Гонченко Инна Геннадьевна,
Николаева Гульнара Ильдаровна
Воспитатели
МБДОУ № 30 «Белочка»
Г. Набережные Челны
Актуальность
В настоящее время дети все меньше играют в игры. Они все больше времени проводят у экранов телевизоров или с телефоном, даже не смотря на столь маленький возраст. Дидактическая игра даёт возможность решать не только педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников, но и объединяют детей для общения. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения речи.
Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Поэтому в своей работе мы используем рисунки, схемы, таблицы, дидактические игры.
Дидактические игры можно применять для индивидуальной работы, групповой, а также дома с родителями.
Д/И «НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ ЗВУКА»
Паспорт игры
Название |
Д/И «Найди домик для звука» |
Направленность |
Игра по развитию речи |
Возрастная группа |
5-7 лет |
Цель |
Развивать представления детей о процессе звукового анализа и синтеза слов, умение находить слова с нужным звуком из заданного ряда слов. Развивать фонематический слух и внимание. |
Задачи |
– активизировать знания о звуках и буквах; – уточнить представления о гласных и согласных звуках; – учить дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости; – закрепить умение правильно выполнять звуковой анализ слова. – совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление |
Краткое описание . |
Взрослый предлагает детям найти картинки с определенным звуком и правильно поставить их на поле барабана. Дети учатся подбирать слова с парными согласными (Ж-Ш, З-С, Д-Т…). Задания носят игровой, занимательный характер. Одновременно закрепляются лексические темы: «Дикие и домашние животные», «Транспорт» и другие. Игра сделана из цветного заламинированного картона. Картинки предметов можно взять из лото. |
Ход игры |
Играют два человека или две команды. Перед каждым участником находится игровое круглое поле с определенной буквой посередине. Участники игры по очереди берут картинки с изображением зверей, произносят вслух название животного. Если в названии животного присутствует нужная буква, то картинка с животным кладется на игровое поле, где живет эта буква. Если в названии животного нет нужной буквы, то ход переходит к другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока игровое поле не будет закрыто. Кто первым правильно закроет все ячейки поля, тот и выиграл. |
ФИО автора, должность, место работы |
Гонченко Инна Геннадьевна Николаева Гульнара Ильдаровна воспитатель г. Набережные Челны МБДОУ № 30 «Белочка» 8-917-862-89-32 Inna6771@ mail.ru |
2 вариант игры
Название |
Д/И «Подбери слова с определенным количеством слогов» |
Направленность |
Игра по развитию речи |
Возрастная группа |
5-7 лет |
Цель |
Развивать представления детей о процессе звукового анализа и синтеза слов, умение подбирать слова с определенным количеством слогов. Развивать фонематический слух и внимание. |
Задачи |
– Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество последовательность слогов в слове; – Формирование умения различать слово и слог; – Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения; – Активизировать и расширять словарный запас детей. |
Краткое описание |
Взрослый предлагает детям найти картинки с определенным количеством слогов и правильно поставить их на поле барабана. |
Ход игры |
Играют два человека или две команды. Перед каждым участником находится игровое круглое поле, в середине которого определено, с каким количеством слогов нужно разместить карточки. Участники игры по очереди берут картинки с изображением зверей, определяют количество слогов в названии животных. Первый игрок ищет картинки с одним слогом, другой – с двумя слогами. В дальнейшем можно предложить детям слова с 2, 3, 4 слогами. |
ФИО автора, должность, место работы |
Гонченко Инна Геннадьевна Николаева Гульнара Ильдаровна воспитатель г. Набережные Челны МБДОУ № 30 «Белочка» 8-917-862-89-32 Inna6771@ mail.ru |