Валиева Лейсан Мансуровна,
Бакусева Гузель Равхатовна
музыкальные руководители
МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №111 «Батыр»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Паспорт/описание
Название | Лэпбук «Сказка в музыке» |
Направленность | Лэпбук «Сказка в музыке» направлен на поиск новых форм работы по музыкальному воспитанию с дошкольниками, качественному подходу в реализации задач по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста. |
Возрастная группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
Цель | Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста от 5 – 7 лет, расширение и активизация словаря, воспитание любви к музыке, формирование музыкальных способностей в доступных для них видов музыкальной деятельности. |
Задачи | – Познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов: П. И. Чайковского, Э. Грига, М.П. Мусоргского, А.К. Лядова. – Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, побуждать детей к активному восприятию музыки. – Познакомить детей с жанрами музыки (песня, танец, марш), видами музыкального сценического искусства (балет), музыкальными инструментами симфонического оркестра. – Формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр). – Расширять и активизировать словарь. – Развивать музыкальное мышление, воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности) |
Краткое описание | Лэпбук можно отнести к форме организации учебного материала, который ребёнок-дошкольник осваивает и закрепляет. Лэпбук является универсальным пособием, назначение которого достаточно широко. Он может использоваться в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по музыкальному воспитанию. |
Ход игры | Организационный момент. Педагог читает стихотворение: У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей… Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! О чем это стихотворение? (О сказке.) Ребята, а вы любите сказки? А что такое сказка? Это – интересные с волшебными чудесами приключения с добрыми, весёлыми, а иногда и злыми, страшными героями. Невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Да и какой взрослый не улыбнется при встрече с ней? Увлекательные и поэтичные, серьезные и смешные – сказки не только воспитывают, развлекая, но и радуют душу. Сказки учат любви и справедливости, смелости. А кто сочиняет сказки? А музыку? А как вы думаете, композиторы могли любить сказки? Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если быть внимательными, можно услышать, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой, и какие там герои – злые, коварные, или, наоборот добрые и смелые. Необычные и увлекательные задания, подобранные для нашей сегодняшней встречи с вами, напомнят вам знакомые образы любимых сказок. В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ Педагог: Итак, ребята, я поняла, что вы любите сказки – веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Но знаете, ребята, что музыка без слов тоже может рассказывать сказки? Она умеет рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения или характер, то становится ясно, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Вот скажите, пожалуйста, знаете ли вы, кто такие гномы? Дети: Это сказочные маленькие человечки. Педагог: Да, гномы это фантастические существа, некрасивые или уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатство – клады с сокровищами, которые прячут под землей. Может быть, вы знаете сказку “Белоснежка и семь гномов”? В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные, например, гном Апчхи, был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории. Ребята, а сейчас послушайте произведение с названием “Шествие гномов”, который сочинил норвежский композитор Эдвард Григ (педагог показывает портрет композитора и озвучивает пьесу в записи, дети слушают 1-ую часть произведения). Как вы считаете, про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига “Шествие гномов”? Про добрых, или про злых? Дети: Про злых гномов. Педагог: А почему вы так решили? Дети: Музыка кажется загадочная, иногда страшная и даже злая. Педагог: Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай эмоцию». Сейчас мы с вами постараемся определить, какое настроение у гномов. Задание №1 «Угадай эмоцию» Карточки эмоций выкладываются на столе картинками вниз. Дети берут по очереди любую карточку и называют эмоцию, которую видят на картинке. Затем им предлагают придумать или вспомнить ситуацию, в которой может возникнуть данная эмоция. Педагог: А почему называется “Шествие гномов”, что такое шествие? Дети: В начале музыка похожа на марш. Педагог: Да, но этот марш необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, будто гномы прихрамывают, даже подтанцовывают. