Усмаева Светлана Миннигуловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей «Алгоритм»
Д.Куюки Пестречинского района
Республики Татарстан
Люблю, когда ученики задают вопросы на уроке и после него. Что это значит? Значит, в первую очередь, что их взволновала тема урока или беседы. Тема получила отклик в душе ребенка. Во-вторых, вопрос–ответ породил в сознании ребенка новую логическую цепочку, которая, возможно, приведет его к истине. Заставит его вспомнить, что он знает и понять, что еще не знает, но потянет к знанию.
Кто уже пережил возраст почемучек с собственными детьми, помнит, как настойчиво и регулярно вопросом «Почему?» задавался ребенок. Помните, как у С.Я.Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
Жажда познания в маленьком ребенке потрясает, но куда она девается после? Нужно и важно в школе возрождать желание подростков и ребят старшего школьного возраста задаваться этим вопросом, не оставлять равнодушным в беседе по прочитанной книге! Вопросов много. Есть те, которые работают, в основном, на воспроизведение прочитанного. Это знакомые всем «тонкие» вопросы. «Кто? Что? Когда? Может ли…? Было ли… Согласны ли…» Простые вопросы, но их тоже нужно уметь формулировать.
Признаюсь, однако, самый желанный вопрос от моих учеников: почему? А также уважаю вопросы «толстые». «Объясни, почему? В чём разница? Можно ли изменить роли так, чтобы…» и т.д. Уча искусству задавать вопросы, мы учим детей важнейшим приёмам мышления, учим устанавливать причинно-следственные связи, учим связывать прочитанное в книге с явлениями в жизни, как того требуют обновлённые стандарты ФГОС третьего поколения. Используя приёмы критического мышления на уроках, а именно технологию «толстых и тонких вопросов», я добиваюсь стойкого интереса и мотивации к происходящему поиску ответа.
Ни один урок литературы не обходится без вопросов. Только на моих уроках литературы, в основном, вопросы задают друг другу ученики. Это один из любимых детьми этапов урока, когда я их приглашаю к доске начать «литературную дуэль». На дом учениками получено задание: составить по 5 тонких и толстых вопросов по прочитанному произведению. Причём особое предпочтение отдаётся «толстым» вопросам. Ребята в паре выходят со своими вопросами и пытаются «уложить противника на лопатки». Самые строгие ценители и судьи, как известно, ученики, поэтому каждый старается подготовить такой вопрос, чтобы найти ответ было затруднительно, и не читавшему произведение, конечно, не под силу справиться. Поэтому, как правило, читают заданную книгу все. Дополнительно на уроке объявляется конкурс на самый лучший вопрос. За него заслуженная награда – «пятёрка».
Тонкие вопросы:
- Какие цветы продавала Лиза?
- С каким монастырём рядом проживала Лиза с матерью?
- Что известно об отце Лизы?
- К какому литературному направлению можно отнести «Бедную Лизу»?
- Что могла символизировать в жизни Лизы начавшаяся буря?
- Как отнеслась к избраннику мать Лизы? Мудро ли она поступила?
- Какие чувства у тебя вызывает поступок Лизы? Поступил(-а) ли бы ты также?
Толстые вопросы:
- Почему Лиза отказалась продавать Эрасту цветы за рубль? Как это её характеризует?
- Почему повесть Н.М.Карамзина нельзя отнести к литературному направлению «классицизм»?
- Как бы ты поступил(-а) на месте Лизы?
- Объясни, что стало причиной трагедии Лизы?
- Жалко ли тебе Лизу? Почему?
- Почему произошла трагедия в жизни Лизы и её матери? Как можно было избежать её?
- За что можно пожалеть не только Лизу, но и Эраста?
- Назови пять признаков того, что Лиза была родом не из дворянской семьи.
- Почему Эраст поступил нечестно по отношению к Лизе? Как бы ты поступил на его месте?
- Раскаивался ли в содеянном Эраст после гибели Лизы? Какие факты на это, по-твоему, указывают?
Итак, большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Вопросы должны звучать на каждом уроке и на разных этапах урока. На стадии вызова как вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии как демонстрация понимания пройденного.
На этапе подготовки к заданию ученик вновь и вновь обращается к прочитанному, подходит к этому осмысленно, более глубоко, особенно, если это касается «толстых» вопросов, поэтому сомневаться в пользе такого вида деятельности не приходится. Нельзя не отметить и то, что «литературный поединок» помогает в развитии коммуникативных навыков.