Коновалова Оксана Владимировна,
Тронина Вера Николаевна
педагог-психолог,
музыкальный руководитель
МАДОУ № «Детский сад «Улыбка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Паспорт/описание
Название | «Собери все нотки в стране Музыки» |
Направленность | Образовательная область – «Художественно–эстетическое развитие «Музыка». Краткая аннотация игры: Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений – для музыкальных досугов; индивидуальной работы с детьми; наполнения “музыкального уголка” групп, для самостоятельной игровой детской деятельности, может быть рекомендована родителям воспитанников для семейных досугов. |
Возрастная группа | Возраст детей – от 5 до 7 лет. |
Цель | Цель игры: развитие интереса детей к музыкальной деятельности; способствовать формированию и закреплению представлений детей о композиторах, музыкальных инструментах и нотной грамоте в соответствии со старшим дошкольным возрастом. |
Задачи | Дидактические задачи: – способствовать формированию и закреплению знаний детей о музыкальных инструментах – струнных, духовых, ударных, клавишных, татарских народных инструментах, понятиях «оркестр», «дирижер»; – способствовать формированию и закреплению знаний композиторов – П.И.Чайковский, Ф.Яруллин, Д.Б.Кабалевский, В.А.Моцарт, Н.Римский – Корсаков, понимания авторства народной песни, представлений о профессии композитора; – способствовать формированию и закреплению знаний о музыкальных жанрах; – обогащать словарный запас детей через закрепление музыкальных названий и понятий; – развивать чувство ритма в заданиях прохлопать ритмический рисунок; – развивать творческие способности в заданиях исполнить придуманную мелодию на металлофоне, сочинить песню, исполнить знакомую песню; – развивать внимание и память, познавательную активность; – развивать образное восприятие; – воспитывать коллективизм, доброжелательное отношение друг к другу, умение играть в команде, прививать культуру общения со сверстниками. |
Краткое описание | Комплект игры: игровое поле, карточки со знаком вопроса красного цвета («Город Композиторов» 12 шт.), оранжевого цвета («Город Музыкальных инструментов»12 шт.), синего цвета ( «Городу Нотной грамоты» 12 шт.), красные, синие, оранжевые ноты, инструкция к игре, музыкальный диск Краткая аннотация игры: Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений – для музыкальных досугов; индивидуальной работы с детьми; наполнения “музыкального уголка” групп, для самостоятельной игровой детской деятельности, может быть рекомендована родителям воспитанников для семейных досугов. Предлагается полифункциональное и вариативное использование игрового материала (соответствие требованиям ФГОС ДО), т.к. все варианты проведения игры создают условия для проявления детской инициативы: – возможность у каждого ребенка самостоятельного выбора направления ходов – может ходить по дорожкам только одного города, или всех городов; – возможность выбирать по желанию карточки с заданиями (на кружочках двух цветов задания можно взять из любого из двух городов); – возможность выбирать из заданий любую карточку (в одном городе – любую из 12-ти карточек, в двух городах на разноцветных кружочках – любую карточку из 24 заданий); – у каждого нотного стана играть можно по одному, парами, командами. В этой дидактической игре формирование познавательной активности у детей происходит именно через игровую деятельность – ребенок играет и одновременно получает новые знания, совершенствует имеющиеся навыки, закрепляет свои умения в музыкальной деятельности. Правила игры: Количество игроков: от 4-х и более. На панно изображены три города страны Музыки: город Композиторов, город Нотной грамоты, город Музыкальных инструментов. У каждого музыкального города на вопросительном знаке лежат стопкой карточки соответствующего цвета вопросительным знаком вверх и картинкой с заданием вниз. У каждого игрока (пары, команды) в углу игрового поля находится нотный стан с изображением нот черного цвета. Задача каждого игрока – закрыть на своем нотном стане все ноты черного цвета на цветные ноты, которые игрок