Набиуллина Светлана Рафаиловна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 62 «Тирэк»
пгт. Нижняя Мактама
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Актуальность темы: Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию непринужденно, в игровой, интересной для него форме. Одной из таких технологий является «Интерактивный метод обучения «Открытый микрофон» на уровне дошкольного образования», занимаясь которым ребята чувствуют свою значимость, ответственность, гордость за общее дело. Благодаря своей неординарности, интересным сюжетам, активным включением в образовательный процесс детей, родителей и социальных партнёров.
Открытый микрофон – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. Эта технология позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия, дает огромные возможности для активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала, речевого развития и социализации детей.
Данная технология способна помочь ребенку войти в современный мир, найти свое место в жизни, быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование. В результате данной деятельности дошкольники смогут научиться ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
Новизна проекта заключается в организации интерактивного метода обучения «Открытый микрофон» с применением современных интерактивных методов: интервьюирование, метод «погружения», синквейн, виртуальная экскурсия «Паблик – арт программа «Сказки о золотых яблоках». Дети становятся непосредственно активными участниками в работе, что усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений, активизации познавательной активности, раскрытия художественно-творческого потенциала и социализации детей. Метод обучения «Открытый микрофон» позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО.
Цель проекта: Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую инициативу через организацию совместной деятельности взрослых и детей с использованием технологии «Открытый микрофон».
Задачи проекта:
Общие задачи:
1. Разработать комплекс мер по созданию в ДОУ условий для интерактивного метода обучения «Открытый микрофон».
2. Разработать содержание, методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс новой технологии «Открытый микрофон».
3. Организовать взаимодействие с социальными партнерами для реализации проекта.
4. Вовлечь всех участников проекта в образовательный процесс (дети – родители – воспитатели – специалисты – социальные партнеры).
Задачи для воспитанников:
Образовательные: Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи; формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми; формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге; расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие: совершенствовать умение детьми построению самостоятельных высказываний; – развивать социально-коммуникативные навыки и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, умение вступать в диалог; развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные: воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду; формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
Состав участников: воспитанники 6-7 лет, родители, педагоги, социальные партнеры.
Вид проекта:
- по продолжительности: долгосрочный;
- по характеру деятельности: информационный, практикоориентированный,творческий.
Планируемый результат:
- Овладение связной диалогической и монологической речью через изучение технологии «Открытый микрофон».
- Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада.
- Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела.
- Сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии дошкольника и подготовка к школе.
Этапы реализации проекта: (2021-2022 учебный год).
1 этап – организационный: (сентябрь 2021г.)
- определение цели и задач проекта;
- предварительная работа по сбору информации;
- планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;
- диагностические исследования;
- изучение литературы, интернет-ресурсов, опытов работы.
2 этап – практический, основной (октябрь 2021– май 2022г.)
- исследовательская деятельность;
- внедрение в образовательную деятельность технологии «Открытый микрофон»;
- реализация цели и задач проекта;
- реализация плана мероприятий проекта:
- создание детских видео передач и фильмов.
3 этап – итоговый, аналитический (май 2022г.)
- анализ эффективности проведенной работы.
План реализации проекта
Этап |
Месяц |
Содержание этапа |
I этап Организационный (сентябрь 2021г.) |
Сентябрь |
Работа с педагогами ДОУ
Работа с родителями
Работа с детьми
«Редактор», «Диктор», «Звукооператор»
Работа с социальными партнёрами
|
II этап Практический, основной: октябрь – май 2021-2022 гг. |
Октябрь |
Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями
методов: «синквейн», «кластер», «броуновское движение», виртуальная экскурсия «Паблик – арт программа «Сказки о золотых яблоках» и метод «погружения» в работе с детьми»
Работа с детьми
|
Ноябрь |
Работа с педагогами
фотовыставка, игротеки по данной теме
Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с социальными партнёрами
|
|
Декабрь |
Работа с педагогами ДОУ/с родителями
Работа с социальными партнёрами
|
|
Январь |
Работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с социальными партнёрами
|
|
Февраль |
Работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с социальными партнёрами
|
|
Март |
Работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
|
|
Апрель |
Работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
безопасности»
Работа с социальными партнёрами
|
|
Май |
Работа с педагогами
Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с социальными партнёрами
|
|
III этап аналитический: май 2022 г |
Май |
|
Конечный результат реализации проекта:
1. Создали в ДОУ пресс-центр «Открытый микрофон» для формирования нравственных качеств дошкольников и социально-коммуникативной компетентности на основе детской деятельности.
2. Выпуск электронной газеты для родителей детского сада.
3. Достигли высокого уровня развития начальных представлений о средствах массовой информации:
- дети знают особенности телевизионных жанров, газетных жанров (интервью, репортаж);
- дети знают, что такое макет газеты, построение телевизионной передачи, новостей;
- дети умеют: собирать информацию; высказывать свои убеждения; размышлять на заданную тему; работать в команде.
4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: получают в диалоге необходимую информацию и пользуются ею, отстаивают свою точку зрения на основе уважения другого мнения, умеют вступать в диалог и вести его, говорят свободно, пользуются языком в различных ситуациях общения; слушают собеседника.
5. Развили умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
6. Расширили связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Список литературы
1. Гуревич С.М. «Репортаж в газете». М., 2015
2. Кашлева Н.В. «Пресс-клуб и школьная газета. Занятия, тренинги, портфолио». Волгоград, 2009 г.
3. Константинова А.Н., Суровцева И.Ю. Издательская деятельность в детском саду, как одна из форм взаимодействия с родителями. Научно-методический журнал
«Логопед», 2008.
4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
5. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
6. Нагаева Т.А. Информационно-психологическая газета «Цветик-семицветик».
Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», 2009.
7. Познавательный журнал для девочек и мальчиков «Профессия- журналист», ЗАО «Аргументы и факты»
8. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»/под. ред.
Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.