Насырова Регина Динаровна
Педагог-психолог
МБОУ «Школа 81» Г. Казань
Название | «В поисках сокровищ» |
Направленность | Развивающая игра |
Возрастная группа | Младшие школьники |
Цель | формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. |
Задачи | формирование представлений о пространстве относительно себя;развитие ориентировки в собственном теле;развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов относительно друг друга;развитие крупной и мелкой моторики. |
Краткое описание | Данная игра оформлена в виде квеста. Данный квест предполагает прохождения 1 занятия на 30 минут. Упражнения направлены на формирования пространственных представлений, развитие ориентировки в собственном теле, развитие крупной и мелкой моторики. |
Ход игры | Введение Задание №1 «Нейрокарточки» (5 мин) Задание №2 «Теремок» (время 5 мин) Задание №3 «Слушай внимательно и покажи правильно» (время 5 мин) Задание №4 Упражнение «Су-джок» (время 5 мин) Задание №5 «Графический диктант» (10 мин) Рефлексия (5 мин) |
ФИО автора, должность, место работы | Насырова Регина Динаровна, педагог-психолог, г.Казань, Кировский район, МБОУ Школа №81 |
Конспект внеурочного мероприятия, направленного на формирование высших психических функций у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Тема: «В поисках сокровищ»
Цель работы: формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
- формирование представлений о пространстве относительно себя;
- развитие ориентировки в собственном теле;
- развитие умения ориентироваться в пространственном расположении предметов относительно друг друга;
- развитие крупной и мелкой моторики.
Время проведения внеурочного мероприятия: 35 минут.
Оборудование: карточки с заданиями, карточки с изображенными животными, су-джок, листы бумаги, карандаши (Приложение 1).
Введение
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебное и опасное приключение на Остров сокровищ, чтобы найти сундук с драгоценностями! Впереди нас ждет множество ловушек и опасностей, пираты будут пытаться опередить нас. Но мы с вами должны быть отважными и первыми добраться до сундука с сокровищами! Итак, ребята вы готовы отправиться в это приключение? Отлично, тогда вперед!
Мы с вами высадились на необитаемом острове. Вокруг нас только джунгли полные опасностей и неизведанности. Но что это за звук? Треснула ветка! Вдруг на поляну из-за кустов выскочили местные дикари. Они настроены недружелюбно. Чтобы расположить их к себе, нам необходимо объяснить им куда мы держим путь с помощью специального языка рук.
Задание №1 «Нейрокарточки» (5 мин)
Детям предъявляются карточки с изображенными в разных позах руками (рис.1; рис.2). Детям необходимо правильно повторить позы, которые изображены на карточках.
«Молодцы, ребята, со всем справились! Дикари приветствуют нас! Они указали нам путь, который ведет к сундуку с сокровищами. Нужно идти прямо по тропинке и никуда не сворачивать.
Долго шли вы по этой тропинке, и вдруг увидели большой дом. Рядом с ним сидели разные дикие зверушки. Помогите зверушкам Острова сокровищ найти свое место в домике. (рис. 3-10).
Задание №2 «Домик» (время 5 мин)
Инструкция: «Слон живет в левом верхнем углу. Леопард живет в правом нижнем углу. Тигр живет сверху посередине. Лев живет в левом нижнем углу. Зебра живет в правом верхнем углу. Лемур живет между леопардом и львом. Выше всех живет обезьяна».
А теперь пора снова отправляться в путь! Только посмотрите, пока вы помогали зверушкам, Остров сокровищ неуловимо изменился, и тропинка исчезла! Остров не хочет, чтобы вы нашли сокровища. Но храбрые герои не сдаются! Чтобы найти путь вам нужно выполнить следующее задание.
Задание №3 «Слушай внимательно и покажи правильно» (время 5 мин)
Инструкция: учитель называет часть тела и показывает неверно. Дети должны показать правильно названную часть тела.
Например: Учитель говорит покажите нос, а сама указывает на левое ухо.
Ура! Деревья расступились и появилась лужайка! На ней радостно прыгали обезьянки. Давайте разомнемся вместе с ними. После разминки обезьянки укажут нам верный путь.