получит за верное выполнение задания. Игровые действия: Старт игры начинается с центра игрового поля – зеленого кружка. Договариваются (выбирают жеребьевкой, бросают кубик с загаданным числом, и др.) того, кто начинает игру, далее право хода передается по часовой стрелке. Первый игрок бросает игровой кубик и по выпавшему числу выполняет ход фишкой по кружочкам в любом направлении. Если фишка попадает на кружок без знака вопроса – ход переходит к следующему игроку. При попадании фишки на кружок со знаком вопроса ребенок выбирает любую карточку с заданием из того города, на игровом поле которого он находится. Вариативность – если фишка попадает на двухцветный кружок (между двумя городами) – ребенок выбирает карточку с заданием из двух городов. За правильный ответ игрок получает цветную нотку и выкладывает ее на нотный стан, а карточка с заданием возвращается обратно в стопку. За неверный ответ право хода переходит к другому игроку. Выигрывает тот игрок, кто первым закрыл все черные ноты цветными. Но игра на этом не заканчивается – продолжается до тех пор, пока еще два нотных стана не закроются – соответственно это 1-е, 2-е, 3-е места и поощрительный приз четвертому игроку (или команде). |
Ход игры | Ход игры: – Посмотрите, на нотном стане ноты черного цвета, их можно сделать цветными и яркими. А для этого ваши фишки отправятся в путешествие по музыкальным городам. Ваша задача – выполнить задания верно, и в награду получить цветную ноту. Когда все черные ноты на нотном стане закроются цветными нотами – вы победили! После жеребьевки первый игрок бросает кубик, считает фишкой ходы. – Я остановился на кружочке со знаком вопроса. Нахожусь в городе Музыкальных инструментов. – В этом городе оранжевые карточки с заданиями. Выбирай любую карточку. (Выбирает карточку, озвучивают задание или вопрос, выполняет задание или отвечает на вопрос). – Ответ правильный, и в награду ты получаешь оранжевую нотку, клади ее на свой нотный стан. Ход переходит к следующему игроку. Бросает кубик, считает фишкой ходы. – Я попал в город Композиторов. Остановился на кружочке со знаком вопроса. – В этом городе Композиторов красные карточки с заданиями. Но посмотри – твоя фишка стоит на кружочке двух цветов – красного и оранжевого. Это значит, что ты можешь выбрать карточку с заданием из этих двух городов – или из города Композиторов, или из города Музыкальных инструментов. (Выбирает карточку, озвучивают задание или вопрос, выполняет задание или отвечает на вопрос). – Я тоже бросаю кубик. Посмотрите – это карточка с изображением композитора Петра Ильича Чайковского (или другого композитора). И сейчас у нас музыкальная пауза – я предлагаю послушать музыкальную пьесу …(на выбор программное произведение). Игра продолжается до тех пор, пока один нотный стан первым закроется цветными нотами. – Посмотрите, у нас есть победитель на первое место – его нотный стан закрылся полностью! Поздравим громкими аплодисментами! И продолжаем игру. (Играют уже три игрока или команды). – И вот уже второй нотный стан полностью закрылся цветными нотами! Когда закрывается третий нотный стан – игра заканчивается. Вариант №1. В игре участвуют только четверо детей. При выполнении игровых действий каждый ребенок самостоятельно выполняет задание. Вариант №2. На каждый нотный стан участвуют дети по двое (всего 8 человек), или трое(всего 12 человек), или командами (всего 4 команды). При выполнении заданий дети совещаются, советуются друг с другом в своей паре, или команде. Вариант №3. Обязательным условием для каждого игрока становится правило – пройти цветные дорожки всех трех городов и собрать все нотки красного, оранжевого и синего цвета. Вариант №4. Если игрок затрудняется с ответом или выполнением творческого задания, то по желанию другие игроки могут выполнить это задание и получить нотку в награду. |
ФИО автора, должность, место работы | Коновалова Оксана Владимировна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 13 «Улыбка» г.Набережные Челны, Тронина Вера Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 13 «Улыбка» г.Набережные Челны |