Ризванова Гулия Фаридовна,
Классен Ирина Михайловна,
Черепанова Клара Фоатовна,
Филиппова Алевтина Юрьевна
воспитатели
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №51 «Торнакай»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Пояснительная записка
Одна из задач дошкольного воспитания – сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.
Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к будущей деятельности необходимо развивать его сенсорную культуру. Особое значение данный вопрос приобретает в младшем дошкольном возрасте, когда воспитание окружающего мира интенсивно развивается. Именно этот период жизни дошкольников (3-4 г.ж.) наиболее сензитивен для развития восприятия. Именно в этом возрасте закладываются основы всего последующего психического развития ребенка. (см.приложение 3.)
Сенсорное воспитание является центральной проблемой исследования многих ученых прошлого и настоящего времени: Ф.Фребеля., М.Монтессори, О.Декроли, М.М.. Манасеиной, Е.И. Тихеевой, Ю.И. Фаусек, Ф.Н. Блехер, А.В. Запорожца, Л.А, Л.А. Венгера и др.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Актуальность данного направления заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Однако, без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.
Необходимость написания программы дополнительного образования «Волшебная сенсорика» обусловлена созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы «Волшебная сенсорика» определяется соответствием действующему ФГОС ДО (Приказ № от 17 октября 2013г.), программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, где отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
В раннем детстве основная задача – ознакомление малышей со свойствами предметов, т.е. обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов. В младшем дошкольном возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.
Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
Особенностью программы «Волшебная сенсорика» является выработка на данной базе условий для успешного овладения практической и познавательной деятельностью, что является превышением основной образовательной программы.
Программа «Волшебная сенсорика» разработана с учётом современных дидактических принципов.
- принципа обогащения и углубления содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении
- принципа сочетания обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. Тем самым совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения»
- принципа сообщения детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности
- принципа формирования систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.
Цель программы: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста как основы познания мира предметов и явлений, их свойств и качеств, а так же развитие сенсорных способностей.
Задачи:
- Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
- Познакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине.
- Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Чтобы сенсорное познание проходило успешно, обеспечивается планомерность, последовательность, систематичность и разнообразие методов и методик проведения занятий.
В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов обеспечивается принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Данная программа рассчитана на 32 занятия с режимом проведения – 1 занятие в неделю с октября по май включительно. Длительность каждого занятия 15 минут.
Методика сенсорного воспитания дошкольников предусматривает:
1) обучение детей обследованию предметов;
2)формирование представлений о сенсорных эталонах.
Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Методика проведения занятий.
1.Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2.Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3.Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4.Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг – круглый, катиться, нет углов. Квадрат – есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5.Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Способы сенсорного развития:
- практический способ (наложение, приложение, примеривание);
- зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).
Правила обследования:
- восприятие целостного облика предмета;
- мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.);
- пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.);
- вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
- повторное целостное восприятие предмета.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Структура занятий.
1.Знакомство с геометрической фигурой.
2. Закрепление цвета.
3. Физкультминутка.
4. Развивающие игры и упражнения.
Работа с родителями
- Консультации на темы:
- «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
- «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
- «Дидактические игры по сенсорике».
- Выставка дидактического материала.
- Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
- Показ открытых мероприятий;
- Индивидуальные беседы;
Работа с воспитателями
- Консультации на темы:
- «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
- Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка младшего возраста в семье;
- Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».
- Выставка дидактического материала.
- Показ открытых мероприятий.
Показатели развития:
Ребёнок к концу года должен уметь:
- выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов.
- различать цвета.
- различать геометрические фигуры и их соотношение по величине.
