Петина Светлана Владимировна,
Гизатуллина Лейла Хабибулловна,
Галимова Ляйсан Маснавиевна
учитель-дефектолог,
воспитатели
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 19 «Звездочка»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан, г. Альметьевск
Цель: формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные: уточнить и закрепить знания о признаках осени; продолжать учить пользоваться клеем и клеевыми кисточками; развивать творческие способности в освоении техники обрывания цветной бумаги, формировать усидчивость.
Коррекционные: развивать мышление, зрительную память, воображение, речь детей; совершенствовать переключаемость с одного вида деятельности на другой.
Воспитательные: воспитывать желание совместно выполнять задания и играть, формировать культуру общения, умения показывать эмоцию радости.
Оздоровительные: формировать зрительно-моторную координацию; развивать тонкие движения пальцев.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: макеты деревьев (береза, клен, рябина, дуб), листья различных деревьев.
Раздаточный: ствол с ветками, клей, кисточки, клеенки, салфетки, подставка под кисточки, аудио проигрыватель; листья.
Предварительная работа: изготовление с детьми ствола березы методом обрывания, рассматривание осенних листьев их особенностей (цвет, форма, величина), рассматривание репродукций картин про осень (И. Левитан «Золотая осень», «Осень. Дорога в деревне»), осенних иллюстраций, чтение стихов об осени, дидактические игры: «С какого дерева листок», «Назови дерево», «Что изменилось?», «С чьей ветки детки?»; упражнение на развитие дыхания «Сдуй листочек», пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»; подвижные игры: «Найди, с какого дерева листок», «Найди свое дерево»; слушание музыки (П. Чайковский «Времена года» («Осенняя песнь»), А. Вивальди «Времена года» («Осень»).
Словарная работа: листопад, березовая роща.
Ход деятельности
Приветствие
«Доброе утро!»
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте друг-другу!»
«Здравствуйте!!!»
Нам здороваться ни лень:
Всем Привет! и Добрый день!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Доброе утро ребята!
Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро ребята! Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам нужно разгадать стихи-загадки.
Вот и стали дни короче
и длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг
Пожелтели лес и луг (осень)
Листья желтые летят
Падают, кружатся
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад
Это просто…(листопад)
Воспитатель: Правильно ребята! Когда дует сильный ветер, и срывает листья с деревьев – это явление называется?
Дети: Листопад!
Воспитатель: Правильно, листопад!
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже устроим небольшой листопад.
Дыхательная гимнастика: «Сдуй листик»
Дети набирают как можно больше воздуха в легкие и делают медленный выдох, не надувая щеки
Воспитатель: Ребята, скажите мне, где растет много деревьев?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно, в лесу! Сегодня мы с вами отправимся в сказочный осенний лес. Только пешком туда нам не дойти. Мы с вами поедем на волшебном поезде. Занимайте места в вагончиках!
Ребята выстраиваются друг – за другом
Звучит аудиозапись «Паровозик»
Воспитатель: Ребята, мы с вами приехали в осенний лес. Посмотрите, как красиво, как много деревьев и листьев.
Воспитатель: Давайте назовем эти деревья.
Дидактическая игра: «Назови дерево»
Дети называют деревья, отмечая отличительные особенности каждого дерева (цвет и форму листьев, ствола, плоды, которые растут на этом дереве)
Воспитатель: Молодцы! все деревья назвали правильно.
(Воспитатель обращает внимание детей на полянку с разноцветными листочками)
Воспитатель: Ребята посмотрите какая красивая полянка усыпана разноцветными листочками.
Сюрпризный момент
(под елочкой на пеньке сидит Старичок – лесовичок)
Воспитатель: Ой, ребята, кто это?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Лесовичок, живу в этом лесу. А вы, что здесь делаете?
Воспитатель: Мы, Лесовичок, приехали полюбоваться на красоту осеннего леса и поиграть.
Лесовичок: Бр-р-р-р! Какие игры? Осенью же холодно, сыро, дождливо!
Воспитатель: Мы приглашаем тебя с нами поиграть, и ты увидишь, что осенью тоже очень интересно.
Игра: «С какого дерева листок?»
Воспитатель: Посмотрите, как много на полянке листьев с разных деревьев. Они все такие красивые .А вы знаете. этот листик с какого дерева? (ответы детей) Воспитатель берет кленовый листик и кладет его рядом с кленом.
Дети: Кленовый листик.
Воспитатель: Правильно ребята! Дети вместе с воспитателем и Лесовичком подбирают листья к деревьям.
Лесовичок: Мне очень понравилось играть.
Воспитатель: Скоро наступит зима, все листья и осенняя красота спрячется под снегом. Давайте поможем Лесовичку сохранить память об осени.
Дети вместе с воспитателем переходят к столам
Воспитатель: Ребята, помните, на прошлом занятии мы с вами познакомились с прекрасным деревом березой и даже сделали стволы березы. Вспомните, какого цвета ствол у березы? (Белый ствол с черными точками). Сегодня мы с вами подарим нашим березам желтые осенние листочки. Они будут такие же золотые, как у нашей березки за окном.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Прежде, чем начать работать, сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(Сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(Загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(“Шагать” средним и указательными пальцами по столу)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие части есть у дерева? (ствол, ветки, листья)
Воспитатель: Ствол и ветки мы с вами уже подготовили. Сегодня будем делать листочки.
Показ и объяснение последовательности выполнении аппликации в технике обрывания
Воспитатель: Для того, чтобы изготовить листья на наших березах, мы берем полоску желтой бумаги, отрываем небольшие кусочки – это у нас листочки. Затем все это вы приклеиваете на ветки своей березы.
Работа детей.
Воспитатель: Ребята, пока наши работы сохнут, предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка: «Найди свой флажок»
Воспитатель: Лесовичок, ты будешь поднимать флажки красный или желтый Ребята, если Лесовичок поднимет желтый флажок, вы должны взять в руки желтый листочек. Если он поднимет красный флажок, вы поднимете красный листочек.
Дети играют с Лесовичком, который поочередно поднимает флажки то желтого, то красного цвета. В конце Лесовичку можно поднять сразу два флажка, детям следует взять в руки листочки желтого и красного цвета.
Лесовичок. Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами поиграть.
Воспитатель: Ребята, какие красивые березы у вас получились! Настоящая березовая роща! Давайте подарим эти березы Лесовичку, они будут напоминать ему о теплых осенних деньках.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? Чем вам нравиться осень? А чем вам она не нравится?
Воспитатель: Спасибо вам за внимание! До свидания!