Кабанова Инна Юрьевна,
учитель английского языка
МБОУ «Политехнический лицей № 182»г. Казань
В настоящее время ежегодно увеличивается количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. Именно поэтому возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. В силу своих физических или психических особенностей состояние здоровья детей не всегда позволяет получать обучение наравне со всеми ребятами в школе, воспринимать и использовать информацию, полученную из окружающего их мира. Такие ребята нуждаются в индивидуальном подходе, отличающимся от стандартного общеобразовательного процесса.
Следует учесть, что дети с ОВЗ не могут приспосабливаться к правилам и условиям общества, они вливаются в жизнь на своих собственных условиях, которые окружающие их люди должны учесть и принять. В этом и есть основной смысл инклюзивного образования.
Работа в школе с детьми с ОВЗ в развитии направлена на приобретение больше социального опыта для комфортной социализации. Особенности психического и физического развития меняют, усложняют процесс обучения, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования. На данный момент существует достаточное количество корпоративных и индивидуальных образовательных курсов для педагогов.
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Выявить данные особенности у детей можно и в раннем возрасте, но проблема современных родителей – это нежелание и боязнь принятия данного факта. Как правило, все эти ограничения отчётливо проявляются и замечаются, когда ребёнок приходит в школу. Такие дети гораздо дольше, чаще всего на протяжении всех лет обучения в школе, не могут принимать обучение в стандартном виде. У них остаётся ведущей игровая деятельность, они с трудом формируют учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера. Неумение сосредоточиться, переключать внимание, отсутствие усидчивости, неумение удерживать задание в памяти, работать по образцу – все это не позволяет учащемуся полноценно осуществлять учебную деятельность. Дети с ОВЗ очень быстро устают, истощаются и теряют интерес к занятиям. Такие дети очень быстро попадают в ряды хронических неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?
При обучении детей с ограниченными возможностями следует понимать: эти дети имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, но мы можем помочь им.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, для достижения целей и задач можно использовать следующие эффективные методы:
методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков: беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа – использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.
Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые в коррекционной школе, от методов, используемых массовой школой, является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
• Подачу на каждый урок учебного материала в меньшем объёме;
• Максимальную развернутость и раздробленность сложных понятий и действий;
• Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
• Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
• Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Таким образом, в коррекционной школе используются те же методы обучения, что и в любой другой общеобразовательной школе, но, в практическом применении учитываются познавательные возможности детей с нарушенным интеллектом.
Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.
Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий, его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными.
При обучении детей с ограниченными возможностями необходимо уделить внимание и темпу речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.
Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителя дает большой педагогический эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи учителя предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся.
Также одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий. Наиболее активно нами применяются следующие педагогические технологии (или их элементы): информационно-коммуникационные, проектные, игровые, проблемного обучения, личностно-ориентированные, разно – уровневого обучения и здоровье сберегающие.
Успешная организация урока в школе, где обучаются дети с ОВЗ, зависит от многих факторов: хорошего знания учителем возможностей каждого ученика, обеспечения щадящего и охранительного режима, учета личностных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Но еще урок зависит от настроения, которое начинается с того самого момента, когда наши ученики только переступают порог класса. Дети, которые обучаются в наших школах, в основном, ведомые, им свойственно подражание; поэтому нотации и беседы в большинстве случаев бесполезны: в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя.
Любой урок – это, прежде всего, общение.