- обследовать предметы, группировать их по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
- разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Диагностика усвоения программного материала
Фамилия, имя ребёнка Критерии оценки |
||||||||||||||
Ребёнок выделяет форму предметов, цвет, величину как особые признаки предметов |
||||||||||||||
Различает все основные цвета |
||||||||||||||
Различает геометрические фигуры и их соотношение по величине. |
||||||||||||||
Умеет обследовать предметы, группировать их по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. |
||||||||||||||
Разбирается в сочетаниях цветов, расчленяет форму предметов, выделяет отдельные измерения величины. |
||||||||||||||
Умеет сравнивать геометрические фигуры методом наложения. |
||||||||||||||
Умеет использовать сенсорные навыки в разных видах деятельности. |
||||||||||||||
Итого: |
Критерии оценки
Высокий – 3б. |
Выделяет форму предметов, цвет, величину как особые признаки предметов. Различает все основные цвета. Различает геометрические фигуры и их соотношение по величине. Умеет обследовать предметы, группирует их по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. Сравнивает геометрические фигуры методом наложения. Использует сенсорные навыки в разных видах деятельности. |
Средний – 2б. |
Выделяет форму предметов, цвет, величину как особые признаки предметов. Различает не все цвета. Различает геометрические фигуры и их соотношение по величине. Умеет обследовать предметы и группировать их по цвету и форме вокруг образцов – эталонов с небольшой помощью взрослого. Сравнивает геометрические фигуры методом наложения. Использует сенсорные навыки в разных видах деятельности при подсказке взрослого. |
Низкий – 1б. |
Не выделяет форму предметов, цвет, величину как особые признаки предметов. Не различает цвета. Не различает геометрические фигуры и их соотношение по величине. Не умеет обследовать предметы, не группирует их по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. Не сравнивает геометрические фигуры методом наложения. Не использует сенсорные навыки в разных видах деятельности. |
Список литературы
1.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л.А. Венгера. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1978.
2.Давыдова Е. Сказочный мир сенсорной комнаты // Дошкольное воспитание. – 2004. – №22. – с. 70-72.
3.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2005. – №2. – с.76-78.
4.Муханова К., Колядина А. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. – №4. – с. 3-9.
5.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.
6.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М: «Просвещение», 1988.
7.Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «Обруч» №2-2006.
8.Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). Под ред. Н.П. Саккулиной и Н.Н. Поддъякова. М., «Просвещение», 1969.
Учебно-тематический план на 2022 – 2023 год
№ |
Содержание |
Количество часов |
|
Октябрь |
1 |
Знакомство с красным цветом – нахождение предметов красного цвета. Дидактическая игра «Какого цвета не стало?». Работа в тетради «Веселые уроки » №1 |
1 |
2 |
Знакомство с синим цветом – нахождение кругов и квадратов синего цвета. Дидактическая игра «Цвет и форма». Работа в тетради «Веселые уроки » № 2 |
1 |
|
3 |
Знакомство с прямоугольником и зеленым цветом, закрепление основных цветов. Дидактическая игра «Скрути улитку». Работа в тетради «Веселые уроки » №3 |
1 |
|
4 |
Знакомство с кругом , закрепление основных цветов. Дидактическая игра «Воздушные шары». Работа в тетради «Веселые уроки » №4 |
1 |
|
Ноябрь |
5 |
Знакомство с квадратом, закрепление основных цветов. Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки». Работа в тетради «Веселые уроки » №5 |
1 |
6 |
