Большакова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №36»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Класс: 2
Тема: “Спеши делать добро”
Цели:
- Образовательная: выяснить, что такое добро и зло; расширить знания о доброте и её роли в жизни человека.
- Развивающая: развивать познавательные и коммуникативные способности
- Воспитательная: воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
-
- Формировать умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
- Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
- Формировать умение выявлять сущность особенности объектов;
- Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;
- Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
-
- Формировать умение слушать и понимать других;
- Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
- Формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать умение ценить и принимать базовые ценности « добро», «доброта».
Методы: проблемно-поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Наглядные: раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись притчи о добре и песен о добре, презентация в программе Microsoft Power Point.
Технические: ИКТ
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приветствие и эмоциональный настрой учащихся |
– Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе. – Покажите своё настроение в начале нашего занятия: красный круг- отличное настроение жёлтый – хорошее синий – немного грустное – Я надеюсь, что к концу занятия у всех будет хорошее настроение. |
Учащиеся оценивают своё настроение. |
Постановка проблемы |
– Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить? – Вы послушали песню. О чём она? – Как вы думаете, чему же будет посвящено наше занятие? (Добру, доброте) – Итак, тема нашего занятия «Спеши делать добро». |
Дети слушают аудиозапись «Песня о доброте». |
Открытие новых знаний |
– А что такое добро? ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. – Назовите противоположное слово слову «добро». – А что такое Зло? Толковый словарь Ожегова. «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». – Давайте послушаем притчу «Добро и зло» Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– А почему я решила с вами сегодня поговорить об этом? – Прочитайте высказывание Льва Николаевича Толстого «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра». – Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? – Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Это самое главное в жизни каждого человека. – А чтобы лучше разобраться, что такое добро и зло, я предлагаю вам отправиться в путешествие на остров Добра. Кто хочет отправиться в путешествие и преодолеть все препятствия, которые встретятся нам на пути? – А на чём мы будем путешествовать, вы узнаете, собрав пазлы. Достаньте из конверта №1 и соберите его. – Итак, на чём же мы будем путешествовать? (На корабле). – Это наш корабль, Я буду капитаном, вы согласны? А вы – моя команда. Подскажите, какая должна быть команда на корабле? – А ещё команда должна быть дисциплинированная. Отправляясь в путешествие, люди берут все свои знания, старательность, наблюдательность и хорошие отношения между собой. Не забудьте и вы взять всё это с собой. – Наденем головные уборы матросов. Чтобы доплыть до этого острова, нам придётся пройти много испытаний. – Итак, дружному экипажу приготовиться к отплытию! Отдать швартовые! Отплываем! |
Дети высказывают свои предположения. – Зло. Дети слушают «Притчу о добре и зле». – О добре и зле. – Не совершать зла. |
Применение знаний – игры |
Первое препятствие – скала. Чтобы её обойти, нужно назвать качества, которыми добрый человек не должен обладать. – Перед вами карточки с качествами человека. Зачеркните те качества, которые не подходят к понятию «добро» забота жадность понимание любовь предательство грубость вежливость помощь ближнему обман ласка и внимание равнодушие – Прочитайте качества, которые вы вычеркнули. – Молодцы, мы справились с первым испытанием, обогнули скалу и плывём дальше. Второе испытание. – Ну вот, наш корабль соскочил с мели и поплыл дальше. Посмотрите, над нами пролетает чайка. Она принесла письмо: Дорогие ребята, я знаю, что вы плывёте на остров Добра. Но чтобы туда добраться, нужно выполнить задания, чтобы плыть дальше: в сказках есть персонажи. Нужно определить, какие из них добрые, а какие злые. – Сейчас мы поиграем в игру: я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. Доктор Айболит Баба Яга Крокодил Гена Шапокляк Винни – Пух Леопольд Карабас – Барабас – Молодцы, вы хорошо знаете сказочных героев. Мы преодолели очередное препятствие и можем плыть дальше. Третье испытание. – Ой, а что это такое? Мне кажется, мы сели на мель. Это очень опасно! Для того, чтобы корабль поплыл дальше, нам нужно прослушать ещё одну притчу и обсудить её. Притча «Всё оставляет свой след» Жил юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: — Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо. — Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. – Какой вывод можно сделать, просмотрев эту притчу? – Если мы делаем зло человеку, боль остаётся в душе надолго, и никакие извинения не могут её разгладить. Словом можно сделать человеку очень больно, а можно его приободрить, поднять настроение, вселить уверенность. Давайте не будем обижать друг друга злыми словами. |
Дети зачёркивают слова жадность, предательство, грубость, обман, равнодушие. Доктор Айболит – добрый; Баба Яга – злая; Крокодил Гена– добрый; Шапокляк– злая; Винни – Пух– добрый; Леопольд– добрый; Карабас – Барабас– злаой. Дети смотрят видео притчи. |
Физминутка |
– А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Не ошибись, пожалуйста! » Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
– Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись. |
Выполняют задания |
Применение знаний – игры |
Четвёртое испытание. – Что случилось? Поднимается ветер, начинается шторм. Но чтобы море успокоилось, нужно выполнить следующее задание. – Слово добро встречается не только в песнях, притчах и сказках, но и в пословицах. Поиграем в игру «Дополни пословицу». На красных листочках начало пословицы, а на синих – конец. Злое слово ранит, а доброе лечит. Добрые дела красят человека. Худо тому, кто добра не делает никому. Не одежда украшает человека, а его добрые дела. |
Соединяют начал и конец пословицы. |
Проектная деятельность |
– Море успокоилось. Вот наконец-то на горизонте появился наш остров. – Но что за мрачная картина? Темные пальмы и кипарисы. Нас никто не встречает. Кругом подозрительная тишина. Вы видите, что на острове темно и мрачно, тучи затмили солнышко и наша задача разогнать это тучи и освободить от них солнышко. Как можно победить зло? – Я вас прошу ответить на вопросы, используя жесты, если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, если нет- то тяните руки вверх. – Можно ли назвать добрым человека, который : – ссорится с одноклассниками; – никогда не злится; – ждёт, когда его позовут на помощь; – переводит старушку через дорогу; – заберёт обратно подаренную вещь; – будет помнить все обиды; – накормит бездомного котёнка; – защитит слабого. – А вас можно назвать добрыми людьми? У каждого из вас лежит ладошка. Напишите на ней своё имя и 1 добрый поступок, который вы совершали. Давайте украсим наше солнышко нашими лучиками-ладошками. Ну вот, мы освободили остров Добра от тьмы. Теперь на нём всегда будет солнечно. А нам пора возвращаться домой. |
Выполняют задание. Пишут на ладошках свой хороший поступок, затем каждый выходит и магнитиком прикрепляет лучик-ладошку к солнышку. |
Итог |
– Итак, подошло к концу наше путешествие. Скажите, что вам понравилось? Какой вывод вы сделали сегодня из нашего занятия? – Если вам после окончания урока захочется сделать что-нибудь хорошее или простить того, кто вас обидел, значит, наш урок не прошёл даром. |
Высказывают свои мнения. |
Рефлексия |
– И в заключение давайте споём песню «Дорогою добра». – Покажите кружочком своё настроение. -Спасибо за урок! |
Поют песню. Показывают кружочки. |