Копанева Алиса Рафитовна
учитель-логопед
МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Цель: Обогащение словарного запаса, развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, связной речи.
Оборудование: индивидуальное зеркало, индивидуальные карточки «Допиши буквы», «Найди слова в таблице», магнитные буквы, парные согласные буквы, схемы «Слово: предмет, действие, признак», цветик – семицветик.
Ход занятия:
Орг. момент: дети стоят полукругом.
– Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки, поднимите руки вверх, закройте глаза. Представьте, что мы все вместе – большое теплое Солнце. Откройте глаза, опустите руки, улыбнитесь друг другу. Проходите, присаживайтесь на свои места.
– Ребята, помните сказку «Цветик-семицветик»? В этой сказке девочка Женя отрывала лепестки у цветка и загадывала желания. У меня тоже есть лепестки, но мы будем не отрывать их, а наоборот, составлять цветок дружбы. Сегодня наше занятие мы назвали логопедическая игротека. Нас сегодня ждут разнообразные, увлекательные, интересные задания, где каждый сможет проявить себя. За каждый правильный ответ вы будете награждаться цветным жетоном, и в конце занятия мы определим наших победителей и наградим медалями. Итак, прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок!
1-й лепесток – Артикуляционные упражнения (в стихах)
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
– Молодцы, ребята!
2-й лепесток – Отыщи буквам место
Однажды буквы поиграли,
Не по порядку в слове встали,
Но как им место отыскать?
Слова совсем нельзя понять.
И плачут буквы громко, дружно:
Кто нас расставит так, как нужно?
Слова (с помощью магнитных букв): СЕНЬО (осень), ЛАШКО (школа), БЯТАРЕ (ребята)
– Видите, ребята, какие замечательные слова у нас получились. Как важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своём месте.
3-й лепесток – «Допиши буквы»
Ребята, я предлагаю вам индивидуальные карточки с недописанными буквами (буквы разные – печатные и прописные, заглавные и строчные). На карточках нужно дописать недостающие элементы букв. Готовы?
4-й лепесток – Физкультминутка «День-ночь» чистоговорки.
Та-та-та – осень это красота.
Де-де-де – лужи с дождиком везде.
Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.
Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.
Ца-ца-ца – закачались деревца.
Жу-жу-жу – я про осень расскажу.
Лы-лы-лы – листья красные видны.
Ло-ло-ло – за окном уж не тепло.
5-й лепесток – «Слово: предмет, действие, признак»
– Ребята, у нас уже получается цветок.
Какой вопрос зададим к слову «цветок»
– Кто это? или – Что это? (Ответы детей «что это?»)
Правильно, это слово – предмет, обозначается одной чертой (на доску выставляется схема)
– Подберите к слову-предмету «цветок», слово-действие, чтобы оно отвечало на вопрос: – Что делает? обозначается двумя чертами (на доску выставляется схема).
Ответы детей: Цветок растет. Цветок развивается. Цветок качается. Цветок цветет. Цветок вянет.
– Какой бывает цветок? – подберите слово-признак (на доску выставляется схема, волнистая линия)
Ответы детей: растет красный цветок. Развивается красивый цветок. Качается нежный цветок.
6-й лепесток – «Найди слова в таблице»
– Ребята, перед вами карточки, где расположена таблица с буквами. Ниже изображены картинки с предметами, названия которых нужно найти в этой таблице. Слова могут располагаться как горизонтально, так и вертикально. Найденные слова нужно зачеркнуть.
7-й лепесток – «Найди пару»
Заключительное задание, ребята, игра в команде, перед вами буквы и табло, нужно собрать их в пары, по звонкости и глухости. Готовы?
Итог занятия.
И вот, наш «цветик-семицветик» собран. Молодцы, ребята! Подведем итог занятия, подсчитываем жетоны, поднимаем руку. Сегодня на логопедической игротеке, все принимали активное участие, все показали свои хорошие знания, значит, все получают медали, медаль «Умники и умницы», молодцы, спасибо, урок закончен!