Нахождение различий между кругом и квадратом, закрепление основных цветов. Дидактическая игра «Найди свой домик» Работа в тетради «Веселые уроки » № 6 |
1 |
|
7 |
Нахождение кругов и квадратов цветов разной величины. Дидактическая игра «Уточним цвет предмета» Работа в тетради «Веселые уроки » №7 |
1 |
|
8 |
Закрепление названий цветов и геометрических фигур. Дидактическая игра «Найди свой домик» |
1 |
|
Декабрь |
9 |
Знакомство с кругами и квадратами разной величины, закрепление основных цветов. Дидактическая игра «Неразлучные цвета». Работа в тетради «Веселые уроки » № 8 |
1 |
10 |
Нахождение различий между квадратом и прямоугольником. Дидактическая игра «Форма и цвет» |
1 |
|
11 |
Сравнивание по величине квадратов и прямоугольников. Дидактическая игра «Собери бусинку». Работа в тетради «Веселые уроки » № 9 |
1 |
|
12 |
Закрепление названий цветов и геометрических фигур. Дидактическая игра «Ассоциации» |
1 |
|
Январь |
13 |
Знакомство с овалом белого цвета. Дидактическая игра «Веселое обучение». Работа в тетради «Веселые уроки » № 10 |
1 |
14 |
Нахождение различий между кругом и овалом. Дидактическая игра «Воздушные шары» |
1 |
|
15 |
Сравнивание по величине кругов и овалов. Дидактическая игра «Отгадай, что в мешочке». Работа в тетради «Веселые уроки » № 11 |
1 |
|
16 |
Закрепление названий цветов и геометрических фигур. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша» |
1 |
|
Февраль |
17 |
Знакомство с треугольником, закрепление цветов. Дидактическая игра «Вкусные овощи». Работа в тетради «Веселые уроки » № 12 |
1 |
18 |
Нахождение различий между треугольником и квадратом. Дидактическая игра «Найди свой домик» |
1 |
|
19 |
Нахождение различий между треугольником и прямоугольником. Дидактическая игра «Сложи радугу» |
1 |
|
20 |
Нахождение различий между треугольником и овалом. Дидактическая игра «Вкусные овощи». Работа в тетради «Веселые уроки » № 13 |
1 |
|
Март |
21 |
Группировка предметов по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. Дидактическая игра «Большой, средний, маленький» Работа в тетради «Веселые уроки » № 14 |
1 |
22 |
Расчленение предметов по форме, выделение отдельных измерений величины. Дидактическая игра «Сложи узор». Работа в тетради «Веселые уроки » № 15 |
1 |
|
23 |
Закрепление умения группировать предметы по цвету и форме. Дидактическая игра «Мозаика» Работа в тетради «Веселые уроки » № 16 |
1 |
|
24 |
Закрепление умения расчленять предметы по форме. Дидактическая игра «Шарики». Работа в тетради «Веселые уроки » № 1 (часть 2) |
1 |
|
Апрель |
25 |
Нахождение в окружающей обстановке предметов круглой формы. Дидактическая игра «Веселые шнуровки» Работа в тетради «Веселые уроки » № 2 (часть 2) |
1 |
26 |
Нахождение в окружающей обстановке предметов квадратной формы. Дидактическая игра «Сплети коврик из цветных полосок». Работа в тетради «Веселые уроки » № 3 (часть 2) |
1 |
|
27 |
Нахождение в окружающей обстановке предметов треугольной формы. Дидактическая игра «Воздушные шары» Работа в тетради «Веселые уроки » № 4 (часть 2) |
1 |
|
28 |
Нахождение в окружающей обстановке предметов овальной формы. Дидактическая игра «Цветные жалюзи» Работа в тетради «Веселые уроки » № 5(часть 2) |
1 |
|
Май |
29 |
Закрепление основных цветов . Дидактическая игра «Сложи радугу». Работа в тетради «Веселые уроки » № 6 (часть 2) |
1 |
30 |
Закрепление названий геометрических фигур. Дидактическая игра «Волшебное поле». Работа в тетради «Веселые уроки » № 7 (часть 2) |
1 |
|
31 |
Закрепление величины геометрических фигур. Дидактическая игра «Блоки Дьенеша». Работа в тетради «Веселые уроки » № 8 (часть 2) |
1 |
|
32 |
Закрепление умения сравнивать фигуры по форме и величине. Дидактическая игра «Палочки Кюизенера». Работа в тетради «Веселые уроки » № 9 (часть 2) |
1 |
|
Итого |
32 |
32 часа |
Приложение 1.
Программа на учебный год.
Октябрь.
