Валиуллина Алсу Хамитовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 87»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Вид проекта – информационно-исследовательский, краткосрочный.
Характеристика по форме – продуктивный, познавательно-исследовательский.
Участники – дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
По длительности – краткосрочный.
Срок реализации – 2 месяца (сентябрь, октябрь).
Цель
Формировать у детей целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе, через участие в трудовой деятельности.
Задачи
– формировать элементарные представления о пользе хлеба и его ценности в жизни людей;
– вызвать у детей интерес к хлебу через стихи, сказки, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности;
– воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Актуальность
Хлебу отведено самое главное место на столе и в будние, и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, кидают, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу. Входе работы над проектом необходимо привлечь как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Интеграция образовательных областей
– развитие речи;
– познавательное развитие;
– социально-коммуникативное развитие;
– физическое развитие;
– художественно-эстетическое развитие.
Этапы проекта
I. Этап – подготовительный:
1. Беседы о хлебе, профессиях хлеборобов, пекаря и кондитера.
2. Рассматривание картинок, иллюстраций о хлебе и хлеборобах; сравнение колосьев пшеницы и ржи.
3. Чтение художественной литературы: Ю. Ждановский «Нива»; В. Крупин «Нынешний хлеб»; С. Богдан «Как колосок хлебом на стол пришёл»; Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
4. Дидактические игры «Угадай на вкус»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовёт?»; «От зерна до каравая»; «Как превратить муку в тесто».
5. Сюжетно-ролевые игры «Повар»; «Пекарня»; «Хлебный магазин».
6. Художественное творчество: лепка «Поделки из солёного теста»; рисование – «Колосок»; аппликация – «Хлеб – всему голова».
7. Слушание песни Я. Френкель «Русское поле».
8. Настольный театр «Колобок»; кукольный театр «Колосок».
9. Подвижные игры «Каравай»; «Колосок».
10.Экскурсии на кухню и в хлебный отдел продуктового магазина.
11.Работа с родителями: консультация на тему «Его величество хлеб».
II. Этап – реализация проекта: совместная деятельность педагога
с детьми.
III.Этап – итоговый: презентация проекта.
Ожидаемый результат
Воспитанники будут участвовать в создании альбома в картинках «Хлеб всему голова».
Работа над проектом поможет развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь специфическими терминами и названиями, познакомит со старинными русскими обычаями. Увеличится количество родителей, принимающих активное участие в жизни детского сада.
А главное – мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Весной, когда снег тает, земля немного подсыхает, в поле выезжают трактора. Они тянут за собой железные плуги, вспахивают землю. Трактором управляет тракторист. Когда земля становится рыхлой, можно сеять зерно. К трактору прикрепляются сеялки, они ровными рядами укладывают в почву зёрнышки.
Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое. Хлебное поле ещё называю нивой. Наконец, начинается жатва, и на поле выходят комбайны. На комбайне работает комбайнёр. Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Машины везут зерно на ток. Это большая открытая площадка, где зерно очищают и просушивают под солнцем. Потом часть зерна отправляют в амбары для семян, а остальное сдают государству – везут на элеваторы. Элеваторы – это специальные сооружения для хранения большого количества зерна. Здесь его чистят и сушат. На элеваторе зерно может храниться больше года. Потом зерно из элеваторов перевозят на мукомольные заводы, где мелют зерно в муку. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку.
Дальше с мукомольного завода муку отправляют на хлебозавод, где работают пекари. Там стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части, придают в большие печи для выпечки хлеба и хлебобулочных изделий.
Из муки ещё можно приготовить батоны, булочки, баранки и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Готовый хлеб отвозят в магазины. Там его покупают люди и несут домой. Вот так хлеб попадает к нам на стол.
Заключение
Хлеб – это продукт человеческого труда. Хлеб на столе – это богатство в доме.
Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Используемая литература
1. Емельянова Э. Л. – Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет
2. Т. А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.
3. Презентация «Откуда хлеб пришел».
4. Материалы интернет ресурсов.
5. Хлеб, который мы едим. Барыкин К. К. М., 1983
Приложение