Ахматханова Эльвира Куттусовна,
Набиуллина Гульшат Иршатовна,
Губьянова Галина Михайловна
учитель-логопед
воспитатели
МБДОУ № 81 «Гульчачак»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова.
В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Популярная головоломка “пятнашка” была придумана еще в конце 19 века. Классическое игровое поле представляет собой матрицу 4х4 клеток, на котором по порядку (слева – направо и сверху – вниз) располагаются карточки от 1 до 15. Последняя клетка – пустая. Клетки перемешиваются определенным образом, и задача игрока состоит в том, чтобы создать правильное расположение. Делать это можно лишь путем перемещения на пустую клетку другой, соседней с ней клетки (расположенной слева, справа, сверху или снизу от пустого.
Практическая значимость:
Дидактическая игра «Пятнашки». Многофункциональная. Она состоит из квадратной коробки, заполненной набором двойных квадратиков, где можно менять карточки с разными заданиями. Воспитатель перед детьми ставит различные проблемные вопросы, вводит их в затруднения, нацеливает их на решение данной проблемы. Дети сами самостоятельно работают в паре, подгруппами ищут и достигают результата.
Целевая аудитория:
Игру «ПЯТНАШКИ» можно организовать с детьми 5-7 лет, во время ООД, в режимные моменты, как индивидуально, так и с подгруппой. Цель: Мотивация интереса к закреплению ранее приобретенных детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых игровых ситуациях.
Задачи:
1. Развивающие:
-Развивать фонематический слух;
– Развивать речевую активность, расширять словарный запас;
-Развивать психические процессы
-Развивать способности решение ситуативных моментов и умение делать выводы;
-Развивать логическое мышление, воображение,
умение сконцентрировать внимание на поставленную задачу;
-Развивать целеустремленность.
2. Воспитательные:
– воспитывать умение внимательно слушать вопросы и ответы товарищей, если нужно, корректно поправлять их;
– умение работать в паре, в группе;
3. Обучающие:
-Способствовать формированию выделения гласных, твердых и мягких согласных звуков, давать характеристику звукам, определять позицию звуков в слове;
-Автоматизирование звуков [л] [р] [с] [ш] в словах в различных позициях;
– Активизировать словарный запас,связную речь;
-Совершенствовать умение выкладывать предложения из пиктограмм.
Ожидаемые результаты:
Дети осваивают фонематический слух, речевую активность, расширяют словарный запас, психические процессы. Развивают способности решение ситуативных моментов и умение делать выводы, логическое мышление, воображение, целеустремленность. Умеют сконцентрировать внимание на поставленную задачу.
Данная игра отвечает главным требованиям ФГОС:
–многофункциональная;
-развивающая;
-информационная;
-трансформируемая
-вариативная
Атрибуты для игры:
– Коробка квадратной формы (52см х 52см), квадратики с размером
(12см х12см) – 15 штук .
– Раздаточные карточки: карточки с рисунками для автоматизации звуков [ш], [ж],[р],[л],[с],[з]; карточки со схемами слов; карточки для чтения слов; карточки для составления предложений; предметные рисунки; пиктограммы.
Игра имеет несколько направлений:
1. Игры для автоматизации звуков;
2. Игры для развития фонематического слуха;
3. Игры для чтения слов;
4. Игры для составления предложений .
Варианты игр:
“Собери и правильно назови!”
Цель: автоматизация звуков в различных позициях.
Оборудование: карточки с рисунками для автоматизации звуков [ш], [ж], [р], [л], [с], [з]
Ход игры : Воспитатель на игровом поле в произвольном порядке распределяет карточки. Задача детей, передвигая, правильно собрать карточки на определенный звук по горизонтали или вертикали и правильно назвать слова. (См. приложение 1)
“Составь предложение! “
Цель: составление детьми предложений с использованием пиктограмм.
Оборудование: карточки с пиктограммами и рисунками.
Ход игры: ребенку предлагается игровое поле заполненное пиктограммами. Задача ребенка – переставляя карточки, грамотно составлять предложения. (См. приложение 2)
“Найди и собери по схеме“
Цель: нахождение детьми рисунков соответствующих схемам слов
К
Н- обозначает начало слова
Н
К- обозначает конец слова Оборудование: 4 карточки со схемами,11 карточек с рисунками
Ход игры: ребенку предлагается игровое поле заполненное карточками и схемами. Задача ребенка – переставляя карточки найти слова, подходящие к схемам. (См. приложение 3)
“ Прочти и продолжи цепочку“
Цель: Умение читать слова.
Оборудование: карточки с рисунками и словами.
Ход игры: игра начинается с карточки, где нарисована звёздочка в левом верхнем углу.
Ребенок прочитывает слово и находит последние две буквы этого слова, затем находит карточку, где начинается слово с этих букв, и т.д
Например: рыбАК- акуЛА- ламПА и т.д Ребёнок передвигая карточки, собирает целое поле. (См. приложение 4)
Литература
1. Гарднер М. Математические досуги / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. Я. А. Смородинского. — М.: Мир, 1972.
2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Санкт-Петербург.: Издательство РПГУ им. А.И. Герцена, Издательство «Союз», 2000.
3. Нищева Н.В. ИГРАЙКА. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Ролевые Игры Для Детей. Н. А. Богачкина, Е.Е. Молодцова, Л. А. Огурцова, В. Н. Сиренко, И. В. Ткаченк
Приложение 1.
“Собери и правильно назови!”
Приложение 2.
“Составь предложение! “
Приложение 3.
“Найди и собери по схеме“
Приложение 4.
“ Прочти и продолжи цепочку“