Ахметзянова Алсу Маслявиевна,
Муртазина Лейсан Фирдавесовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 11»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
– представить педагогам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
– активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта;
Развивающие:
– развивать творческие способности участников мастер-класса;
Воспитывающие:
– сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
Материал и оборудование:
Опыт №1: 5 спичек, блюдце, вода;
Опыт №2: 2 шарика, свечка, спички, вода, воронка;
Опыт №3 : надутый шарик, цедра апельсина.
Ход мастер-класса:
Обращение к педагогам:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на нашем мастер-классе! Сегодня мы Вам предлагаем поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».
-Как же ответить на многочисленные «почему» воспитанников?
-Почему солнце светит?
-Почему зимой холодно?
-А сейчас, я хочу показать Вам, как при помощи экспериментирований найти ответы на многие детские вопросы. Для этого приглашаю желающих в волшебную лабораторию, где Вы сами станете немного волшебниками.
(Звучит музыка, педагоги выходят и садятся за стол)
Опыт №1 «Чудесные спички!»
Материал: 5 спичек, блюдце, вода.
Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Объяснение: причина этого явления, которое называется «капиллярность», в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Опыт №2 «Огнеупорный шарик»
Материал: 2 шарика, свечка, спички, вода, воронка.
Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать ребенку, что от огня шарик лопнет.
Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана с помощью воронки, надуйте шарик, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Опыт №3 «Шарик сдался!»
Материал: надутый шарик, цедра апельсина.
Интересно, а что произойдет если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик?
Чистим апельсин, надуваем шарик и выжимаем цедру апельсина над шариком. Невероятно, но он просто лопнул! Воздушные шарики лопаются лишь только сок с цедры попадает на них!
Что произошло?
Сок который мы выдавливаем из цедры апельсина содержит особое вещество – лимонен. Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых, а не только апельсинов. Лимонен используют при производстве косметики, он придает парфюмерной композиции хвойный и лёгкий цитрусовый аромат. Так вот, лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики.
-Уважаемые коллеги, Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А теперь, я Вас попрошу нарисовать на листе бумаге схему проведения опыта.
-А скажите мне, уроки волшебства в моей лаборатории Вам понравились? А что больше всего запомнилось?(ответы педагогов)
-Дорогие мои коллеги, с помощью таких занимательных экспериментов Вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, веселым, максимально познавательным! Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учебе, будем развивать любознательность и усидчивость.
-Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!