Занятие 1. Знакомство с красным цветом – нахождение предметов красного цвета. Работа в тетради «Веселые уроки » №1
Занятие 2. Знакомство с синим цветом – нахождение кругов и квадратов синего цвета. Работа в тетради «Веселые уроки » № 2
Занятие 3. Знакомство с прямоугольником и зеленым цветом, закрепление основных цветов. Работа в тетради «Веселые уроки » №3
Занятие 4.Знакомство с кругом , закрепление основных цветов. Дидактическая игра «Воздушные шары». Работа в тетради «Веселые уроки » №4
Ноябрь
Занятие 1. Знакомство с квадратом, закрепление основных цветов. Работа в тетради «Веселые уроки » №5
Занятие 2. Нахождение различий между кругом и квадратом, закрепление основных цветов. Работа в тетради «Веселые уроки » № 6
Занятие 3. Нахождение кругов и квадратов цветов разной величины. Работа в тетради «Веселые уроки » №7
Занятие 4. Закрепление названий цветов и геометрических фигур.
Декабрь
Занятие 1. Знакомство с кругами и квадратами разной величины, закрепление основных цветов. Работа в тетради «Веселые уроки » № 8
Занятие 2. Нахождение различий между квадратом и прямоугольником.
Занятие 3. Сравнивание по величине квадратов и прямоугольников. Работа в тетради «Веселые уроки » № 9
Занятие 4. Закрепление названий цветов и геометрических фигур.
Январь
Занятие 1. Знакомство с овалом белого цвета. Работа в тетради «Веселые уроки » № 10
Занятие 2. Нахождение различий между кругом и овалом.
Занятие 3.Сравнивание по величине кругов и овалов.
Занятие 4. Закрепление названий оттенков и геометрических фигур. стр.15.
Февраль
Занятие 1. Знакомство с треугольником, закрепление цветов. Работа в тетради «Веселые уроки » № 12
Занятие 2. Нахождение различий между треугольником и квадратом.
Занятие 3. Нахождение различий между треугольником и прямоугольником.
Занятие 4. Нахождение различий между треугольником и овалом. Работа в тетради «Веселые уроки » № 13
Март
Занятие 1. Группировка предметов по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. Работа в тетради «Веселые уроки » № 14
Занятие 2. Расчленение предметов по форме, выделение отдельных измерений величины. Работа в тетради «Веселые уроки » № 15
Занятие 3. Закрепление умения группировать предметы по цвету и форме. Работа в тетради «Веселые уроки » № 16
Занятие 4. Закрепление умения расчленять предметы по форме. Работа в тетради «Веселые уроки » № 1 (часть 2)
Апрель
Занятие 1. Нахождение в окружающей обстановке предметов круглой формы. Работа в тетради «Веселые уроки » № 2 (часть 2)
Занятие 2. Нахождение в окружающей обстановке предметов квадратной формы. Работа в тетради «Веселые уроки » № 3 (часть 2)
Занятие 3. Нахождение в окружающей обстановке предметов треугольной формы. Работа в тетради «Веселые уроки » № 4 (часть 2)
Занятие 4. Нахождение в окружающей обстановке предметов овальной формы. Работа в тетради «Веселые уроки » № 5(часть 2)
Май
Занятие 1. Закрепление основных цветов . Работа в тетради «Веселые уроки » № 6 (часть 2)
Занятие 2. Закрепление названий геометрических фигур. Работа в тетради «Веселые уроки » № 7 (часть 2)
Занятие 3. Закрепление величины геометрических фигур.Работа в тетради «Веселые уроки » № 8 (часть 2)
Занятие 4. Закрепление умения сравнивать фигуры по форме и величине. Работа в тетради «Веселые уроки » № 9 (часть 2)
приложение 2.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
- «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
- «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
- «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
- «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета .
- «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый листья зеленые и т. д.).
- «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с двумя изображениями близких по цвету: например: помидор и огурец . Предлагает назвать сходные цвета : помидор – красный , а огурец – зеленый.
