Скрипачева Елена Николаевна
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60» НМР
Республики Татарстан, г. Нижнекамск
Паспорт/описание
Название | Многофункциональное музыкально-дидактическое пособие «Музыка под куполом» |
Направленность | Пособие предназначено для организации совместной и самостоятельной деятельности детей. Его можно использовать в разных видах деятельности. Данное пособие является ярким элементом предметно-пространственной среды, привлекающее внимание детей. Предназначено для педагогов дошкольных учреждений. |
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст |
Цель | Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи | – стимулирование развития музыкального восприятия, музыкально-сенсорных способностей; – знакомство с музыкальной грамотой; – расширение и активизация словаря; – воспитание любви к классической музыке; – формирование музыкальных способностей в различных видах музыкальной деятельности. |
Краткое описание |
|
Ход игры | «Веселые нотки» Цель: знакомство с нотной грамотой. Задачи: • дать представление о традиционной нотной записи (нотный стан, скрипичный и басовый ключи, их высотное положение); • знакомить детей с делением; • обогащать словарный запас; • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний. Варианты игры: 1. «Выложи нотки по направлению» – на основном поле расположен магнитный нотный стан. Детям пропевается или проигрывается элементарная мелодия. Дети определят ее направление, выкладывая ее движение. Далее проигрывают ее на металлофоне или пропевают голосом. Далее выкладывают свою мелодию, действия повторяются. 2. «Ритмический рисунок» – детям предлагается выложить ритмический рисунок с помощью имеющихся нот различной длительности, прохлопывая полученный ритмический рисунок; 3. «Выложи по образцу» – ребенок выбирает одну из картинок с нотной партией попевки, выкладывает ее. Пропевает или проигрывает, угадывая ее название.
«Оркестр» Цель: знакомство с основными инструментами симфонического и народного оркестров. Задачи: • развивать у детей интерес к классической музыке через знакомство с основными инструментами симфонического и народного оркестров; • дать элементарное представление о струнных, клавишных, ударных, духовых, щипковых инструментах. • развивать у детей слух, внимание, память. Варианты игры: 1. «Четвертый лишний» – ребенку (детям) раздаются игровые карточки. После чего предлагается внимательно рассмотреть их и закрыть изображение того инструмента, который является лишним в данной группе инструментов. После того, как задание будет выполнено, ведущий предлагает объяснить свой выбор. 2. «Узнай по тени» – ребёнок (дети) получает картинки с силуэтами музыкальных инструментов и подбирает подходящие им изображения инструментов, называя их. 3. «Собери музыкальный инструмент» – 1 вариант: в игре участвует от 2 – 4 детей. Игру начинают по сигналу воспитателя или ведущего. Выигрывает тот, кто первый соберет музыкальный инструмент. 2 вариант: игрок берет 1 картинку с музыкальным инструментом, собирает в начале по образцу картину музыкального инструмента, затем без нее и по времени. 4. «Раскрась и назови» – ребенок выбирает музыкальный инструмент, знакомый или незнакомый для него, называет форму инструмента, как выглядит, название, ищет цветное его изображение, развивая наблюдательность. В то время, когда ребенок раскрашивает инструмент, можно поговорить о назначении или его свойствах и качествах того, что ребёнок раскрашивает.
«Узнай композитора» Цель: умение узнавать композитора по портрету, определять его произведение. Задачи: • способствовать запоминанию портретов русских, татарских, зарубежных композиторов; • определять их произведения; • развивать любознательность; • прививать любовь к классической музыке. Варианты игры: 1. «Узнай и назови композитора» – дети выбирают портрет из нескольких перевернутых портретов, называют его. Либо из общего количества портретов находят три зарубежных композитора и т.д. 2. «Подбери к портрету иллюстрацию» – ребенок выбирает портрет композитора, называет его и подбирает к нему иллюстрацию из его произведения; 3. «Такая разная музыка» – дети слушают отрывки музыкальных произведений различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку. Вызванный ребенок выбирает соответствующую карточку с настроением. Либо: у каждого ребёнка лежат карточки разных характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки соответствуют характеру музыки, поднимают их. Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество. 4. «Какого цвета музыка?» – детям раздают карточки и предлагают послушать произведение. Ребенок выкладывает круг из треугольников того цвета, который услышал в произведении.
«Цветик-семицветик» Цель: формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, тембр, регистр) Задачи: • научить определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания образа в произведении; • развивать чувство ритма, музыкальную память; • воспитывать культуру слушателя. Варианты игры: 1. «Мажор-минор» – дети слушают музыкальное произведение, определяют настроение, выбирают необходимую карточку: минор – тучка, мажор – солнышко. Далее под картинкой выкладывают картинки с эмоциями, которые слышали в музыкальном произведении. 2. «Быстро, умеренно, медленно» – прослушав музыкальное произведение ребенок подбирает картинку, соответствующую темпу музыкального произведения. Если темп меняется, выкладывают соответственно изменениям. 3. «Высокий, средний, низкий» – ребенок слушает песню, исполненную взрослым, и определяет, в каком регистре она звучала. Далее соответственно прозвучавшей мелодии, выбирает картинку: если голос высокий – поющую птичку, средний – девочку, низкий – картинку медведя. 4. «Поющие дорожки» – ребенок прослушивает музыкальный отрывок, определяет в каком направлении звучала мелодия: вверх, вниз, на месте, скачками и т.д., подбирает соответственно мелодии картинку. Далее выбирает картинку с бабочкой, определяет в каком направлении она летит, передает направление мелодии голосом. 5. «Громко, тихо» – дети знакомятся с такими понятиями как форте и пиано, их графическим написанием. Прослушав отрывок музыкального произведения, выкладывают символ, соответствующий динамике.
«Ритмические дорожки» Цель: реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Задачи: • развивать музыкальную эрудицию и культуру дошкольников; • формировать ритмический слух; • развивать умение воспроизводить ритм с помощью детских музыкальных инструментов и звучащих жестов. Варианты игры: 1. «Прохлопай по образцу» – педагог предлагает ребенку выбрать ритмическую карточку и прохлопать в ладоши ритм, проговорив его ритмическими слогами. 2. «Придумай сам» – ребенок выбирает карточки с изображением животных (лягушки, уточки) и на игровом поле выкладывает ритмический рисунок, предложенный педагогом, проговаривая ритмическими слогами: например, ТА-ТА-ти-ти. Затем проигрывает на любом музыкальном инструменте или с помощью звучащих жестов. 3. «Попробуй, повтори» – в игре участвуют двое детей. Каждый выбирает себе кружочки разной величины и разного цвета. Далее выкладывают свою ритмическую дорожку. Один игрок должен прохлопать или сыграть на музыкальном инструменте партию, выложенную другим ребенком, и наоборот.
«Встаньте, дети, встаньте в круг» Цель: развивать у детей ориентацию в пространстве. Задачи: • учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.); • развивать внимание, воображение. Варианты игры: 1. «Постройся по образцу» – дети знакомятся со значками на карточках: кружки – мальчики, треугольники – девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры – в круг с водящим (карточка с кругом и центром), на танец – парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д. Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки. Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам. 2. «Придумай сам» – ребенок выкладывает на игровом поле рисунок, остальные дети должны выстроить его рисунок. «Солнце-радуга» Съемная крыша преобразуется в «карусель». |
ФИО автора, должность, место работы | Скрипачева Елена Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60» |