Ахметзянова Алия Азатовна,
Гришина Ольга Николаевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
г. Буинск Республика Татарстан
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Актуальность. Проблема
2. Паспорт игры
3. Методические рекомендации
4. Предполагаемый результат
5. Содержание дидактических игр
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство — это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
– развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
– развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
– социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМА
Духовное богатство народа – это его родной язык. Из поколения в поколение, из века в век передавались традиции, обычаи, моральные устои, литература и произведения искусства. В этом и заключается духовное богатство человека. Но времена меняются, забываются традиции, не чтутся моральные устои, понижается актуальность изучения родного языка. В последние годы повысилось количество смешанных браков. Молодые семьи общаются со своим ребёнком на русском языке и ребёнок, зачастую, растёт, не зная ни языка матери, ни языка отца, и конечно же не знает своих корней.
Меняется и общество. Каждый родитель возлагает на своего малыша огромные надежды. Он хочет, что бы его ребёнок стал успешным, умным и воспитанным.
Татарстан отличается от других регионов нашей страны, тем, что с древних времён являлся полиэтнической территорией. Статус татарского языка, как государственного, предусматривает овладение языком, как средство общения, формирования коммуникативной культуры дошкольников. Такое обучение ведёт к взаимопониманию и взаимодействию в полиэтническом обществе. Пластичность детской психики, позволяет ребёнку выучить неродной язык как бы между прочим.
Первым делом ребёнка необходимо поместит в языковую среду, которая должна иметь, прежде всего, развивающий характер. В нашей группе всё оборудование, средства обучения, наглядные и раздаточные материалы, все методические приёмы создают и поддерживают обучающий и развивающий характер иноязычной среды.
Ребёнок находится в постоянном контакте с предметной средой, которая его привлекает и вызывает интерес. В связи с этим происходит реальное общение на татарском языке. Роль воспитателя по обучению детей татарскому языку выступает в качестве основного средства создания языковой среды, ведь не секрет, что воспитатель является образцом для подражания и моделью речевого поведения у дошкольников.
Проблема. Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками, поэтому растущее поколение должно стать поколением билингвальным.
В современных условиях развития общества татарский язык становится обязательным компонентам обучения не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение татарскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес языковому и культурному многообразию Республики Татарстан, уважение к языку и культуре татарского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
2. ПАСПОРТ УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ФИО авторов |
Гришина Ольга Николаевна Ахметзянова Алия Азатовна |
Должность |
Воспитатель |
Наименование ДОУ |
МБДОУ «Солнышко» г. Буинска |
Название учебно-дидактического пособия |
«Веселая карусель» (“Күңелле карусель”) |
Возраст детей, для которых предназначена игра |
Рекомендуется для детей 4-7 лет |
Цель |
Закрепить материал по УМК «Говорим по-татарски» в игровой форме в самостоятельной деятельности, в режимных моментах. |
Задачи: – дидактическая (обучающая, игровая), – развивающая, – воспитательная |
1. Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, внимание к окружающим предметам. 2. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать монологическую и диалогическую речь на двух государственных языках. 3. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции; целеустремлённость, исправлять ошибки. |
Перечень атрибутов к игре |
1.Макет лэпбука 2. Макет игрового поля 3. Числа от 1 до 10 4. Дидактические материал в конвертах |
Варианты дидактических игр |
“Домино”, “Лото” “Скажи, он какой?” – “Әйт , ул нинди?” “Кто, что делает?”- “Кем, нәрсә нишли?” “Что лишний? «Нәрсә артык? “Сколько?” – “Ничә” “Найди пару” – “Парын тап” “Собери портфель “ – “Портфельне тутыр” “Угощаем” – “Сыйлыйбыз” “Что делает? Что делаю?” -“Ул нишли? “Мин нишлим?” |
Результат игры |
Игра способствует развитию у детей речи, памяти, воображения, обогащению словарного запаса, мелкой моторики, интенсивно развивает мышление, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, развивают внимание, быстроту реакции. |
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Учебно-методическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста от 5-7 лет.
2. Проведение игр и упражнений предусматривает индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
3.Игра направлена:
- На развитие монологической и диалогической речи на двух государственных языках.
- На развитие когнитивных функций ребенка.
4. Проведение дидактических игр включает:
• ознакомление детей с содержанием игры по УМК, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
• объяснение хода и правил игры;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Совершенствование знания татарского языка у детей через дидактические игры: дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь – речевое общение.
- Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к татарскому языку и его культуре.
• Создание атмосферы радости в совместной деятельности детей и взрослых.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дидактическая игра “Домино”
Цель. Закрепить знания о диких и домашних животных, закрепить их названия.Упражнять в подбирании парных рисунков. Развивать логику.
Ход игры. Участвуют 4-5 игрока. Детям раздается домино- карточки. Ведущий первым одно домино кладет на стол и спрашивает: Бу кем? (Это кто?) Бу нәрсә? (Это что?) Дети называют , что там изображено и каждый ребенок из между имеющего у себя домино ищет такой рисунок. Если совпадает, ставит рядом с той который последний лежит на столе.
Дидактическая игра “Скажи, он какой?” – “Әйт , ул нинди?”
Цель. Помочь детям запомнить свойства предметов. Используя определения обогащать словарный запас.развивать память, умение сконцентрировать внимание.
Материал. Карточки с изображением посуды, овощей, одежды, животных.
Ход игры.Играющим раздать разрезанные раздаточные карточки с изображением посуды, овощей, одежды, животных.
1 вариант. Ведущий задает вопросы- Бу кем? (Это кто?) Бу нәрсә? (Это что?) Нинди? ( Какой?).Правильно ответивший ребенок получает карточку.
2 вариант. Используя данные рисунки сотавлять простые предложения.
Собравший больше карточек считается победителем
Дидактическая игра “Кто, что делает?”- “Кем, нәрсә нишли?”
Цель. Закрепиьь умение правильно отвечать на вопрос “Что делает?”(Нишли?)Упражнять в составлении предложений , состоящих из существительного и глагола в правильном склонении.
Ход игры. Участвуют 4-5 игрока.. Ведущий показывает карточки, с изображением какого – либо движения людей или животных.дети должны называть движение, что они делают.
1 вариант. Карточки у ведушего. Он показывает рисунок, спрашивает “Это кто?” (Бу кем?),”Ул нишли?”(он что делает?). Правильно ответивший ребенок получает карточку. Кто соберет карточек больше всех- будет победителем.
2 вариант. Дети сами выбирают карточки и составляют предложения по рисунку. Ребенок оценивается исходя из количества слов в предложении (чем больше, тем лучше).
Дидактическая игра “Лото”
Цель. Повторить знакомые слова, учить произносить их правильно. Развивать память , внимание.
Ход игры. Участвует 7-8 игроков 5 больших каточек дается игрокам.
1 вариант. Ведущий показывает разрезные карточки, спрашивает: Бу нәрсә? Нинди? Дети называют рисунок. Тот, у кого на карточке есть этот рисунок, берет эту карточку. , кто первый заполнит свою карточку, тот- победитель.
2 вариант. Показать на карточке и называть предметов посуды, игрушек, животных… Рассказать о них.
Дидактическая игра “Что лишний? «Нәрсә артык?
Цель.Закреплять умение обобщать, клафицировать предметы по определенным качествам. Развивать творческое представление, внимание.
Ход игры. Участвуют 2-7 игрока. Игроки выбирают себе карточки. Дети должны назвать, что на корточке лишний.
1 вариант. Ведущий раздает игрокам карточки.Задает вопросы Это кто?(Бу кем? ), Это что?(Бу нәрсә?). Игроки называют все предметы на своей карточке.Потом называют лишний предмет в каждом ряду.
2 вариант. Игроки выбирают себе карточки. Ведущий задает вопросы Это что? Это что?(Бу нәрсә?), Нинди?(какой?)
Дидактическая игра “Сколько?” – “Ничә”
Цель. Закрепить умения считать до 10. Активизировать в речи использование числительных.
