Назирова Ляйсан Вакифовна
учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Верхнеуслонский муниципальный район, Республика Татарстан
Аннотация. В статье обосновывается авторская модель воспитания экологической компетенции младших учащихся современной сельской школы и условия ее реализации.
Ключевые слова: модель; экология; экологическая компетенция; критерии
Для воспитания экологической компетенции младших учащихся современной сельской школы был применен метод моделирования.
Модель — как форма научного познания воплощает в себе творческую природу человеческого сознания. Качественно своеобразная форма модели, по мнению В.А. Штоффа [7], соблюдает условия:
1) между моделью и оригиналом имеется отношение сходства;
2) модель в процессе научного познания является заместителем изучаемого объекта;
3) изучение модели позволяет получить информацию об оригинале.
Эти взаимосвязанные и обусловливающие друг друга условия являются необходимыми и достаточными признаками модели. Они необходимы потому, что отсутствие одного из них лишает систему ее модельного характера, достаточны, так как объясняют особенности модели как средства научного познания. Таким образом, модель представляет собой часть изучаемого объекта и одновременно средство экспериментального исследования.
Работа системы по воспитанию экологической компетенции учащихся способствует развитию знаний, умений, навыков и правил поведения в условиях окружающей природной среды. Именно эти качества будут являться основными регулянтами, определяющими степень взаимодействия человека с природной средой.
Воспитание экологической компетенции младших учащихся современной сельской школы — основная цель эксперимента, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов, разрабатываемой модели, по формированию экологической культуры личности.
В предлагаемой модели воспитания экологической компетенции учащихся за методологическую основу взяты компоненты экологической компетентности в соответствии с требованиями ФГОС [4, 6].
«Модель воспитания экологической компетенции учащихся» представлена четырьмя блоками:
1. Аксиологический (ценностно-мотивационный).
2. Когнитивный (содержательно-знаниевый).
3. Деятельностный (практико-технологический).
4. Оценочный.
Первый блок — аксиологический — определяет совокупность приоритетных ценностей и позволяет сформировать мировоззренческие основы экологической культуры. Он предполагает развитие ценностно — мотивационной сферы личности, то есть побудительных сил для воспитания экологической компетенции. Знания, умения, навыки, мировоззренческое пространство, взгляды, убеждения — будут не только углубляться, но и будет формироваться ценностно-смысловая компетенция, создаваться целостный образ природного мира, раскрывающий понятие «человек — природа».
В данный блок были включены следующие мероприятия, мотивирующие интерес к окружающему природному миру.
• Классный час «Природа заболела»;
• Просмотр и обсуждение видео-фильма «Природа гибнет»;
• Мини-исследование «Мусорный вопрос»;
• Сюжетная игра «Экологический светофор»;
• Чтение экологических сказок: «Лесная сказка» Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про всех» Б. Заходера.
Реализация данных мероприятий способствуют развитию интереса и глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
В результате учебно — воспитательного процесса были сформированы:
• Компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём.
Второй блок — когнитивный — объединяет в себе знания, умения, навыки, присущие ученику младших классов благодаря которым он оказывается в состоянии выполнять посильную работу, проявлять умение понимать, оценивать их значимость, планировать и реализовывать свою деятельность.
В этот блок включены такие мероприятия как:
• Экологическая беседа «Поможем природе»;
• Классный час «Урок чистоты»;
• Игра-викторина «Как вести себя в природе»;
• Встреча с инженером по охране и защите леса ГКУ «Приволжское лесничество»;
• Урок доброты;
• Экскурсия «Путешествие в осенний лес»;
• Беседа «Мир вокруг нас»;
• Просмотр видеофильма «Сохраним природу вместе».
В данном блоке экологическая деятельность направлена на освоение норм и правил поведения в окружающем природном мире.
Были сформированы компетенции:
• Компетенция, обеспечивающая осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы, норм поведения в природной среде.
Третий блок — деятельностный — предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия — как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
В блоке также заложен и действует принцип межпредметной связи: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.
В этом блоке были запланированы и проведены мероприятия:
• Урок-практикум «Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями»;
• Акция «Чистый двор»;
• Операция «Муравейник»;
• Участие во Всероссийской акции «Чёрный стриж»;
• Республиканский конкурс игрушек из искусственного меха «Мягкая фантазия»;
• Операция «Покорми птиц зимой»;
• Республиканская научно-практическая конференция. Защита проекта «Птицы на кормушке»;
• Урок доброты;
• Экологический праздник «Мы друзья твои, природа!»;
• Выставка рисунков «Мы помогаем природе».
Такой порядок работы способствует более качественному усвоению материала, а так же дает простор для творческой деятельности учащихся. В рамках деятельностного подхода, учащиеся получают навыки и умения поведения в природе, овладевают экологической культурой. Данные мероприятия способствуют проявлению экологических знаний, развитию и воспитанию экологических компетенций и поведенческих норм в окружающей природе. Реализация этого блока идёт через эколого-познавательные мероприятия, формирующие практические навыки, умения и опыт в природной среде.
Таким образом, данный блок модели обладает достаточным потенциалом воспитания экологической культуры и способствует формированию компетенций:
• Компетенции в ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах и др.);
• Компетенции, формирующие практические навыки и умения.
Четвёртый блок — оценочный — он дает возможность осуществить контроль и оценить уровень сформированности экологической компетенции, удостовериться в эффективности предложенных методов и выделенных педагогических условий, позволяющих формировать экологическую культуру учащихся. Здесь подбираются и применяются различные апробированные методики и производятся соответствующие расчеты. Кроме того, определяю необходимые меры коррекции и совершенствования системы.
Оценочный блок реализуется посредством анкетирования участников педагогического эксперимента. Анкетирование проводится на входе в педагогический эксперимент и по его завершению. Вопросы анкетирования направлены на выяснение уровня экологического воспитания учащихся младших классов. Результаты анкетирования позволяют проследить динамику изменений качественного преобразования личности учащихся.
Таким образом, создается единое образовательное пространство насыщенное экологической информацией, что позволяет оценивать природный мир, бережно относиться к нему и переводить полученный положительный опыт в практическую область, основанную на творческой, разумно преобразующей деятельности. Следовательно, можно говорить о формировании экологической компетенции, в процессе становлении экологической культуры учащихся младших классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры. – К. : Мастер Лайн, 2001. – С. 234.
2. Алексеев С.В., Груздева Н. В., Симонова Л. В. Экологическое образование в базовой школе : методическое пособие / под общ. ред. Алексеева С. В. – Санкт-Петербург : спец. лит., 1999. – С. 45.
3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя : сб. статей / сост. Мельчаков Л.Ф. М. : Просвещение, 1981. – С. 96.
4. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру / Вестник образования России, 2004. № 6. – С. 51.
5. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М. : РУДН, 2008. – С. 156.
6. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу / под ред. Виноградова Н.Ф. и др. – 2. изд., стер. – М. : Дрофа, 2001. – С. 23.
7. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М., Л. : Наука, 1966. – С. 295.