Бурангулова Галия Равилевна
Учитель – дефектолог
МБОУ «Школа № 81» Г. Казань
Название | «Как медвежонок Тимка потерял свою маму» |
Направленность | Развивающая игра |
Возрастная группа | Младшие школьники |
Цель | Развитие ВПФ, гностических и праксических функций у младших школьников с ЗПР. |
Задачи | развитие слуховой памяти; развитие мышления; развитие мелкой моторики развитие пространственных представлений и времени. |
Краткое описание | Данная игра оформлена в виде квеста. Данный квест предполагает прохождение 5 занятий по 30 минут. Упражнения каждого занятия направлено на развитие слуховой памяти, развитие мышления, а так же мелкой моторики. |
Ход игры | Конспект №1 Тема: «Как медвежонок Тимка потерял свою маму» Задание №1. Послушай и запомни. Задание №2. Пальчиковая гимнастика «Мой любимый мячик» Задание №3. «Слова» Задание №4. «Обведи кружок» Задание №5. «Точка и квадрат» Завершающая часть. Рефлексия Конспект №2 Тема: «Приключения Тимки в стране снега» Задание №1. «Веселые пуговки» Задание №2. Пальчиковая гимнастика «Колечки» Задание №3. «Цветные полоски». Задание №4. Релаксация «Луг-лес-река-луг» Завершающая часть. Рефлексия. Конспект №3 Тема: «Тимка в жарких джунглях». Задание №1. «Вопросики» Задание №2. «Говори наоборот» Задание №3. «История в картинках» Задание №4. «Запоминайка» Завершающая часть. Рефлексия. Конспект №4 Тема: «Путешествие Тимки по подводному миру». Задание №1. «Определи звуки» Задание №2. «Развитие представлений времени суток» Задание №3. «Кубик-Рубик» Задание №4. “Найди лишнее слово” Завершающая часть. Рефлексия. Конспект №5 Тема: «Найдет ли Тимка маму в прекрасном царстве цветов?». Задание №1. Упражнение на развитие мыслительной операции: “Сравнение предметов” Задание №2. «Упражнение на развитие гибкости ума» Задание №3. «Фигурка из палочек» Задание №4. «Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова» Завершающая часть. Рефлексия |
ФИО автора, должность, место работы | Бурангулова Галия Равилевна, учитель – дефектолог, г. Казань, МБОУ «Школа № 81». |
Конспекты занятий, направленных на формирование высших психических функций у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического развития
- Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с задержкой психического развития.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Сочетание принципов научности и доступности обучения.
- Принцип систематичности и последовательности в обучении.
- Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения.
- Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.
- Принцип деятельностного подхода в обучении.
- Специфика реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип оперативного контроля и самоконтроля.
- Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения.
- Принцип педагогического оптимизма.
Конспект №1
Тема: «Как медвежонок Тимка потерял свою маму»
Цель работы: развитие гностических и праксических функций у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- развитие слуховой памяти;
- развитие мышления;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: цветные карандаши; карточки с нарисованными предметами;; проектор; презентация с картинками леса.
Время проведения занятий: 30 минут.
Введение: Дорогие ребята, всем добрый день! Сегодня мы с вами отправимся путешествие по стране Озз, чтобы помочь маленькому медвежонку Тимке найти свою маму. В один из дней, Тимка и его мама гуляли по лесу (Рис. 1.). Они собирали вкусные ягодки, смотрели на солнышко и весело проводили время. Однажды Тимка зашел на опушку леса, и его заболтал хитрый-хитрый лис (Рис.2.). Они очень долго стояли на опушке, хитрый лис не останавливаясь рассказывал Тимка интересные истории, в то время как его мама уже ушла далеко-далеко…Уже стемнело, мамы рядом не было, и Тимка сильно заплакал. Он очень скучал по маме, звал ее из последних сил, но у него ничего не получилось. Тимка плакал так сильно, что на этот звук собрался весь лес зверей. Многие животные не смогли оставить Тимка вместе с его печалью, и предложили ему свою помощь.
