Храмова Лариса Васильевна
преподаватель
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» г.Нижнекамск
Название | Развивающая игра «Умные дорожки» |
Направленность | Социальное-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие |
Возрастная группа | 4-7 лет |
Цель | Развитие когнитивных и регуляторных способностей у детей дошкольного возраста |
Задачи | -Учить работать по образцу, выкладывая картинки в определённой последовательности. – Формировать умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать). -Развивать восприятие, внимание, память, речь, наблюдательность, воображение и творческую активность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные свойства и признаки предметов. -Продолжать развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. |
Краткое описание | Игровой материал: -наборное полотно с одним рядом клеток – «окошечки»; -10 игровых полей в форме наборного полотна с двумя рядами клеток; – коробочки с комплектами предметных картинок по темам «Домашние животные», «Фрукты», «Игрушки», «Цифры», «Геометрические фигуры», «Посуда», «Разные предметы», «Карандаши», «Транспорт»; – коробочки с мелкими плоскими или объемными игрушками (колечки от пирамидок, детали мелкого конструктора, крупные пуговицы т.п.); -песочные часы – 1-3-5 мин. Игровая задача: кто правильно и быстро заполнит цепочку-дорожку. из картинок (или предметов), тот и победит. Условия игры Игра рассчитана на детей в возрасте 4 – 7 лет. Разучивая правила игры, дети должны усвоить принцип построения цепочки-дорожки из предметов (картинок), порядок их чередования. Задача взрослого – научить ребенка технологии запоминания предметов (картинок) и их последовательность. Для этого детям дается установка на запоминание, предлагается назвать предметы (картинки) по порядку. В более старшем возрасте дети проговаривают название картинок про себя. С детьми 4-х лет, сначала лучше использовать не предметные картинки, а плоские или объемные однотипные мелкие игрушки, отличающиеся только по одному признаку, в количестве не более 3-х штук. Например, можно подобрать и использовать большие пуговицы (колечки от пирамидки, кубики) одного размера и формы, но разного цвета. Как вариант подходят так же геометрические фигуры. В возрасте 5-6 лет постепенно усложняются правила: вводятся предметные картинки по темам «Домашние животные», «Фрукты», «Игрушки», «Посуда», «Разные предметы», «Транспорт». В возрасте 6-7 лет предлагаются серии картинок по темам «Цифры», «Геометрические фигуры-1», «Геометрические фигуры-2», «Карандаши». В этом возрасте детям можно предлагать выполнять задание за определённое время, используя песочные часы. Серии картинок можно перемешивать для внесения новизны в содержание игры. В дальнейшем дети могут играть на поверхности стола, не используя наборное полотно. Варианты усложнения игры 1.Взрослый на шаблоне выкладывает 2 раппорта их предметных картинок, но при этом во втором раппорте пропускает несколько картинок. Ребенок, раскладывая картинки, должен догадаться, каких картинок не хватает, добавить их и продолжить заполнять дорожку. 2.Взрослый на шаблоне выкладывает раппорт, заполняя весь ряд. Ребенок должен выложить на своем игровом поле те же картинки, но в обратном порядке. 3. Взрослый на шаблоне выкладывает раппорт из предметных картинок. Ребенок на своем полотне повторяет его один раз. Далее взрослый называет картинку, а ребенок должен найти для нее место в пустой клеточке на игровом поле, ориентируясь на раппорт. Так взрослый может назвать несколько картинок. После этого ребенок самостоятельно заполняет оставшиеся пустые клетки. 4.Воспитатель предлагает самим детям сначала составить раппорт, подбирая картинки в определённом количестве и по определенному признаку: – название картинок начинается с определённого звука или имеют определённый звук, – предметы на картинках имеют одинаковый цвет или форму; – подобрать картинки так, чтобы получилась цепочка слов; – подобрать картинки, имеющие один (два, три) слога; – подобрать картинки с деревянными (железными, бумажными, стеклянными) предметами; – подобрать картинки с любимыми предметами; – подобрать картинки с предметами, которые можно встретить в сказках; – подобрать картинки, которые можно назвать одним словом; – подобрать картинки с предметами, которые умеют летать (плавать, ездить) и т.д. Затем дети заполняют дорожку в соответствии с составленным ими раппортом. 5.Взрослый предлагает составить раппорт ребенку в форме диктанта, например: «Положи в третье окошко картинку с мячом, слева от нее картинку с неваляшкой, а справа – картинку с машиной…» Далее можно предложить ребенку для составления раппорта добавить картинки по собственному выбору. 6. Перед ребёнком выложена определенная цепочка из картинок. Ребенок должен запомнить и по памяти воспроизвести эту цепочки и продолжить ее. 7. Перед ребёнком выложен образец из картинок. Ребенок должен найти и исправить ошибку на наборном полотне. |
Ход игры | Взрослый на наборном полотне – образце выкладывает дорожку из тематической серии предметных картинок и вместе с ребенком определяет, как можно назвать эти картинки одним словом (например, «геометрические фигуры», «посуда»). По сигналу взрослого ребенок должен составить цепочку-дорожку из картинок на своем игровом поле, повторяя порядок картинок несколько раз. «Ребята, перед вами на шаблоне выложена дорожка из картинок. Вам нужно на своем игровом поле заполнить дорожку так, как показано на моем образце. Заполнять надо все клеточки, повторяя последовательность картинок. Задание нужно выполнить правильно и быстро. Кто закончит, скажите: «Я закончил!» |
ФИО автора, должность, место работы | Храмова Лариса Васильевна, преподаватель, ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж» |