Задание №4 Упражнение «Су-джок» (время 5 мин)
Обезьянка мыла мылом лапку
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила Большой,
Сполоснув его водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и пыль и краску.
Средний мылила усердно:
Самый грязный был наверно.
Безымянный тёрла пастой –
Кожа стала сразу красной.
А Мизинчик быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.
Вы почти у цели! Но что произошло? Маленькая обезьянка весело скакавшая с вами вдруг испугалась, подскочила и закрыла глазки. На тропинку откуда ни возьмись выскочил большой бегемот! (рис.11).
«Хей-хей, ребятки! Куда путь держите?» – спросил тигр.
«Мы идем искать сокровища!» (отвечают дети)
«Не так-то просто будет вам найти сокровища. У меня для вас есть особое задание. Если справитесь помогу вам их найти, а если нет то проглочу и съем! Вы готовы?»
«Да» (отвечают дети)
Задание №5 «Графический диктант» (10 мин)
Отступите 2 клетки вправо и 4 клетки вниз, затем приступайте к диктанту:
3→ 4↓ 2→ 1↑ 1→ 1↑ 1→ 1↑ 8→ 1↓ 1→ 1↓ 1→ 4↓ 3← 2↓ 3← 1↑ 1→ 1↑ 6← 2↓ 3← 1↑ 2→ 2↑ 3← 4↑ 2← 2↑
«Справились все-таки! Ну молодцы-молодцы. Так и быть помогу вам выйти с Острова»
Тигр взмахнул своим полосатым хвостом и в том месте, где только что были джунгли появился сундук с сокровищами.
«Вы прошли весь остров и нашли сундук! Ура, ребята! Вы справились!»
Рефлексия (5 мин)
-Ребята, сегодня на занятии вам было интересно?
– Вам понравилось?
– Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
По итогам проведенного внеурочного мероприятия реализованы следующие результаты:
- частично сформированы пространственные представления у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- намечена тактика дальнейшего развития пространственных представлений и моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Были выявлены следующие риски:
- повышенная истощаемость внимания у детей с ЗПР;
- сложности с концентрацией внимания у детей с ЗПР;
- сложности ориентировки в пространстве собственного тела у детей с ЗПР.
Список литературы
- Акопова М.А. //Клиническая психология детей и подростков//. уч.-мет. пособие. Буденновск, 2014г.-57с.
- Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. / Т.В. Артемьева. – Казань: Отечество, 2013.- 157с.
- Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Ж. В. Азарова, Е. И. Афанасьева. – Москва: Совершенство, 1998. – 352 с.
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. – Москва: Астрель, 2008 – 113 с.
- Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : Учеб.-метод. пособие для вузов. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007. – 311 с.
- Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : [учеб. пособие]. – М. : Экзамен, 2006. – 159 с.
- Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина. – Москва: Академия, 1998. – 160 с.
- Зейгарник Б. В. Патопсихология : Учеб. пособие для вузов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Аcademia, 2005. – 208 с.
- Киселев П. А. Как развить память ребенка / П.А. Киселев. – Санкт-Петербург: Аквариум, 1996. – 400 с.
- Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / В. В. Лебединский. – 2-е изд., испр. – М. : Аcademia, 2004. – 142 с.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 400 с.
- Немов Р.С. //Психология// изд.: Москва 2010г. -378с.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л. Ф. Обухова — Москва: Роспедагентство, 1996. – 460 с.
- Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Методическое пособие / Л. Г. Парамонова – Москва: Национальный книжный центр, 2018. – 272 с.
- Репина Н. В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И.И. Юматова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 479 с.
- Скворцов И.А. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей : Учеб.-метод. пособие / И.А. Скворцов, Г.А. Адашинская, И.В. Нефедова; Науч.-терапевт. центр профилактики и лечения психоневрол. инвалидности. – М. : НТЦ ПНИ, 2000.
- Хусаинова Р.М. Психологическое сопровождение образовательного процесса: методическое пособие / Р. М. Хусаинова, И. М. Захарова, А. Н. Яшкова. – Казань: Бриг, 2015. – 128 с.
- Шипицына Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для вузов / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М. : Владос, 2004. – 367 с.
Приложение 1
Рис 1.
Рис 2.
Рис. 3 – 10
Рис. 11