Халикова Венера Закирзяновна,
учитель географии
МБОУ «Гимназия №175»
г. Казань, Республика Татарстан
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию компетентности учащихся. Как одно из направлений своей работы я выбрала формирование и развитие компетентности, поскольку это способствует развитию уверенности в себе, напористости, развитию стрессоустойчивости и психологической защиты, способствует выработке умения контролировать свои эмоции, обеспечивает преодоление коммуникативных барьеров. Сегодня нашим ученикам для построения успешной карьеры необходимо обладать большим объемом знаний и умений. Не менее важно творчество в работе, креативное мышление, умение мыслить нестандартно.
В своей работе я формирую разные компетентности:
- информационная,
- коммуникативная,
- самообразовательная,
- общекультурная,
- социально-трудовая.
Информационная компетентность – это готовность к работе с информацией, готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать временные параметры практического занятия для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; быть точным и объективным в оценке знаний; воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество.
Для формирования информационной компетентности использую различные образовательные ресурсы:
• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, программно – и учебно-методические материалы);
•электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией
(коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, статистические и динамические модели; интерактивные модели и карты, предметные практикумы; символьные объекты: схемы, диаграммы);
•электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией и видеоинформацией.
Например: возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, демонстрируются образование ледников, атмосферных фронтов и др. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.
Мне очень нравиться работать с электронным картам и использовать их в учебном процессе. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно – и зрительно, и на слух. Я использую три основных вида работы с электронной интерактивной картой: работа со слоями карты, работа с дополнительным материалом, использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.). Этот вид работы позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Второй вид- это прием наложения карт он необходим при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Третий вид функция рисования, появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию. Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры и терминов), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов. Следует отметить и то, что данный конструктор карт можно использовать и во внеучебное время, при проведении индивидуальных занятий, при подготовке проекта.
Развитие коммуникативной компетенции – готовность к общению с другими людьми.
География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.
Развитие самообразовательной компетентности – это готовность к непрерывному самообразованию. Формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях. Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
Развитие общекультурных компетенций-это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы. Например, изучение темы «Народы и религии России» в 9 классе можно проводить в виде семинара. Класс делится на три группы: первая готовит православные традиции, культура, особенности быта русского народа, вторая ислам и культура народов Северного Кавказа и Татарстана, третья буддизм и культура народов юга Сибири. Проекты готовятся в форме мультимедийных презентаций и защищаются на уроке. Проведение такого урока позволяет показать детям, что они живут в многонациональной и многоконфессиональной стране, формировать чувство гордости за свою Родину.
Социально-трудовые компетенции – данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения. Например:
Особенно благоприятные возможности для формирования профессиональной компетентности имеет курс экономической географии России. Здесь учащиеся знакомятся с условиями и особенностями труда в различных отраслях материального производства и непроизводственной сферы. Изучают тему «Трудовые ресурсы и рынок труда и занятости». Для овладения любой профессией нужен широкий круг знаний, получаемый при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и в географии.
В курсе физической географии учащиеся знакомятся с исследовательскими профессиями – получают представления о работе топографа, картографа, метеоролога, гидролога, океанолога, геолога, эколога, почвоведа, с профессиями по научному природопользованию, охране и преобразованию природы — землеустроитель, проектировщик населенных пунктов и др. На уроках и во внеклассной работе географии выявляю учащихся, интересующихся науками о Земле, углубляя их интерес.
Чтобы у обучающихся не складывалось одностороннее представление только об увлекательной стороне той или иной профессии, показываю им сложности, трудности работы по этой профессии, Но самое главное — раскрытие ее значения в народном хозяйстве, воспитание уважения ко всем видам труда, профессиям и специальностям. Нет престижных и не престижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности. Это люди отличаются высокой квалификацией, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход. Роль современного урока сформировать эти компетенции, так как к концу девятого класса обучающиеся должны выбрать профиль обучения и профессионально самоопределиться
Использование компетентностного подхода на уроках географии – позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, развивают способности и помогают решать в повседневной жизни проблемы, меняется характер взаимоотношений между учеником и учителем. Позволит выпускнику успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно.
Конечно, нужно отметить, что в процессе формирования компетенций учащихся возникает ряд трудностей. Поэтому нельзя говорить о том, что все вопросы решены и все используемые современные методы способствуют развитию компетенций учащихся.
Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Я учитель географии всячески способствуют развитию этой личности.