- «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» – геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону – круги).
Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.
«Разноцветные прищепки»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, закреплять знание цветов. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.
«Загадочные пуговки»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.
Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.
«Волшебное поле»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета.
Игровой материал:
Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.
«Шарики»
Цель игры:
- Развитие умения узнавать и называть цвета,
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.
«На что похожа фигура?»
Цель:
- Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Спрячемся от дождика»
Цель:
- Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
«Выбери пуговки»
Цель
- Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель
- Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
Дидактические игры на восприятие цвета
«Воздушные шары»
Цель:
- Обратить внимание детей на цвет предмета.
- Учить подбирать предметы одинакового цвета.
- Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие.
Развивающая среда: Наклеенные на картон узкие полоски цветной бумаги
(6-7) цветов, круги такого же цвета.
Ход игры:
– Ребятки, смотрите к нам пришли игрушки. Только они почему-то грустные. Вы не знаете, почему они грустят?
– Оказывается, решили игрушки поиграть с воздушными шарами. Но подул сильный ветер, и шарики улетели, а у игрушек остались одни ниточки.
– Ребятки, поможем игрушкам найти свои шарики? ( Детям раздаются цветные полосочки).
-Семён, у тебя какого цвета ниточка?
-А у тебя Люба? ( Дети говорят, какого цвета у них ниточки).
– Ребятки, шарики пока летали, перепутались. (Предлагаю детям шарики «привязать» к ниточкам, но только так, чтобы цвет ниточки соответствовал цвету шарика). Если дети путаются, предлагаю им сравнить цвет ниточки с шариком.
– Ребятки, какие вы молодцы, помогли игрушкам найти свои шарики.
Игру можно усложнить, поменяв у детей ниточки от воздушных шаров.
Дидактическая игра, развивающая осязательное восприятие формы
объёмных предметов
«Отгадай, что в мешочке»
Цель: Выявить, могут ли дети самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, как привык ребёнок обследовать предмет, находящийся вне поля его зрения.
Развивающая среда: Небольшие игрушки контрастной формы (кубики, шарики, игрушечная посуда, машинка и т.д.). Мешочек из плотной ткани.
Ход игры:
-Ребятки, хотите поиграть в прятки?
Но прятки будут особенные, потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот они, эти игрушки. Затем достаю нарядный мешочек, показываю детям и говорю: «Мы все вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим её в мешочек. А искать будет тот, кого я назову». (Объясняю детям, как искать: нужно потрогать руками, спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое). Затем на стол ставится 3-4 игрушки. Задаю детям вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов:
-Что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть?
-Миша, пойдём, ты будешь отгадывать, какая игрушка спряталась в мешочке. (Ребёнку предлагается отвернуться, закрыть глаза и не подглядывать. Вызываю ещё одного ребёнка, предлагаю ему выбрать игрушку и положить её в мешочек).
-Миша, иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке.
Напоминаю остальным детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае не подсказывать и не мешать Мише самому отгадывать загадку. Когда ребёнок берёт мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать её, советую ребёнку держать предмет в обеих руках, левой держать предмет, а правой ощупывать его пальцами.
-Ну, Миша, какая же игрушка спряталась? (Машинка).
-А как ты узнал, что это машина? (У неё есть колёса, кузов). Достаём спрятанный предмет из мешочка.
– Молодец, Миша, правильно угадал. Давайте ребятки, похлопаем Мише в ладошки.
Затем выбирается другой ребёнок, и игра продолжается.
При повторении игры, можно использовать другие предметы более
сложной формы.
Дидактическая игра на зрительное восприятие формы
«Найди свой домик»
Цель: Продолжать учить детей различать формы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), цвета.
Развивающая среда: блоки Дьенеша, три обруча.
Ход игры:
На лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре. Предлагаю детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняю детям, что в обруче, например с красным кругом, живут все красные круги, а в обруче с синим квадратом – все синие квадраты и т. д. А для того чтобы попасть в домики, нужны «ключики». По форме и цвету «ключика» дети находят свои домики.
– Ребятки, у меня есть «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры).
Дети по очереди достают себе из мешочка «ключики», идут гулять по «лесу», по моему сигналу дети бегут к домикам и занимают их.
– Ребятки, посмотрите, а ваши «ключики» подходят к фигуркам,
которые живут в домике? (Дети сравнивают свою геометрическую
фигуру с той, что находится в домике).
Игру можно усложнить, предложив детям поменяться «ключиками».
Дидактическая игра
«ВКУСНЫЕ ОВОЩИ»
Цель: закрепить умение детей различать овощи по вкусовым качествам и запаху.
Правила игры: правильно определять название овощей по вкусовым качествам, запаху.
Дидактический материал: корзинка с луком, горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки, миска, дощечки,…
Ход игры:
1 вариант.
Загадать детям загадки об овощах.
Сидит бабка на грядке
Вся в заплатках.
Кто ни глянет —
Всяк заплачет.
(Лук.)
Раскололся темный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох.)
Дидактическая игра «Скрути улитку»
Цель: формировать у детей умение различать основные цвета, развивать тактильные ощущения , мелкую моторику.
Ход игры: Детям нужно плотно скрутить змейку, начиная с хвоста, превращая ее в улитку.
Задания для сектора «Цвет»
Задание 1. Из коробки с цветными карандашами (6 цветов) отобрать отдельно теплые и холодные цвета.
Задание 2. Определить цвет и качество тканей и рассказать, что из нее можно пошить.
Задание 3. Нарисовать воздушные шары разных оттенков.
Задание 4. Перенести с одного места на другое дуги всех цветов спектра и положить их в таком порядке, чтобы получилась радуга, назвать цвет каждой дуги.
В ходе игры Буратино следит за соблюдением правил. В конце игры подводит итог, благодарит участников и дарит им наборы цветной бумаги и краски.
Приложение 3.
Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно
обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.
В дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется» (Л.А.Венгер). В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета.
Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Активная разнообразная и развернутая ориентировка Позволяет формировать адекватные, богатые, точные образы восприятия.
В случае, если ребенок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развернутый процесс. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах.
Обследовательские действия дошкольника все больше специализируются. Складываются рациональные приемы обследования предметов.
На протяжении дошкольного возраста возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами, его планомерность.
Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По данным Н.Г.Агеносовой, время рассматривания простой по содержанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, составляя в 3-4 года 6 мин 8 с, в 5 лет – 7 мин 6 с, а в 6 лет – 10 мин 3 с.
Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве средние дошкольники учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог организует, направляет обследование объекта для выделения разных его сторон. Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка (Н.Н.Поддъяков). Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета.
Возрастает любознательность ребенка. Увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах. Он замечает не только то, что снег белый и холодный, но еще и то, что он тает в тепле, а цвет его меняется в зависимости от времени суток, погоды, времени года. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.
Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем. Ухаживая за растениями и животными, ребенок наблюдает преобразования в их внешнем виде, и, постигая процессы роста и развития, устанавливая скрытые закономерности и связи, он видит, что растения засыхают, если их не поливать.
У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. При восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов, иначе говоря, категоризируют.
Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями – сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов.
Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 3 лет) занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.
Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность (А.В.Запорожец). Ребенок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Исследования под руководством Л.А.Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.
На первом году жизни в связи с развитием произвольных движений и передвижениями в пространстве малыш начинает отражать пространственные свойства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных предэталонах» – сначала реальных, а затем представляемых особенностях собственных движений, направленных на предмет. На 2-3-м году жизни он овладевает предметной деятельностью, которая предполагает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными предэталонами». Они начинают применяться в качестве «меры» свойств других предметов.
После 3 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине.
Восприятие, становясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.