Хасанова Елена Михайловна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан, г. Лениногорск
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Участие дошкольников в волонтёрской деятельности, способствует развитию навыков творческого мышления, они учатся оценивать и анализировать поступки, взаимодействовать и общаться. В нашей стране практически не изучено участие детей в волонтёрской деятельности, что лишний раз подтверждает актуальность темы нашего проекта.
Цель проекта: создание системы работы по организации волонтерского движения безопасного поведения на дорогах в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи проекта:
1.Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки безопасного поведения на дороге, возможность родителям и педагогам приобретать новые знания;
2.Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность);
3.Расширить представления о волонтерском движении у детей, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
4. Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса;
Актуальность проекта: Наша жизнь диктует необходимость в поиске новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, поэтому нами в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме: «Внедрение волонтёрского движения в образовательный процесс детского сада, как условие повышения качества образования по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах». Участники волонтерского отряда «Юные волонтёры – большие дела!» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Лениногорска активно сотрудничают с отделом ОГИБДД ОМВД России по Лениногорскому району, помогая в организации и проведении различных акций и мероприятий по профилактике безопасного поведения на дорогах города. В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, стало целью волонтёрской деятельности, а её реализация осуществляется через решение задач:
– сформировать отряд волонтерского движения с привлечением родителей и систематизировать его работу;
– мотивировать детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников по профилактике безопасного поведения на дорогах города.
Набралась группа детей старшего дошкольного возраста, которые добровольно пожелали стать волонтерами. С ними проводились: игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей: «Ладонь в ладонь», «Липучка», «Снежный ком», просветительские беседы, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда здорового образа жизни, в рамках проекта были организованы акции по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах: «Пешеход на переходе, водителю внимание!», «Я пешеход», дети раздавали просветительские листовки.
Волонтёры — дети подготовительной группы №1 подготовили для детей помладше агитационное движение «Правила дорожные знать каждому положено». Внедрение волонтерского движения на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, привело к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как: милосердие, ответственность, самостоятельность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, инициативность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения, так как всеми участниками проекта осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Получены положительные результаты от применения технологии – волонтёрство:
– дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, то есть развивать коммуникативную компетентность;
– волонтёры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь для предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей;
– дошкольники проявляют инициативу;
– педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысили свою педагогическую компетентность.
Анализируя опыт применения технологии – волонтерство, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта. Опыт работы в этом направлении оцениваем как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения по профилактике ДДТТ.
Хасанова Елена Михайловна
воспитатель высшей квалификационной категории
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. ЛМО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан