Батаргалеева Ольга Ивановна,
Ченькова Ландыш Марсовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Колосок»,
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Образовательная область: ФЭМП
Возраст: вторая младшая группа (3-4 года)
Программное содержание:Закрепить знания детей по пройденному материалу по ФЭМП: Закрепить умение детей отличать понятия «много», «один», «больше», «меньше», «поровну»,использовать их в речи; продолжать учить детей называть основные цвета – красный, синий, жёлтый, зелёный; учить различать предметы по размерам и обозначать их словами высокий – низкий, большой – маленький; учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг); закрепить умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь); развивать внимание, моторику пальцев рук, память, мышление, активный словарный запас; формировать интерес к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.
Предполагаемый результат: Дети знают и называют основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; умеют различать предметы по размерам и обозначают их словами высокий, низкий, большой, маленький; различают и называют геометрические фигуры такие как, квадрат, треугольник, круг; различают и называют части суток; знают и отличают понятия « один», «много», «больше», «меньше», «поровну».
Предварительная работа: рассматривание картинок «Лесные животные», дидактические игры «Построй заборчик», «Радужные бабочки», «Три медведя», «Повтори по образцу».
Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, двухполосные карточки, цветочки и бабочки по 5 шт, шишки, 2 прямоугольника, круг, квадрат, треугольник, письмо, презентация, 2 корзины, игрушка-Ёжик.
Словарная работа: высокий – низкий, большой – маленький, много, один, больше, меньше.
Активный словарь: высокий, низкий, большой, маленький, много, один, больше, меньше, день, ночь, утро, день.
Пассивный словарь: запасы, корзина.
Индивидуальная работа: привлекать малоактивных детей.
Интегративный подход к организации ООД
Образовательные области |
Методические приемы |
Физическое развитие |
Физминутка |
Социально-коммуникативное развитие |
Загадки, создание игровой ситуации |
Речевое развитие |
Указание, напоминание, объяснение, художественное слово, общие и индивидуальные вопросы |
Художественно-эстетическое развитие |
Создание изображения по образцу. |
Познавательное развитие |
Сравнение, практическая деятельность детей |
Создание интереса у детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации
Художественное слово:
Загадки: 1)Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки? (Ёжик)
2)Над рекой заря встает,
На дворе петух поет
Умываются котята,
Просыпаются ребята. Когда это бывает?
3)В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках. (Ночь)
4) Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш. (День)
5)Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет. (Вечер)
Стиховторения: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
Физминутка:Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У цветка остановилась.
Над ромашкой покружилась.
Проблемная ситуация: Построить домики для запасов Ёжика.
Ход
Вводная часть.
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо от Ежика. Он приглашает нас к нему в гости. Вы знаете, где живет ежик?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно, а кто еще живет в лесу?
Дети: заяц, мишка, волк.
Воспитатель: Да, всё верно. Ну что, поедем к ежику в гости? Тогда отправляемся в путь. А поедем мы к нему на поезде.
Паровоз кричит ду-ду-ду
Я иду, иду, иду
А колеса говорят – так-так-так.
Основная часть.
Воспитатель:А вот и первая остановка. На полянке растут 2 дерева. Как называются эти деревья? (слайд 1)
Дети: Береза и елка.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Как вы думаете, эти деревья одинаковые по высоте или нет?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, нет. Какое из этих деревьев высокое?
Дети: Береза.
Воспитатель: Да, береза высокая. .., береза высокая или низкая?
Дети: Высокая.
Воспитатель: Умничка, береза высокая. А как вы думаете елка высокая или низкая?
Дети: Низкая.
Воспитатель: …, какая елка, высокая или низкая?
Дети: Низкая.
Воспитатель: Правильно, елка низкая. Посмотрите, под елкой лежат шишки. Возьмите шишки. Ребята, у вас у всех они одинаковые или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, нет. …, какого размера у тебя шишка?
