Савастьянова Наталья Николаевна
концертмейстер, преподаватель
МБУ ДО «Детская школа искусств
им. М.А.Балакирева Вахитовского района
г. Казани», Республика Татарстан
Современная ситуация в педагогике является отражением состояния общества, его изменений, современных требований, предъявляемых как к ученику, так и к преподавателю и концертмейстеру. Быть готовым к этим изменениям – главное, решающее условие успешности современного педагога, идущего в ногу со временем.
Одним из требований современной педагогики является умение использования инновационных технологий в методике преподавания.
В настоящее время активно используются информационно-коммуникативные технологии в любых сферах образовательной деятельности, в том числе это применимо и по отношению к работе преподавателя и концертмейстера школ искусств.
Для того чтобы усовершенствовать свою работу, преподаватель постоянно изучает новую нотную литературу, тщательно подбирает музыкальные произведения, которые бы соответствовали возрастным особенностям детей, его способностям и возможностям, а также программным требованиям.
Всё чаще преподаватель обращается к мультимедийным источникам, использует нотные редакторы (Finale, Sibelius, MuseScore 3 и др.), для составления хрестоматий учебников и дидактических пособий. Изучение подобных программ дает ряд новых возможностей в таких сферах как:
- хранение, накопление и использование нотного материала для уроков;
- редактирование нотного материала с последующей распечаткой в полиграфическом качестве;
- возможность предварительного прослушивания нотного материала;
- возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала;
- возможность общения с коллегами на форумах в Интернете, посвященных решению каких-либо задач, связанных с работой в данной сфере деятельности;
- возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в концертмейстерской деятельности;
- транспонирование, аранжировка, сохранение музыки в формат PDF-файлов и др.
MuseScore — относительно молодой нотный редактор. Следует отметить, что интерфейс нотатора русифицированный.
Изучение одного нотатора даёт возможность понять основные принципы работы во всех остальных. Здесь же представлены особенности меню программ, алгоритм по созданию первых партитур, работы с символами, текстом. Собственно, раскрываются ключевые особенности работы с нотной графикой в программе MuseScore.
В тезисной форме приведём некоторые возможности применения MuseScore в исполнительском классе:
• прослушивание набранного нотного материала разными тембрами. Далеко не всегда в сети Интернет можно найти много различных вариантов исполнения (или аранжировок для различных инструментов) того или иного произведения. В этом случае поможет нотатор, в котором можно использовать для озвучивания набранных нот более 150 тембров;
• прослушивание набранного материала в разных темпах. Как и в предыдущем случае, такой вид работы способствует формированию нового взгляда на исполняемое произведение, а в комбинации со сменой тембров можно найти совершенно новый слуховой опыт, способствующий более глубокому осмыслению и пониманию музыкального произведения;
• создание аранжировки (партитуры). Проявив творчество, с помощью нотного редактора из набранного нотного текста довольно просто создавать разного рода аранжировки (переложения, инструментовки и др.), – тем самым осуществляется всесторонняя проработка музыкального текста, способствующая его более детальному изучению;
• выделение цветом. В совместном повседневном труде преподавателя и обучающегося над музыкальным произведением довольно часто создаётся новая «редакция» музыкального произведения – разрисованный нотный текст с указанием важных исполнительских комментариев. С помощью нотного редактора MuseScore можно выполнить такую работу в ярком, красочном варианте, причём вариант электронной редакции произведения легко модифицировать и, тем самым, каждый раз акцентировать внимание обучающегося на различных исполнительских моментах;
• выделение конструкций нотного текста с помощью каких-либо графических элементов. Данный вид работы с нотатором MuseScore может позволить в ярком и красочном варианте показать логику развития музыкальных фраз, а также проанализировать форму музыкального произведения в целом. Далее рассмотрим тезисы применения нотного редактора MuseScore в классе музыкально-теоретических дисциплин, таких как сольфеджио и элементарная теория музыки:
• создание печатного или презентационного материала. Нотатор MuseScore может стать мощным подспорьем педагога-теоретика в создании любого учебно-методического материала: карточек-шаблонов для построения (интервалов, аккордов и др.), рабочих тетрадей, демонстрационного материала и т.д.;
• слуховой тембровый анализ. Базовым инструментом для всех музыкальных специальностей является фортепиано. Соответственно, данный инструмент является основным в классе музыкально-теоретических дисциплин. Однако развитие тембрового слуха является важным навыком будущего музыканта. С помощью нотного редактора MuseScore преподаватель музыкально-теоретических дисциплин легко может создать, например, диктант в исполнении скрипки, анализ интервалов, исполняемых разными инструментами, и многое другое;
• работа с виртуальной фортепианной клавиатурой. Наличие в нотном редакторе MuseScore виртуальной фортепианной клавиатуры позволяет, к примеру, демонстрировать производимые нотные построения всей аудитории посредством проекционного оборудования. Кроме того, данная клавиатура отображает набранный нотный материал при воспроизведении, что также способствует её освоению (что особенно актуально, например, для учащихся музыкальных школ не фортепианных отделений);
• пение многоголосных номеров. Нотный редактор MuseScore имеет функционал, позволяющий гибко управлять некоторыми параметрами воспроизведения (темп, громкость, звуковые эффекты), а также базовые возможности микшерского пульта, благодаря чему появляется возможность использования программы MuseScore в качестве помощника при пении многоголосных номеров;
• создание обучающих материалов. Нотатор MuseScore открывает широкие возможности для создания обучающих методических материалов, от графических материалов до видеоуроков и презентаций, которые преподаватель может использовать не только на уроке, но и для организации самостоятельной и/или дистанционной работы обучающихся.
Всё это безусловно вносит нотку современности в такую непростую, однообразную и в то же время интересную деятельность любого преподавателя.
Список литературы
- Воротной М.В. О концертмейстерском мастерстве пианиста: к проблеме получения квалификации в Вузе // Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – Вып. 2. – С. 66-70
- Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966. – 345 с.
- Официальный сайт программы MuseScore – URL: https://musescore.org/ru
- Справочник MuseScore – URL: https://musescore.org/ru/rukovodstvo-polzovatelya