Мингазова Лейсан Гамилевна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №88»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Актуальность темы:
Экологическое образование играет огромную роль в жизни человека. А ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающим мире. Поэтому экологическое образование можно и нужно начинать с игровой деятельности (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо в самостоятельной деятельности самих детей. Ведь игра – наиболее доступный для них вид деятельности, развивающие познавательную активность детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний.
Цель:
формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, воображением, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
• формировать систему экологических знаний и представлений детей через игровую деятельность;
• развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы посредством игровых технологий.
В работе с детьми по экологическому воспитанию и обучению я использую интегрированный подход, через различные виды игровой деятельности. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Направления работы:
1. Создание предметно-игрового пространства (игровая среда, игровой материал, предметы природы).
2. Определение места игровой технологии в педагогическом процессе.
3. Педагогический отбор и анализ игр.
4. Игровая технология как здоровье сберегающий фактор в экологическом образовании
дошкольников.
5. Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
В своей работе я использую такие игровые технологии по экологии, которые включают в себя много других разнообразных видов и форм деятельности и поэтому является универсальной:
1. Ролевые экологические игры, т.е. творческие игры (игры, возникающие по инициативе ребенка) (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-ролевые, строительные);
2. Имитационные экологические игры;
3. Соревновательные экологические игры;
4. Игры – путешествия;
5. Организованные игры или игры с правилами (игры, возникающие по инициативе взрослого) (дидактические, подвижные, досуговые);
6. Народные игры (игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа);
7. Игры с природным материалом.
В группе и на территории сада создано богатое предметно-игровое пространство:
- Эколого-научные центры в группе
- Зимний сад
- Маршруты в природу
- Экологические тропы по территории детского сада и за приделами
- Огород
- Экологическая библиотека
- Бассейн
- Музыкальный зал
- Изостудия
- Альбомы, иллюстрации, выставки работ и поделок.
Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, которыми я придерживаюсь при выборе игр:
1. Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
2. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
3. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
4. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
5. Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
6. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми.
Детские годы – самые важные в жизни человека, и как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. Очень важно раскрыть перед родителями стороны развития каждого ребёнка, порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Сама проблема сотрудничества не нова, сегодня она требует творческого, дифференцированного подхода к семье и детям.
Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игровые технологии экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.