Ход игры. Участвуют 5-6 игрока. Детям раздаются картыс числами. На разрезных карточках изображены предметы в определенном количестве. Ведущий показывает маленькие карточки.
Спрашивает “Сколько?”(Ничә?). Дети должны посчитав, взять ту карточку, кокое число написано на его карте. Кто первым заполнит свою карту, тот- победитель.
Дидактическая игра “Найди пару” – “Парын тап”
Цель. Упражнять в сравнении и умении нахадить схожести предметов Развивать творческое воображение.
Ход игры. Участвуют 4 – 5 игрока. Детям раздать болшие карты, разрезные на столе. Дети должны найти пары своим рисункам и заполнить пустые места на карте.
1 вариант. Дети сначало называют что изображено на рисунке, потом выбирают пару.
2 вариант. Дети о каждом предмете составляют предложения, используютопределения и глаголы.
Дидактическая игра “Собери портфель “ – “Портфельне тутыр”
Цель. Закрепить названия школьных принадлежностей. Воспитывать бережное отношение к ним.Побудить желание учиться в школе.
Ход игры. Участвуют 3 игрока. Дети должны сортировать школные принадлежности в портфель, а игрушки в корзину. Ведущий ноказывает разрезную карточку, спрашивает “Это что?(Бу нәрсә? ), Игроки называют рисунок и сортируют по правилам игры. Кто первым заполнит пустые места на своей карте, тот – победитель.
Дидактическая игра “Угощаем” – “Сыйлыйбыз”
Цель. Закрепить слова, определяющие членов семьи, продукты,. Развивать диалогическую речь, внимание, память.
Ход игры.
1 вариант. Дети выбирают карты с изображением членов семьи и животных. У ведушего разрезные карточки с изображением продуктов. Дети должны попросить карточки у ведущего и “Угощать”( собирают под изображения людей и животных).
2 вариант. Дети отвечают на вопрос “Какой” (Нинди?).
Дидактическая игра “Что делает? Что делаю?”
-“Ул Нишли? “Мин нишлим?”
Цель. Закреплять знакомые глаголы, упражнять в склонении их с именами существительными. Развивать самостоятельную мыслительную деятельность.
Ход игры: Участвуют 3 -4 игрока.На сериедине карточка с обозначением имен существительных. Ведущий стрелку поворачивает на какой – нибудь глагол. Дети составлают предложение с использованием существительного и глагола (или местоимения “Я”-”Мин”и глагола).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была разработана многофункциональная учебно – дидактическая игра виде лэпбука «Веселый карусель» по обучению детей татарскому языку . В ходе игры дети проявляли интерес, стремились ответить на все вопросы правильно, дети не только закрепляли пройденный материал, но и так же учились взаимодействовать друг с другом, поддерживать друг- друга и добиваться поставленной цели.
Игру можно дополнять, по мере освоения нового материала новыми фишками с новыми заданиями. Игра дает возможность закреплять пройденный материал в подготовительной группе.
Языковое погружение – это один из наиболее действенных методов двуязычного обучения. Его преимуществом и сильной стороной являются системность, методическое единство и научная основа. Язык при этом становится не самоцелью, но средством получения информации и общения.
Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому ребенку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение, 2001.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 2003.
3. В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.: Просвещение, 2009
4. Игра дошкольника./ Под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 2009.
5. Исаева Р.С. Методическое пособие «200 игр»
6. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
7. Менджирицкая Д.В. Воспитателю о детской игре − М.: Просвещение, 2009
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду – Москва, 2007 г.
9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 2006 г.
10. Зарипова З. М., Исаева Р. С., Кидрячева Р. Г. и др. УМК для детей 4-7 лет
«Татарча сөйләшәбез».
11. Хазратова Ф. В. УМК для детей 2-7 лет «Туган телдә» обучение родному (татарскому) языку.
12. Шаехова Р. К. УМК для детей 6-7 лет «Мәктәпчә яшьтәгеләр әлифбасы»