Шагаева Диляра Минасхатовна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №36» НМР,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Аннотация. Статья посвящена исследованию использования ЭОР в обучении иностранного языка.
Актуальность исследуемой проблемы. Век информатизации вносит в традиционное преподавание иностранных языков свои новшества. Изменения определены созданием активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность детям доступа к источникам информации, помогла удовлетворить интересы учащихся.
В Концепции модернизации российского образования определились новые приоритеты. Ведущим аспектом стала подготовка детей к жизни в быстро изменяющемся информационном обществе имеющем потребность в новых профессиях и непрерывном повышении квалификации.
Коммуникативная компетенция – многоаспектное явление, в связи с чем имеется множество определений данного понятия. Коммуникативную компетенция толкуется как способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения. Способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения.
Коммуникативной компетенцией Д.И. Изаренков называет способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности».
Взяв за основу определение Д.И. Изаренкова, A.A. Князькова дает следующее трактование коммуникативной компетенции: (от лат. communico – делаю общим, связываюсь, общаюсь и competens (competentis) – способный) – приобретенное в ходе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, формирующееся из таких составляющих, как: языковая, предметная, лингвистическая и прагматическая.
Таким образом, под коммуникативной компетенцией понимается способность к общению в различных сферах и видах речевой деятельности, которая представляет собой особое качество речевой личности, складывающееся из следующих составляющих: языковой, предметной, прагматической, текстовой компетенций.
Коммуникативный подход рассматривает в качестве цели преподавание коммуникативной компетентности, т.е. умения использовать язык для конструктивного общения. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие аспекты владения языком:
- Знание, как использовать язык в зависимости от целей и функций высказывания.
- Знание, как правильно использовать язык в соответствии с ситуацией и участниками (например, когда использовать формальную и неформальную речь).
- Умение создавать и понимать различные типы текстов (описание, отчеты, интервью, беседы).
Электронные образовательные ресурсы являются частью современной системы образования. Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Применение ЭОР способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Использование ЭОР позволило перейти:
– от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
– от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
– от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
– от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Являясь преподавателем английского языка в профессиональном училище, целью своей работы считаю формирование у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности происходит в формировании следующих составляющих:
– речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме; умение планировать своё речевое и неречевое поведение);
– дискурсивной компетенции (умение строить своё высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения);
– языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях);
– социокультурной компетенции (знания о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка);