Валиева Алсу Рифгатовна,
Нурлыгаянова Гульназ Фаридовна
Салимова Лилия Маратовна
воспитатель по обучению татарскому языку,
старший воспитатель
воспитатель
МАДОУ «Детский сад №393 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Г. Казань
Название | Дидактическая игра «Думай. Крути. Скажи.» |
Направленность | Речевое развитие |
Возрастная группа | С 4 лет |
Цель | Цель: Закрепление навыков составления предложений на татарском языке. |
Задачи | Дидактическая задача: – активизировать в речи татарские слова (әби, бабай, әни, әти, мин, кыз, малай; ипи, сөт, өчпочмак, ботка, аш, песи, тычкан, алма, яшелчә (кишер, кыяр, кәбестә); ашый, эчә, рәсем ясый, җырлый, бара, юа, йоклый, уйный, бии, йөгерә, ярата, басып тора, утыра, сикерә, уйный) – способствовать умению составлять предложения из 2 -3 слов с глаголами на татарском языке. Развивающая задача: – развивать и стимулировать память, внимание, мышление, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми; Воспитательная задача: – учить детей играть в команде, соблюдая правила и очередность ходов. |
Краткое описание | Игровая задача (для ребенка): – собрать как можно больше фишек правильно составляя предложения Игровые атрибуты: игровое поле состоит из 3-х разного размера кругов, – 1 круг (верхний) обозначает первое слово в предложение (лицо которое, совершает действие в предложении, является подлежащим); – 2 круг – второе слово в предложении (является дополнением); – 3 круг – третье слово в предложении обозначает действие (сказуемое); – игральный кубик; – сюжетные картинки; набор дополнительных картинок; – фишки. Правила игры Организационные: – количество игроков от 1 до 4 человек, 1 ведущий (взрослый). Дисциплинарные: – ведущий сообщает, что нужно «ходить» по очереди, после правильно составленного предложения взять фишку. Игровые: – в игре побеждает тот, кто наберет больше фишек. Содержание игры: игрокам нужно составить предложения, вращая круги игрового поля. Методические рекомендации Подготовка к проведению 1. Игра предназначена для детей подготовительных групп, но может быть использована для детей старшей и средней группы (взрослые, не владеющие татарским языком) 2. Оптимальное количество предусмотренных игроков – 4. Можно играть с двумя или тремя детьми. Больше 4-х количество игроков не рекомендуется, так как игра может затянуться и станет неинтересна детям. Примечание: В ходе апробации игры нами было замечено, что дети всегда стараются составить предложения из 3 слов, чтобы получить круглую фишку. Многие пытаются связать слова в предложения с помощью предлогов и союзов (в основном это татароязычные дети). Например: «Әни песи белән уйный». Педагог в данной ситуации должен помочь ребенку найти подходящий предлог или союз. Таким образом, дидактическая задача игры расширяется, а варианты игры увеличиваются. Играйте и учитесь! |
Ход игры | Игровые действия: 1. Игроки определяют очередность. 2. Игроки по очереди кидают игральный кубик и поворачивают тот круг, который выпал на игральном кубике. 3. Игрок, поворачивая только 1 круг должен совместить картинки 3 полей таким образом, чтобы получилось предложение из 3 слов. Если не получается то из 2, (используя 1 и 3 поле, игрок закрывает лишнюю картинку). 4. За предложение из 3 слов игрок получает круглую фишку, за предложение из 2 слов полукруглую фишку. 5. Пустая картинка на 2 и 3 игровом поле означает, что игрок может использовать любое подходящее слово. 6. Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек. Проведение игры Игра проходит в 3 этапа 1 этап. Игра ознакомительная. Педагог объясняет правила, показывает, как можно составлять предложения. Самое главное – детям нужно дать установку, что эта игра на татарском языке и строить предложения надо по-татарски. Это своего рода тоже правило. 2 этап. Педагог организует игру с игральным кубиком 3 этап Педагог использует разные варианты игр. Варианты игры 1. «Основной» Игроки бросают кубик и поворачивают тот круг, который выпал, стараясь при этом составить предложение из 3 слов. 2. «Послушай и сделай» (для закрепления выполнения заданий на слух) Педагог говорит предложение, а ребенок, поворачивая круги, составляет его с помощью картинок на игровом поле. В данном случае игральный кубик не используется. 3. «Посмотри и сделай» (для закреплений заданий по образцу) Использование сюжетных картинок: педагог раздает детям сюжетные картинки, игроку необходимо составить предложение по сюжету из картинки из 2-3 слов используя игровое поле. В данном случае игральный кубик не используется. 4. «Подбери слово» Перевернуть один кругов. Детям раздаются картинки, соответствующие этому кругу, они подставляют картинку и составляют предложение. 5. «Придумай предложение» Использование обратной стороны кругов. 1, 2, 3 круг можно перевернуть и использовать для другого варианта игры. В данном варианте на кругах нет изображений. Детям заранее раздаются карточки. И они, используя карточки составляют предложения из того что у них есть. В эту игру можно играть только после того как дети хорошо изучат правила 1 варианта игры. В любом варианте игры после каждого составленного предложения игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше всего фишек. |
ФИО автора, должность, место работы | Валиева Алсу Рифгатовна воспитатель по обучению татарскому языку, Нурлыгаянова Гульназ Фаридовна старший воспитатель, Салимова Лилия Маратовна воспитатель, МАДОУ «Детский сад №393 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» г.Казани |