«А что мне нужно для вас сделать, зверюшки?» – отчаянно спросил Тимка.
«А тебе, Тимка, нужно будет разгадать множество загадок и тайн, только так ты сможешь отыскать свою маму» – ответила мудрая сова (Рис.3).
«Ради мамы я готов разгадать все тайны этого леса!» – вскрикнул Тимка.
Дорогой друг, мы очень должны помочь Тимке, без нашей помощи он никак не справится. Вперед за приключениями!
Задание №1.
Выйдя с опушки леса, первое задание Тимке дал старый волк (Рис.4), который очень хочет запутать маленького медвежонка. Нужно быть очень внимательным, чтобы пройти первое испытание, ведь впереди нас еще ждет множество заданий!
Время проведения: 5 минут
Оборудование: цветные карандаши; карточки с нарисованными предметами; проектор; презентация с картинками леса.
Прослушайте внимательно слова, которые я сейчас назову. Постарайтесь их запомнить. Педагог один раз читает слова с интервалом в 3 секунды: ЧАСЫ, УТЮГ, КРАСКИ, ШАПКА, СЫР, ПОРТФЕЛЬ, СОСИСКИ, КАРАНДАШ, САПОГИ, ЖИЛЕТ. Теперь посмотрите на нарисованные предметы, и вычеркни только те предметы, названия которых ты слышал. Попробуй объединить предметы в группы. Объясни свой выбор.
Старый волк удивился, давно он не встречал таких детишек, как ты. Ты блестяще справился с первым испытанием, и он с гордостью отправляет тебя к Ушастому зайцу (Рис. 5), который подскажет тебе дальнейший путь.
Задание №2. Пальчиковая гимнастика «Мой любимый мячик»
Ты большой молодец, дорогой друг! Ты успешно прошел первое испытание у старого волка. Пройдя немного дальше, нас встречает ушастый заяц! Заяц очень любит интересные стишки, и тебе обязательно нужно прослушать именно этот, который он приготовил для тебя.
Время проведения: 5 минут
Оборудование: детский мячик, проектор, презентация с зайцем.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю
Здравствуй, мой любимый мяч! –
Скажет утром каждый пальчик
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец
Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь!
Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю – браво.
Задание №3. «Слова»
Вот это да! Ушастый заяц очень удивился, насколько ты внимательный помощник. Он просил передать, что в своем лесу он встречал немало путешественников, но таких как ты – никогда! Ушастый заяц с радостью показывает тебе следующую дорогу к мудрой сове. У нее для тебя специальное задание, в котором она хочет проверить, насколько сильно ты хочешь помочь Тимке отыскать свою любимую маму.
Время проведения: 10 минут
Прослушай ряд слов, а затем постарайся воспроизвести их вслух в том же порядке: ДОМ, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, НЕБО.
Прослушай ряды слов, а затем постарайся воспроизвести их вслух в том же порядке:
а) МАМА, БРАТ, ДЯДЯ, СЕСТРА, ЖЕНА
б) МАЙ, ЛЕТО, СРЕДА, ВЕСНА, СЕНТЯБРЬ
Какую группу слов было легче запомнить? (б) Почему? (Слова связаны по смыслу, такие группы слов запоминаются легче.)
Мудрая сова сразу поняла, что ты очень хочешь помочь Тимке, поэтому с радостью отправляет тебя к веселым лягушкам-квакушкам (Рис. 6) на болото, через которое тебе надо будет аккуратно перейти. Но будь очень аккуратен, лягушки-квакушки любят гостей у себя на болоте, но не любят их от себя отпускать.
Задание №4. «Обведи кружок»
Придя на болото, нас встречают множество озорных лягушек-квакушек. Ты им очень понравился, и они хотят, чтобы ты остался с ними. Но мы не можем, у нас ведь впереди еще столько нераскрытых загадок, пройдя через которые, Тимка наконец-то обнимет свою маму.
