речь детей, творческие способности, воспитывать познавательный интерес, любовь к родной природе, уважение к партнёрам и соперникам по игре, воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды.
Пятый разворот книжки
Дидактическая игра «Поиграем в сказку»
Цель: Обогащать и активизировать словарь детей через театрализованную игру, формировать умение узнавать и называть русские народные сказки по героям и загадкам, развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, творческие способности детей, способствовать созданию положительного эмоционального настроя, воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному творчеству, интерес к театрализованной деятельности.
Дидактическая игра «Ребятам о зверятах»
Цель: Закрепить знания у детей о диких животных, развитие внимания, мышления, воображения. Активизировать словарь детей словами-действиями: прыгает, скачет, бегает, идет-переваливается, крадется.
Шестой разворот книжки
Игра- ходилка «Покорми котенка»