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш, но и на фантастический танец (исполняет отрывок из пьесы). А какие еще музыкальные жанры вам знакомы? (Ответы детей) Задание №2 Лото «Музыкальные жанры» Перед вами 6 больших карт с веселыми китами и черно-белыми рисунками, а также маленькие цветные карточки (24 шт.) Правила игры: (играют от 1 до 6 человек и ведущий) 1 вариант. «Раскрасим музыку» Большие карты раздаются поровну между игроками. Отдельные цветные карточки у ведущего. Ведущий выбирает наугад одну из карточек и показывает ее игрокам. Игроки сравнивают цветное изображение карточки с черно-белым рисунком на своей карте. Если содержание рисунков совпадает, игрок берет у ведущего карточку и выкладывает ее на свою карту. Так заполняются большие карты. Выигрывает тот, кто быстрее соберет цветные карточки для своего кита. 2 вариант. «Музыкальная карусель» В этой игре участвуют только отдельные цветные карточки. Задача каждого игрока собрать слово «МАРШ», «ПЕСНЯ» или «ТАНЕЦ» из карточеккартинок. Ведущий раздает всем игрокам по одной карточке (фрагмент слова у всех игроков разный по цвету). Дети определяют сами или с помощью ведущего название какого кита они собирают. После этого играющие по очереди передают по одной карточке в каждый ход своему соседу слева по кругу. Карточки, подходящие по смыслу и по цвету букв, игрок оставляет у себя. Выигрывает тот, кто первым соберет все 4 карточки и получит слово одного цвета. Педагог: А теперь послушайте, пожалуйста, среднюю часть пьесы. Закройте глаза и попробуйте представить, о чем рассказывает музыка (Звучит запись средней части). Ну как, пофантазировали? Изменилась ли характер музыки в средней части пьесы? Дети: Да, музыка стала другой. Она спокойная и нежная, как будто волшебная. Педагог: Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают сокровища гномових сказочные богатства, которые хранятся в подземелье? (Исполняет фрагмент средней части). Вы услышали смену характера музыки во второй части? Она контрастна с музыкой 1-й части. Музыка звучит светло и мечтательно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими богатствами, драгоценностями, рассматривают их. Музыка начинает искриться и сверкать, как сокровища под лучами солнца, заглянувшего в пещеру. И наконец, как будто темные, нечистые силы исчезают под лучами солнца. Добро побеждает зло. Мы сегодня узнали, что у музыки есть чудесное свойство. Она способна изобразить с помощью звуков сказку и сказочных героев. Скажите, а откуда берутся эти чудесные музыкальные звуки, которые потом превращаются в волшебную мелодию? Дети: Их играют музыкальные инструменты. Педагог: Верно, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о музыкальных инструментах. Задание №3 «Отгадай загадки» Педагог: Молодцы, вы отлично справились с заданием! Ну а наше сказочное путешествие по замечательным музыкальным страницам великих композиторов продолжается. ТАЙНА ФЕИ ДРАЖЕ. Танец Феи Драже из балета П. И. Чайковсого «Щелкунчик». Педагог: Итак, в одном сказочном Королевстве Сластей, где можно встретить человечков из сахара и шоколада, проплыть в золотой скорлупе по апельсиновому ручью, жила конфетная фея по имени Драже. Послушайте музыку, она нам расскажет о Фее Драже. Какая красивая музыка! Давайте поговорим о ней. Дети: Музыка сказочная, серебристая, сверкающая, нежная, таинственная. Педагог: Нарисуйте словами портрет Феи Драже. Дети: Фея Драже – маленькая, хрупкая, в разноцветном платье, голос у нее тоненький, она всех угощает горошинами драже. Педагог: Ребята, а почему вы так решили? Дети: Музыка звучит высоко, легко, переливается, искрится. Педагог: Правильно, музыка звучала в высоком регистре, легко, изящно, но вот сама фея появилась не сразу, а во вступлении звучат таинственные звуки, словно открываются двери сказочного дворца. Ребята, скажите, пожалуйста, как называют человека, который сочиняет (придумывает) музыку? Дети: Композитор. Педагог: Правильно, молодцы. (Вместе с педагогом рассматривают портрет П. И. Чайковского). Ребята, знаком ли вам этот композитор? (Ответы детей). Педагог: Да, действительно, это великий русский композитор П. И. Чайковский. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с его творчеством и я открою вам одну маленькую тайну, которая повествуется в этой маленькой необычной книжке «Тайна Феи Драже». Присаживайтесь удобнее и слушайте меня внимательно! (Педагог рассказывает детям об удивительной истории «Тайны феи Драже», создании балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» , знакомит с новым музыкальным инструментом «челеста» , вместе с детьми рассматривает иллюстрации). Педагог: Ребята, сейчас мы с вами еще раз прослушаем это произведение. Какая музыка по характеру? Что можно представить, слушая это произведение? (Ответы детей) Очень хорошо, молодцы. Ребята, это прозвучал фрагмент из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». А вы знаете, кто сочинил сказку «Щелкунчик и мышиный король»? Эту сказку придумал немецкий писатель Эрнст Гофман. П. И. Чайковскому тоже очень нравилась эта сказка, и он сочинил музыку. Ребята, скажите, что такое балет? (Ответы детей) Балет – это спектакль, где артисты передают образ героя в танце. Можно сказать, что балет – это дружба музыки и танца. Предлагаю вам выполнить наше следующее задание. Задание №4 «Что лишнее? Педагог раскладывает карточки (содержимое маленького конверта) на столе картинкой вниз. Ребенок берет карточку и называет то, что изображено на карточке, при этом уточняя, что относится к балету, а что нет. (Например: «пуанты», «балерина», «сцена» и т.д.- это балет) Педагог: Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Сейчас вам надо закрыть глазки, внимательно послушать музыку, и постараться услышать, какие инструменты исполняют это музыкальное произведение. Готовы? Закрываем глаза, слушаем. (Слушают Танец Феи Драже). Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Ответы детей) Ребята, а вы заметили звучание одного из инструментов было очень необычным. Было похоже на звон колокольчиков. Этот инструмент называется челеста, его звучание напоминает звон колокольчиков. Я предлагаю посмотреть, как он выглядит (Рассматривают картинку). На какой инструмент похожа челеста, чем они похожи и чем отличаются. (Ответы детей) Челеста – это небольшой клавишный ударный инструмент, похожий на фортепиано, звучащий наподобие колокольчиков. Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами. Педагог: В каком исполнении звучит эта пьеса? Один инструмент звучит или много? Дети: Много. Педагог: Если играют двенадцать и больше музыкантов вместе, как называется такой коллектив? Дети: Оркестр. Педагог: Какой оркестр исполняет это произведение? Правильно, симфонический. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Задание №5 «Найди половинку» Перед вами картинки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра. Подберите нужную картинку к половинке изображения и назовите музыкальный инструмент. Задание №6 «Логические цепочки» Карточки с музыкальными инструментами делятся между детьми поровну. Ведущий: «У каждого из вас карточки с музыкальными инструментами. Мы будем составлять из наших картинок поезд. Каждая картинка- это вагончик. Первый вагончик- мой». Ведущий выкладывает любую карточку: «По цепочке каждый из вас будет добавлять вагончики, но вы сможете прицепить вагончик, только если у двух картинок есть что- то общее». Затем каждый из детей по очереди должен выложить по одной карточке. Причем ребенок может положить свою карточку в том случае, если сможет установить логическую связь между своей картинкой и картинкой, положенной предыдущим игроком (например, инструменты похожи по форме, цвету, относятся к одному виду и т.д.). Если ребенок не может найти среди своих карточек подходящую по смыслу, он пропускает ход. Игра может продолжаться до тех пор, пока кто- то из детей не избавится от всех карточек (окажется победителем) или пока все игроки не избавятся от карточек, составив таким образом длинную логическую цепочку. В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ЯГИ. П.