Время проведения: 5 минут
Оборудование: бумага, картинки с изображениями геометрических фигур, карандаши.
Посчитайте, сколько на странице квадратов, а сколько кругов. Рядом с каждой фигурой внизу обведите то число, которое у вас получилось при подсчете.
Лягушки-квакушки очень расстроились, что ты так хорошо разгадал их загадку, и очень нехотя отправляют тебя к большому лосю (Рис. 7). Но лягушки-квакушки знают, что впереди нас ждет еще очень много всего, поэтому только вперед!
Задание №5. «Точка и квадрат»
Мы подошли к большому лосю. Он с радостью согласен вывести нас из леса, конечно, если только мы разгадаем его задание. Это наше последнее задание в лесу, так что отнесись к нему очень ответственно, у большого лося и так уйма своих дел.
Время проведения: 5 минут
Оборудование: бумага, нарисованные картинки с геометрическими фигурами, карандаши.
Перед вами нарисованы квадраты, ваша задача состоит в том, чтобы посмотреть, как расположены точки в левом квадрате и поставить точки в правом квадрате точно так же.
Большой лось с радостью выводит нас из леса, и мы видим снежную сказку. Все вокруг в снегу, тут очень холодно, и нам нужно будет поскорее пройти этот путь, чтобы Тимка и мама вновь встретились.
Завершающая часть. Рефлексия. Время проведения: 5 минут
Все рисунки к конспекту в Приложении 1.
Конспект №2
Тема: «Приключения Тимки в стране снега»
Цель работы: развитие гностических и праксических функций у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного восприятия;
- Развитие слухового восприятия.
Оборудование: фрагменты карты; листы бумаги А4; музыка; пуговицы; карандаши; проектор; презентация с картинками снега.
Задание №1. «Веселые пуговки»
Брррр, как здесь холодно! Все вокруг в снегах, во льдах… (Рис.1) Где же нам здесь искать маму? Нужно найти кого-нибудь, кто подскажет нам дальнейшую дорогу. Пройдя немного вперед, к нам навстречу идет Королевский пингвин (Рис.2). Большой лось из леса рассказал Королевскому пингвину о том, что мы придем, поэтому он все знает. Но Королевский пингвин не спешит нам помочь, сначала он хочет проверить, сможем ли мы пройти его задание.
Время проведения: 10 минут
Оборудование: удобный стульчик, музыка, пуговицы.
Задание: необходимо удобно устроиться за столом, на ковре или на мягком диване. Включить приятную музыку. Взять коробочку с пуговицами.
Ребята в этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одеждах разных людей. Слышите их разговор, они рассказывают друг другу удивительные истории, наши пуговки помнят улыбки и содержат в себе счастье и много радости. Возьмите пуговицу в руку, сожмите в кулак и согрейте ее. Чувствуете, как е вам пришла радость? Теперь, если вам будет грустно, найди ее, поддержи в руках, и она придаст силы. Пуговичка может дарить радость и другим. С кем бы вы хотели поделиться радостью? Скажите этому человеку что-нибудь хорошее».
Королевский пингвин удивлен, как успешно ты справился с его заданием. Но ему ничего не остается, как подсказать нам дальнейшую дорогу. Итак, мы отправляемся вперед, к большому белому медведю (Рис. 3).
Задание №2. Пальчиковая гимнастика «Колечки»
Большой белый медведь очень добрый, и очень рад нашей встрече. Он с радостью встречает нас, и предлагает очень интересную игру, но помни, что у него мало времени, ведь скоро ему пора идти на охоту.
Время проведения: 5 минут
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец – указательного и большого – это большое колечко. Все повторить на другой руке.
Большой белый медведь с радостью отправляет нас к морскому льву (Рис.4), но предупреждает, что его задания очень коварны, поэтому тебе нужно очень внимательно проходить его задания. А большой белый медведь с радостью уходит на охоту и желает тебе удачи!
Задание №3. «Цветные полоски».
