Крошечкина Ирина Юрьевна,
Мотков Алексей Игоревич
заведующая отделением,
студент
Филиал ФГБОУВО «Самарский
государственный университет путей
сообщения»
в г. Казани, Республика Татарстан
Развитие молодежи как социально активной категории населения осуществляется через систему государственных и социальных институтов. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ставит перед обществом ряд ключевых задач, одной из которой являются воспитание личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, посредством развития форм воспитания в системе образования за счет включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей [1]. Дополнительное образование, прежде всего, имеет профориетационную направленность на всех этапах развития ребенка с учетом особенностей восприятия различных возрастных категорий. А формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, компетенций — есть основа профессиональной культуры человека, способствующей решению актуальных социально-профессиональных задач, при этом главная цель самоопределения в данном направлении жизнедеятельности является развитие у подростков готовности к осознанному выбору профессии, способности рассматривать себя развивающимся, готовым постоянно с максимальной отдачей реализовывать свои возможности. Ведь «не профессия выбирает человека, а человек профессию» (Сократ).
С самых ранних начал цивилизации игра была контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует широкий спектр своих психофизиологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. При этом, игровые формы позволяют более глубже познакомить подростков с классификацией профессий, расширить представление о средствах и условиях труда, способствует развитию навыков анализа профессии. Именно поэтому данные подходы являются актуальными и востребованными в системе профессиональной подготовки и расширяют свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
Холдинг «Российские железные дороги» не является исключением и в вопросах подготовки молодых кадров. Он также использует различные формы обучения и профориентационной работы, поддерживая династийность в профессии, развивая профильные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, к которым относится Детская железная дорога. При этом, «малые магистрали» это много больше, чем развлечение выходного дня, а именно олицетворение всего того, чем славится «большая дорога» — стабильность, преемственность, традиции.
Целью настоящего исследования является анализ предпосылок зарождения движения Юных железнодорожников, а также выявление прототипов к идее создания Детский железных дорог как учебных центров дополнительного образования.
В истории рельсового транспорта было немало интересных идей и разработок, не нашедших широкого применения, но считавшихся в свое время перспективными, а позже, к сожалению, почти совсем забытых. Едва ли не самым роскошным подарком долгое время оставалась железная дорога с паровозиками, вагончиками и сборными рельсами. Управление процессом движения, даже в игровой форме, дает осознание тех возможностей, которые позволяют нам двигаться вперед, каждый раз выбирая новый маршрут на пути к поставленной цели. Игровой метод позволяет моделировать различные ситуации, создать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие.
Первыми почувствовали интерес к игрушечной железной дороге в 30-х годах XIX века игрушечники-ремесленники Лейпцига и сделали деревянный паровозик, который не двигался по рельсам. Позже к производству игрушек подключилась Англия, где начали выпуск металлических паровозиков с часовым механизмом и для них появились рельсы. Увлекательная игрушка в то время не считалось детской, а увлекала также и взрослых, объединяя их обладателей в престижных лондонских и ливерпульских клубах по интересам (рис.1.а).
а – 1943 год |
б – Император Николай II, собирает железную дорогу для сына |
Рисунок 1 – Игрушечная железная дорога [2]
Однако, вскоре интерес к малоподвижным моделям у зрелых людей создавая предпосылки к модернизации моделей. Тогда, в 1881 году, фирма Marklin впервые представила на Лейпцигской ярмарке самостоятельно движущиеся модели. Они передвигались по рельсам за счёт встроенной в них, работающей на спирте, миниатюрной паровой машины. Наступили те годы, когда термин “Железные дороги Märklin” стал олицетворением железнодорожного моделирования среди широких масс потребителей.
Первый же в мире игрушечный электропоезд появился в 1897 году и был создан в качестве рекламного экспоната американскими инженерами Мортоном Карлайлом и Робертом Финчем [2].
Позже, в первой половине XX века фирма Marklin предложила выработать единые стандарты, целью которых было реализация возможности использовать игрушки от разных производителей. Так, первой стандартной колеей стала колея в 32 мм. Компания отказалась от производства широкого спектра ассортимента в пользу настольных железных дорог, представленных широкой публике в 1935 году.
Любимой игрушкой императора Николая II в детстве тоже была миниатюрная железная дорога (рис.1б). И, возможно, этот интерес царствующей особы вырос в развитие проектов больших железнодорожных магистралей в России. Известно, что 31 мая 1891 года Николай II лично открыл во Владивостоке строительство Великого Сибирского пути, известного в наше время как Транссибирская магистраль, а 24 мая 1896 им был подписан указ об учреждении Императорского Московского инженерного училища ведомства путей сообщения.
Однако собственное производство данной игрушки в России было развернуто только в начале XX века на заводе «Пресс» в городе Серпухове. Но настоящий «паровозный бум» пришёлся на послевоенное время [3].
С начала возникновения железной дороги сформировались представления об имитации создания железной дороги в малом размере. Аттракцион в современном виде был сконструирован в США, его запатентовал американский инженер Джон Тейлор под названием «Наклонная железная дорога» (Inclined Railway), а запущены горки впервые были уже в 1884 году. В 1930 году введена в эксплуатацию парковая железная дорога в Дрездене [1].
В СССР первая парковая электрифицированная железная дорога была открыта в 1930 году в Москве в Детском городке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и была одним из детищ Б.Н. Глан. В те годы парк стал любимейшим местом отдыха москвичей и гостей столицы и приобрёл мировую известность.
Узкоколейные железные дороги, которые используются не только для развлечения маленьких детей, но и для перевозки посетителей парка, в том числе и взрослых, по территории парка, между несколькими станциями встречались в крупных парках развлечений наподобие Диснейленда.
Парковые малые железные дороги по форме близки к ДЖД, но не являются таковыми, так как не имеют педагогических функций и обслуживаются взрослыми.
Идея уникального педагогического подхода в области профориентации школьников приобщать способных ребят, влюблённых в железную дорогу, к масштабности и романтике этой индустрии была по достоинству оценена и поддержана, прежде всего, наркомом путей сообщения Л. М. Кагановичем. Так, решением НКПС был создан Совет содействия строительству детских железных дорог, работу которого, как председатель, координировал начальник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта профессор Н.В. Образцов, родоначальник отечественной школы проектирования железнодорожных станций и транспортных узлов, комплексного изучения и развития всех видов транспорта, активно содействуя разработке идеологии создания и развития ДЖД [4].
Дети самостоятельно готовили проект дороги, и сами же её строили. Они работали по 1-2 часа один раз в пятидневку. Для самых младших на строительстве ДЖД были даже организованы специальные комнаты отдыха. При этом, естественно, самые тяжёлые работы – укладку шпал и рельсов – проводили всё-таки взрослые. Паровозы и вагоны для первых ДЖД строились из металлолома, найденного на свалке.
Детские железные дороги не являются аттракционами. Современная детская железная дорога – это уникальное учреждение, соединившее в себе функции настоящего железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и учреждения дополнительного образования детей. Это комплекс железнодорожных, учебных, игровых, культурных, спортивных сооружений и помещений, предназначенных для обучения школьников железнодорожным специальностям и пропаганды этих специальностей среди молодежи. На них, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах.
ДЖД являются узкоколейными (согласно Российским стандартам). Ширина колеи равна 750 мм. Таким образом, для ее функционирования возможно использовать подвижные составы, которые произведены для нужд взрослых узкоколейных дорог. Эксплуатация ведется в строгом соответствии со всеми требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог.
В настоящее время самые молодые ДЖД России находятся в Новосибирске (2005), Казани (2007) и Кемерове (2007). Также в 2011 году открылась новая ветка ДЖД в Санкт-Петербурге. Строительство новых дорог велось при совместном финансировании со стороны ОАО «РЖД» и региональных администраций [5].
Рисунок 2 – Казанская Детская железная дорога
Сегодня создаются современные методологическая база и программные материалы по обучению юных железнодорожников. Ежегодно на ДЖД проходят обучение около 12,5 тыс. человек, из общего количества выпускников 50% продолжают свое обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта, что способствует развитию кадрового резерва железнодорожной отрасли. И для некоторых из них, годы, проведенные в коллективе юных железнодорожников, навсегда оставляют след в трудовой биографии, не редко возвращая в дружный коллектив ДЖД.
Педагогическое значение детских железных дорог многопланово. Работа на железной дороге немыслима в одиночку, без взаимодействия с другими сотрудниками. Благодаря этому юные железнодорожники учатся работе в коллективе.
Единые смены юных железнодорожников состоят из детей разного возраста, разных годов обучения. На многих должностях (например, проводник вагона, ревизор, кассир) юным железнодорожникам приходится тесно общаться с посетителями дороги, в том числе и с взрослыми. Это способствует развитию навыков общения детей не только со своими ровесниками. Работа на детской железной дороге даёт детям осознание ответственности за свои действия, приучает к дисциплине и соблюдению правил техники безопасности. Путь в будущее по Малой железной дороге открыт всем!
Список литературы
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” (утв. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.) [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. История игрушек. Железная дорога [электронный ресурс] – режим доступа: https://www.liveinternet.ru/
3. Официальный сайт ОАО «РЖД» [электронный ресурс] – режим доступа: https://rzd.ru/
4. Детские железные дороги в России [электронный ресурс] – режим доступа: https://vokzal.ru/
5. К 85-летию детской железной дороги в Подлипках [электронный ресурс] – режим доступа: https://historykorolev.ru/
© И.Ю. Крошечкина, А.И.Мотков, 2022