И. Чайковский «Баба Яга» («Детский альбом»), А.К. Лядовсимфоническая поэма «Баба Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (из сюиты «Картинки с выставки»). Педагог: Ребята, вы наверное догадались о ком мы сейчас будем говорить? Дети: О Бабе Яге. Педагог: Да, сегодня мы погорим об одном из главных сказочных персонажей – Бабе Яге. Вы все, наверное, знаете, где живет Баба Яга? Дети: В избушке на курьих ножках. Педагог: Да, ребята, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья повалены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настороженное настроение. Музыка может рассказать сказку, свою, без слов. Я предлагаю послушать сказку про “Бабу Ягу”. В этой сказке вы не встретите добрую фею или принцессу. Здесь главной героиней является сама Баба Яга. Послушайте, как композитор изобразил ее музыкальным языком. Музыка громкая, колючая, слышится в ней и полет Бабы Яги, и таинственное колдовство… (Дети слушают пьесу П.И.Чайковского «Баба Яга»). Задание №7 «Собери пазлы» Рекомендуемый совместный досуг с вашими детьми – собрать пазлы «В гости к бабушке Яге». Пазл состоит из 48 элементов, в собранном виде имеет формат А4. Педагог: Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга? Музыка злая, страшная, быстрая, отрывистая, тревожная. Баба Яга ковыляет, опираясь на клюку, а потом летит в ступе, погоняя ее помелом. В конце исчезает, проваливается сквозь землю, пропадает. Какой характер музыки у данного произведения? (Ответы детей). Молодцы! В этой пьесе в начале музыки слышны остановки, Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что – то недоброе. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляется то вверху, то внизу. Будто Баба Яга мечется, суетится, что – то ищет. В средней части пьесы повторяющиеся звуки, они изображают как Баба Яга помчалась, понеслась в своей ступе. Аккорды звучат ритмично, коротко, четко. Баба Яга погоняет ступу своим помелом. В конце произведения мелодия звучит высоко. Баба Яга летит, поднимаясь все выше и выше. А затем мелодия опускается, звучит ниже, как будто Баба Яга спускается вниз на землю, колдует, закружилась и пропала. Послушайте пьесу еще раз. (Прослушивание пьесы). Задание №8 «Цветовосприятие» Посмотрите в конверте лежат карточки разного цвета. Подумайте и покажите, карточка какого цвета соответствует характеру данного произведения. Проводится дидактическая игра «Цветовосприятие». Педагог: Не только П.И. Чайковский изобразил Бабу Ягу в своем произведении. Давайте вспомним, какое произведение и какого композитора мы с вами слушали на прошлых занятиях? (А. Лядов «Баба Яга»). Правильно, давайте вспомним его произведение? (Слушание А. Лядова «Баба Яга»). Скажите, какой можно представить себе Бабу Ягу в этом произведении? Баба Яга не кажется страшной. Она скорее смешная, с юмором. Она живет в дремучем лесу, где слышаться таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. Покажите, карточка какого цвета соответствует характеру музыки? (Обобщает ответы детей). Молодцы, все справились! Я хочу рассказать ещё об одном композиторе. Композитор М.П. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал её «Избушка на курьих ножках». А история создания её была такова: композитор был на выставке у своего друга Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по – настоящему чувствует, когда её никто не видит. Давайте, послушаем эту пьесу и увидим, как её исполняет музыкант. А сейчас ответьте, пожалуйста, в каком из трёх музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная? (Ответы детей). Сегодня, мы узнаем о помощниках, которые помогают музыке изменяться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно. Задание №9 «Цветик-семицветик» Педагог: Ребята, как называется громкость в музыке? Для того, чтобы это вспомнить, нужно выполнить следующее задание. Перед вами волшебный цветок- «Цветик-семицветик», найдите лепесток фиолетового цвета и загляните с обратной стороны. Что мы видим? Дети: Картинку петушка и мышонка. Педагог: Как поет петушок? Дети: Громко. Педагог: А как разговаривает мышонок? Дети: Тихо. Педагог: Наверняка все замечали, что музыка никогда не звучит одинаково громко или одинаково тихо все время. Сила звука все время меняется. Все это можно назвать одним словом…. Дети: Динамика. Педагог: Правильно, молодцы! Фиолетовый лепесток «Цветика-семицветика» помог нам узнать о средстве музыкальной выразительности, которое меняет силу звучания музыкального произведения. А сейчас, послушайте, я простучу ритмический рисунок, а вы его повторите. (Стучит ритм сначала четвертными длительностями, затем чередуя, восьмые и четвертные ноты). А как называется в музыке чередование долгих и коротких длительностей? Как же его зовут, давайте назовем его имя. Дети: Это ритм! Педагог: Вот мы познакомились еще с одним помощником, который помогает музыке развиваться. Средство музыкальной выразительности, которое мы видим на лепестке зеленого цвета и помогающее музыке развиваться- это ритм. Хорошо! Молодцы, ребята! Что же у нас получилось? Кто помог произведению звучать так ярко и выразительно? Дети: Музыке развиваться помогли средства музыкальной выразительности динамика и ритм. Педагог: Если мы выполним следующее задание, то сможем узнать средство музыкальной выразительности, которое помогает музыке звучать еще ярче и выразительнее. Внимание! Открываем лепесток синего цвета и что же мы видим на обратной стороне лепестка? Дети: Музыкальные инструменты и поющих детей (голос). Педагог: Сегодня у нас в гостях тембр- одно из средств музыкальной выразительности. Он помогает музыке развиваться, изменятся. Тембр – это окраска голоса, я есть у каждого музыкального инструмента и у каждого из вас. Но не только тембр помогает в развитии музыки, развиваться ей помогают и другие средства музыкальной выразительности. Всегда ли одинаково звучала музыка? Дети: Нет, музыка звучала по-разному. Педагог: У нас сегодня много гостей и уважаемый лад к нам тоже пожаловал. Это средство музыкальной выразительности мы увидим на лепестке желтого цвета. Дружбу звуков говорят называют Словом – лад. Светлый, мир просторный Рисует нам лад – Мажорный. А мир в темноту погруженный Лад нам рисует Минорный. Педагог: Ребята вы в своих ответах употребляли такие слова как: медленно, быстро, замедляя, ускоряя. А знаете ли вы, что в музыке существует скорость. Кто отвечает за скорость в музыке, как называется скорость в музыке? Это вы можете узнать, посмотрев на рисунок лепестка голубого цвета. Что вы видите на картинке? (Ответы детей). На картинке зашифровано средство музыкальной выразительности – темп. Педагог: Я, Темп. Я, скорость музыки. Вот ракета мчит к луне. Всадник скачет на коне, Человек к ручью идет, Муравей зерно несет. Скорость разную не зря Темпом назовем друзья. Далее педагог показывает картинки: птичку, зайчика и мишку на обратной стороне лепестка красного цвета, зовет детей к фортепиано, показывает верхний, средний и нижний регистр. Сопоставление: высокие звуки – птичка летает высоко в небе, прыгает зайчик – не высоко, и не низко, в среднем регистре, затем медведь, большой и неуклюжий, ходит по лесу – нижний регистр. Педагог: Какое же здесь средство музыкальной выразительности помогает развитию музыки? (Ответы детей). Совершенно верно, это- регистр! Педагог: Много звуков чудесных в природе – Соловей в тихой роще поет, Но волшебные звуки мелодий, Композитор для нас создает. Ребята, мелодия – эта ряд звуков, в которых выражено настроение музыкального произведения. Но мелодия бывает разной, посмотрите внимательно, что мы видим на последнем лепестке «Цветика- семицветика»? Какие-то непонятные зигзаги, линии, черточки? Как вы думаете, что это такое? (проигрывает на инструменте различные варианты мелодии, сравнивают звучание инструмента) Как звучит музыка? (непрерывисто, волнообразно, скачкообразно, поступенно вверх и вниз). Педагог: Замечательно! Молодцы! Что же мы сегодня узнали на уроке? Какие же средства музыкальной выразительности помогают развитию музыки. С какими из них мы сегодня встретились и познакомились? Давайте назовем их. Дети: ТЕМП, ТЕМБР, ЛАД, ДИНАМИКА, РИТМ, РЕГИСТР, МЕЛОДИЯ. Что ещё мы с вами делали? Слушали произведения про Бабу Ягу, узнали, что она может быть не только злой, но и доброй, помогли нам в этом композиторы … П.Чайковский, А. Лядов и М.Мусоргский |
ФИО автора, должность, место работы | МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №111 «Батыр» Бакусева Гузель Равхатовна (музыкальный руководитель) Валиева Лейсан Мансуровна (музыкальный руководитель) |