Вот мы и подошли к морскому льву. Он поглядел на нас и сказал, что видел много храбрецов, но таких как ты, еще не встречал. Он наслышан о том, что мы прошли все задания, и ему очень любопытно было бы посмотреть, насколько мы справимся с его заданием.
Время проведения: 10 минут
Оборудование: подготовить полоски разных цветов, желательно чтобы присутствовал белый, черный, серый и коричневый цвет.
Дети должны на ваш вопрос о цвете того или иного предмета показывать цветную полоску, а не отвечать словами. Постарайтесь стимулировать детей на как можно более быстрый ответ. Будьте и вы внимательны, на некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Если дети их не знают, расскажите им об этом.
Инструкция: «Посмотрите, какие я вам дам цветные полоски. Давайте поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а вы будете полоской показывать какого цвета он, может быть. Будьте внимательны, показывать нужно быстро и правильно.
- Какого цвета трава?
- Какого цвета небо?
- Какого цвета может быть солнце?
- Какого цвета лепестки у ромашки?
- Какого цвета не могут быть ёлки?
- Если кошку зовут Ночка, как вы думаете какого цвета её шерсть?
- Какого цвета может быть море?
- Какого цвета могут быть цветы?
- Какого цвета не бывают овощи?
- Какого цвета может быть зайчик?
Морской лев убедился, что таких храбрецов как ты действительно не встречал. Он с гордостью проводит тебя к снежному барсу (Рис. 5), который и укажет тебе дальнейший путь.
Задание №4. Релаксация «Луг-лес-река-луг»
Снежный барс очень болтлив, и очень любит новых гостей в своих краях. Он просит устроиться тебя поудобнее, и внимательно слушать то, о чем он тебе говорит. Но если ты будешь отвлекаться, то снежный барс рассердится, и не укажет верный путь, поэтому сосредоточься.
Время проведения: 5 минут
Закройте глаз, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой-покой-покой.
Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает, частичками, “добрая” энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше, энергия – клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, но ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох, выдох. Концентрируйтесь на выдохе.
А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.
Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – пряма, что под ногами – трава – песок, – щебень – асфальт, что чувствуете. Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья?. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она – широкая – узкая, глубокая – мелкая. Вы входите в воду, холодная – теплая. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова – луг. Какой это луг? Запах – цветы – ветерок. Что за аромат и свежесть… А теперь на счет три каждый откроет глаза. На счет три – раз, два, три – открыли глаза.
Снежный барс чудесно с тобой поговорил, и воодушевленно отправляет тебя в далекий путь – в жаркие джунгли! Он предупредил, что там много опасностей, так что смотри в оба!
Завершающая часть. Рефлексия. Время проведения: 5 минут
Все картинки к конспекту в Приложении 2.
Конспект №3
Тема: «Тимка в жарких джунглях».
Цель работы: развитие гностических и праксических функций у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- развитие мышления;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие памяти;
Оборудование: фишки и медали; цветные картинки; цветные карандаши; проектор; презентация с картинками джунглей.
Задание №1. «Вопросики»
Вот мы и попали в жаркие джунгли!(Рис .1) Кругом все зелено, на деревьях растет много вкусных фруктов, все так вкусно выглядит, ммм! Снежный барс просил передать, что сначала нам нужно найти задиристую обезьяну (Рис. 2). Пройдя вперед, она нас уже ждала. Встретила она нас весело, кривлялась, дразнилась, но у нас не так много времени, поэтому мы очень ждал от нее задания. Итак, внимание!
Время проведения: 10 минут
Оборудование: фишки, медали
Дети делятся на две команды. Отвечают по очереди. За правильные ответы получают фишки. Выигрывает команда, набравшая большее число фишек. Вручаются медали («золотые» и «серебряные»).
1. Вопросы командам (по очереди):
Какое животное больше – лошадь или собака?
Утром люди завтракают. А вечером?
Днем на улице светло. А ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груша, слива, яблоко.…Это что?
Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Что такое Москва, Калуга, Хабаровск?
Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?
Маленькая овечка – это?
На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
Для чего нужны автомобилю тормоза?
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Что общего между белкой и кошкой?
Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
Что такое футбол, плавание, теннис?
Какие ты знаешь виды транспорта (минимум – 3)?
Чем отличается старый человек от молодого (мин. –3 признака)?
Для чего люди занимаются спортом?
Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
Для чего на конверте необходимо наклеивать марки?
Задиристая обезьяна получила от тебя интересные ответы! Ты ей очень понравился, поэтому она с гордостью отправляет тебя к могучей черной пантере.(Рис. 3)
Задание №2. «Говори наоборот»
Вот нас и встретила могучая черная пантера. Она очень горда, и не любит много говорить с незнакомцами. Но ради тебя, дорогой путешественник, она готова прервать свое лежание под солнышком и задать тебе пару интересных заданий.
Время проведения: 5 минут
Ведущий говорит слово – каждая команда по очереди говорит противоположное.
Слова: веселый – грустный; быстрый – медленный; холодный-теплый и т.д..
Могучая черная пантера призналась, что и не сомневалась, что ты – юный путешественник, обязательно разгадаешь ее загадки. Она показала хвостиком, что нам нужно налево, к милому лемуру (Рис. 4).
Задание №3. «История в картинках»
Пройдя налево, нас увидел красивый лемур, который оказался очень добрым и нежным. Она была обеспокоена пропажей мамы Тимки и сразу же захотела нам помочь.
Время проведения: 10 минут
Оборудование: цветные картинки, из которых можно составить связный рассказ
При первом проведении игры каждому ребенку дается 3-4 картинки, а он должен разложить их так, чтобы получился связный рассказ.
Лемур никогда не слышал столь увлекательных и интересных историй, как та, которую рассказал ты. Сначала он долго думал, к кому же нас отправить, чтобы поскорее отыскать маму, и потом решил, что нам может помочь мудрый тигр.(Рис. 5) Но нужно быть очень аккуратным, потому что он сегодня еще не обедал.
Задание №4. «Запоминайка»
Мудрый тигр облизнулся, когда увидел нас. Мы сразу поняли, что он голоден, и нам нужно поскорее разгадать задание и уходить, иначе обедом можем стать мы сами. Но не забывай про внимательность, иначе мы не сможем успешно пройти задание.
Время проведения: 5 минут
Оборудование: изображенные на бумаге предметы, цветные карандаши.
Ребята, запомните несколько предметов, изображенных на листке, и переверните страницу. А теперь вспомните пары предметов, которые вы видели на предыдущей странице, соедините линией предметы так, как вы запомнили.
Мудрый тигр и зевнуть не успел, как ты все уже закончил! Так что он сейчас пойдет на охоту, а нас отправит в изумительный подводный мир, где нас ждет не менее увлекательные задания и новые знакомства!
Завершающая часть. Рефлексия. Время проведения: 5 минут
Все картинки к конспекту в Приложении 3.
Конспект №4
Тема: «Путешествие Тимки по подводному миру».
Цель работы: развитие гностических и праксических функций у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- развитие восприятия;
- развитие зрительной памяти;
- развитие мышления;
Оборудование: карандаши; кубик-рубик; картинки с изображениями; рисунки, посвященные времени суток; проектор; презентация с картинками подводного мира.
Задание №1. «Определи звуки»
Дорогой друг, мы с тобой оказались в прекрасном подводом мире!(Рис. 1) Вокруг так много ярких рыбок, огромных величественных китов, дельфинов, свирепых акул.. Но куда же нам с тобой двигаться? Мудрый тигр сказал, что нам в первую очередь нужно найти осьминога Пауля, (Рис. 2) который очень хочет нам помочь. Проплыв чуть дальше, мы видим целую стаю осьминогов, и один из них подплыл к нам. Осьминог Пауль узнал о нашем путешествии, но просто так дорогу он нам не покажет. Так что давай мы с тобой сыграем в его игру, и нам откроется новый путь!