Дети: маленькая.
Воспитатель: Правильно, а у тебя какая шишка?
Дети: большая.
Воспитатель: Хорошо, посмотрите, у нас 2 корзины. Они одинаковые или нет?
Дети: нет
Воспитатель: Правильно, нет. Одна большая, а другая маленькая. Давайте соберем шишки в корзины. В большую корзину мы положим большие шишки, а в маленькую – маленькие. Посмотрите, сколько сейчас шишек в корзинах?
Дети: ни одной.
Воспитатель: А теперь мы разложим шишки по размерам.
(Дети самостоятельно раскладывают шишки по корзинам в соответствии с размерами шишек).
Воспитатель:Давайте проверим, правильно ли мы их разложили.
Дети: Правильно.
Воспитатель: Да, молодцы! Едем дальше. Следующая остановка. Мы приехали на цветочную полянку.(слайд 2) Посмотрите какие большие цветы выросли. Сколько их?
Дети: Много.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Красный, желтый, синий, зеленый.
Воспитатель: На цветы любят садиться бабочки. Давайте рассадим бабочек на цветы. Но каждая бабочка любит цветок своего цвета. Какого цвета цветок, такого же цвета бабочку нужно на него посадить. …, какого цвета у тебя бабочка?
Дети: Красного.
Воспитатель: Хорошо, на цветок какого цвета ты ее посадишь?
Дети: На красный цветок.
Воспитатель: Молодец! Рассадите бабочек.
(На верхний ряд двуполосных карточек дети выкладывают цветы, затем на нижний ряд в соответствии с цветом цветка расставляют бабочек )
Воспитатель:Ребята, а чего больше, бабочек или цветов?
Дети: цветов.
Воспитатель:Почему?
Дети: один цветок остался без бабочки.
Воспитатель:Что нужно сделать, чтобы бабочек и цветов стало поровну? Вот летит еще одна бабочка. Посадите ее на цветок. Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветов?
Дети: Их поровну.
Воспитатель:Правильно, их поровну! Молодцы, ребята, справились!
Давайте немного отдохнем.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У цветка остановилась.
Над ромашкой покружилась.
Ну, что едем дальше? Смотрите, кто-то спрятался под елочкой. Отгадайте, кто же это. Он в лесу без сумки ходит
Яблоки, грибы находит
На спине иголки.
Кто это у елки?
Дети:Ежик.
Воспитатель:Да, давайте с ним поздороваемся. Ой, ребята, ежик говорит, что пока нас ждал, наступила ночь и ему пора спать. Да что ты, ежик. До ночи еще долго. Вот, послушай ребяток, а они тебя научат.
- Над рекой заря встает,
На дворе петух поет
Умываются котята,
Просыпаются ребята. Когда это бывает?
Дети: Утром.
Воспитатель: В небе звездочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
Дети:Ночь.
Воспитатель: Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зерна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Дети:День.
Воспитатель:Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрема в гости к нам идет,
Сказку он с собой ведет.
Дети:Вечер.
Воспитатель:Молодцы. А Ежик наш что-то загрустил, говорит, что делает запасы, а куда складывать запасы, он не знает. Давайте поможем ему, сделаем домики для запасов. Садитесь за столы. Перед вами лежат фигуры (2 прямоугольника, треугольник, круг маленький, квадрат маленький). Посмотрите, какая у меня фигура? Какого цвета? А эта? Мы с вами сделаем вот такой домик (слайд 3)
(Самостоятельная деятельность детей по образцу).
Воспитатель: У всех получилось? Молодцы! Посмотрите, как рад наш Ёжик. Но нам пора возвращаться назад, в детский сад. Садитесь в наш поезд.
Заключительная часть.
Воспитатель:Ребята, где мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? Кого встретили? Кому помогли? Как помогли? Вам понравилось путешествие?
Список литературы: И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» младшая группа, издательство Мозаика-Синтез, 2016 г.