Миннебаева Зульфия Асхатовна
воспитатель татарского языка
МБДОУ «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан, д. Эстачи
При обучении второму языку детей дошкольного возраста необходимо создать у них положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра.
Игра является ведущим видом деятельности в данном возрасте, она оказывает существенное влияние на формирование основных психических функций и процессов ребенка.
На развитие речевой деятельности ребенка огромное влияние оказывают движения пальцев и кистей рук. Поэтому, обучая детей татарскому языку, необходимо использовать пальчиковые игры.
Игры с пальчиками обычно смешные и вызывают у детей положительные эмоции, способствующие формированию мотива к изучению языка. Если на занятиях регулярно использовать пальчиковые игры, то это будет способствовать улучшению работы мозга детей и поддержанию у них хорошего тонуса.
Пальчиковые игры готовят детскую руку к письму, так как делают пальчики ловкими и подвижными, а кисти рук более гибкими.
Играя, дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения. Через игровой сюжет можно обыграть процесс знакомства персонажа с новым предметом, детально рассмотреть его, изучить, обследовать.
Дидактическая игра «Мой дом»
Эту игру я провожу в итоговых занятиях. С помощью этого коллажа удобно проверять знания детей. Можно придумать различные вопросы, задания. Детям очень нравится. Например:
Бармак уены: “Минем гаилә” “Моя семья”
Бу бармак -бабай, Этот палец-дедушка
Бу бармак -әби, Этот палец-бабушка
Бу бармак -әти, Этот палец-папа
Бу бармак -әни, Этот палец-мама
Бу бармак -бәби, Этот палец-ляля
Аның исеме Чәнти. Его зовут Мизинец.
Таких игр существует большое количество, потому что практически любое стихотворение или рифмовку можно обыграть при помощи пальчиков и рук.
Бармак уены: “Йорт хайваннары”
-Раз, два, три, четыре, пять – бер, ике, өч, дүрт, биш
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных –
Каждый знает их наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка – ат, сыер, эт, песи
(указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их?
Подумайте немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),
Значит, домашними их зовут.
-Ат, сыер. эт, песи – йорт хайваннары.
Все задания выполняются на татарском языке. Таким образом, у детей развивается речь, умение правильно говорить слова.
В итоге можно сказать, что игры с пальчиками – представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
И так делая выводы к вышесказанным, и основываясь на своем опыте, могу сказать, что:
Игры способствуют выполнению следующих задач:
создание психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
тренировка воспитанников в выборе нужного речевого варианта.
Использование игр на занятиях татарского языка помогает воспитателю глубже раскрыть личностный потенциал каждого воспитанника, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
В каждом человеке есть бубенчик, если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть… Ю.А. Яковлев “Бубенчики”
Дошкольное детство коротко, и мы должны наполнить его счастьем, в котором смех и радость мальчишек и девчонок сможет звенеть апрельской капелью, журчать песнями весенних ручьев. Мы открываем себя – вместе, любим познавать неведомое – вместе. И учимся – вместе, потому что без знаний прожить очень и очень сложно”.