Время проведения: 5 минут
Оборудование: картинки с изображениями
Предназначено для развития способностей к фонематическому различию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.
Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово
“молоко”, и ребёнок показывает на картинку с “мячом”, так как и “молоко” и “мяч” начинаются со звука “м”.
Осьминог Пауль с радостью готов проводить нас до следующего жителя подводного мира, который поможет Тимке найти свою маму. Но осьминог Пауль предупредил, что нужно быть очень бдительным с местными подводными жителями, потому что свирепые акулы могут нас преследовать.
Задание №2. «Развитие представлений времени суток»
Осьминог Пауль отправил нас в царство могучих китов, потому что наш путь будет очень длинным и нелегким, без их помощи нам никак не обойтись. Зайдя в их царство, мы видим огромных чудесных существ, синих китов (Рис. 3). Они говорят на своем языке, но заметив нас, замолкают. Один кит подплывает все ближе, и с интересом за нами наблюдает. Потом он сказал, что таких гостей в своем царстве он еще не встречал, и был бы рад, если бы мы остались у них. Но у нас нет времени на это, потому что Тимка очень скучает по своей маме и скорее хочет ее увидеть и обнять. Так уж и быть, промолвил кит. И достал нам свое задание, которое обязательно нужно пройти.
Время проведения: 10 минут
Оборудование: рисунки, посвященные каждому времени суток
Необходимо подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, – утро, день, вечер, ночь. Затем ребёнку задают вопросы: “Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?”, и т.д.
После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идёт речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребёнок в каждую часть суток.
Могучий кит доволен выполненной тобою работой, поэтому хоть и нехотя, но подвезет нас на своей спине до царства Русалок (Рис. 4). Когда мы поехали, могучий кит предупредил нас, что по пути возможны опасности, поэтому держаться нужно крепко. Когда мы поплыли, нам встретилась стая свирепых акул. Акулы очень голодны, и не прочь поужинать нами. Но мы не можем так просто сдаться! Поэтому могучий кит громко-громко закричал «Ууууууу!» и все свирепые акулы уплыли на самое дно. Долго мы плыли, рассмотрели весь прекрасный подводный мир, как наша экскурсия закончилась. Вот мы и оказались у замка Русалок, добродушных и красивых.
Задание №3. «Кубик-Рубик»
Русалки и вправду ангельски красивы! Но, как оказалось, они еще сказочно умны. В руках у них есть кубик-рубик, это их любимая игра. Русалки не отведут тебя к владыке всех морей и океанов – Посейдону, если ты не поиграешь с ними в кубик-рубик.
Время проведения: 10 минут
Оборудование: кубик-рубик
Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.
Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.
Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.
Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.
Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.
Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.
Русалки в тебе не сомневались, ты большой молодец, и они готовы проводить тебя к царю всех морей и океанов – Посейдону (Рис. 5). Посейдон очень добр, горд, и властен. Гостей он всегда принимает с уважением и почтением, и сейчас мы направимся к нему.
Задание №4. “Найди лишнее слово”
Вокруг золотые замки из кораллов, замок охраняют морские коньки, внутри на страже золотые рыбки. Пройдя по золотистому коридору, мы попадаем в огромный зал, где нас ждет царь. Посейдон очень нарядный, на нем огромная золотая корона, которая украшена всеми драгоценными камнями. Вот и настало финальное задание в подводном мире, вперед!
Время проведения: 10 минут
Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребёнку определить слово, которое является “лишним”.
- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
- ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
- МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
- ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
- ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
- ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
- МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
- БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
- КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по подводному миру! Посейдон готов вручить нам золотой ключ от огромной двери, которая находится с задней стороны двора. Мы подходим к этой двери, вставляем ключик в замок, и перед нами открывается…волшебное царство цветов!
Завершающая часть. Рефлексия. Время проведения: 5 минут
Все картинки к конспекту в Приложении 4.
Конспект №5
Тема: «Найдет ли Тимка маму в прекрасном царстве цветов?».
Цель работы: развитие гностических и праксических функций у старших дошкольников с ЗПР.
Задачи:
- развитие зрительной памяти;
- развитие мышления;
- развитие произвольного внимания.
Оборудование: деревянные палочки; листы бумаги А4; цветные карандаши; проектор.
Задание №1. Упражнение на развитие мыслительной операции: “Сравнение предметов”
Какое чудесное место! Вот мы и попали в последнее путешествие, в волшебное царство цветов (Рис. 1). Мама Тимки уже очень близко, и нам осталось совсем чуть-чуть до встречи с ней! Пройдя через дверь Посейдона, нам на встречу сразу попался старый шмель (Рис. 2), который шел с работы. Он сказал, что уже наслышан о нас, и предлагает пройти задание.
Время проведения: 10 минут
Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:
МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА
СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ
ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК
ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА
ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”
Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?
Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.
Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Вот ты и выполнил задание от старого шмеля, он сказал, что ты очень умный, и тебя впереди ждет много всего интересного, ты уже близок к маме Тимки. Старый шмель сказал нам идти на восток, там мы увидим дом бабочек, и нам они обязательно подскажут дальнейший путь.
Задание №2. «Упражнение на развитие гибкости ума»
Пройдя на восток, вдалеке мы увидели множество разноцветных крылышек. Вот это да, бабочки (Рис. 3) ! Настоящие, красочные и веселые, и вправду, как в сказке! Подойдя ближе, бабочки немного испугались, потому что не привыкли видеть в своих краях гостей. Мы рассказали им историю, что Тимка потерял свою маму, и нам ее обязательно надо найти, иначе Тимка будет долго плакать и скучать. Бабочки незамедлительно загадали нам свою загадку, а мы скорее должны ее разгадать!
Время проведения: 5 минут
Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина…).
Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).
Назови слова, обозначающие зверей.
Назови слова, обозначающие домашних животных.
Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
Назови слова, обозначающие водный транспорт.
Назови слова, относящиеся к искусству.
Назови слова, обозначающие овощи.
Назови слова, обозначающие фрукты.
Теперь веселые бабочки с радостью проводят нас к быстрым стрекозам (Рис. 4), потому что, мы поскорее хотим осуществить мечту Тимки увидеть маму.
Задание №3. «Фигурка из палочек»
Быстрые стрекозы торопливо нас приняли, у них вокруг много дел, и они хотят все сделать как можно быстрее, ведь впереди им еще нужно собрать волшебной пыльцы для царства фей. Так что не медли, но очень внимательно выполняй их задание.
Время проведения: 5 минут
Оборудование: деревянные палочки
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
Быстрые стрекозы и не ожидали, что столь юный путешественник так умело все выполняет, и не теряя ни минуты, они указали нам дорогу к царству фей (Рис. 5).
Задание №4. «Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова»
Вот оно, чудесное царство фей. Все такие дружелюбные и милые, что невозможно оторвать от них взгляд! Нас тут же напоили вкусным цветочным чаем, и поинтересовались, не устали ли мы. Немножко отдохнув, мы готовы выполнить последнее задание от фей, которое приведет нас к маме Тимки.
Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Далее предложите ребёнку выполнить тоже самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором – слуховую.)
В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то – с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.
Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того, чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.
Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
Феи с чувством восторга и счастья дружно взмахнули своими волшебными палочками, посыпались блестки и лепестки цветов, как вдруг мы оказываемся около мамы Тимки! Тимка побежал к маме навстречу, крепко ее обнял и пообещал больше не теряться (Рис. 6). Мама и Тимка еще долго обнимали друг друга, а мы, юные путешественники, сделали свою работу отлично!
Завершающая часть. Рефлексия. Время проведения: 5 минут
Все картинки к конспекту в Приложении 5.
Приложение 1
Рис.1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Приложение 2
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Приложение 3
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Приложение 4
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Приложение 5
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6