Оглавление
Введение
- Аннотация проекта стр.3
- Актуальность проекта стр.3
- Цель и задачи проекта стр. 5
- Целевая аудитория стр.5
- Предмет и объект исследовании стр.5
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие новизну) стр.5
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта стр.7
- Программа проектных мероприятий стр.8
- Ожидаемые результаты реализации проекта..стр.10
- Прогнозируемые социальные эффекты стр.11
- Риски реализации проекта показатели эффективности реализации проекта стр 11
- Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта стр.11
- Заключение стр.11
- Список литературы стр.12
Введение
Аннотация проекта
В соответствии с ФГОС современное дошкольное образовательное учреждение обладает всеми возможностями для стабильного воспитания и образования дошкольников. Функционирует, следуя программам образовательного процесса и потребностей родителей.
Данный проект нацелен на популяризацию оказания профилактической помощи воспитанникам ДОУ с речевой проблемой и их родителям в неблагоприятных эпидемиологических условиях Проект рассчитан как на родителей воспитанников младшего дошкольного возраста, так и родителей дошкольников подготовительной к школе группы с ОВЗ. Проект позволяет обеспечить доступность коррекционной помощи в условиях дистанционного обучения.
Организация взаимодействия с родителями работа непростая, требующая больших эмоциональных вложений, актуальная задача полноценного развития ребенка. Современный родитель практически не имеет возможности присутствовать на открытых занятиях, консультациях, тренингах, индивидуальных беседах в силу занятости, не может ознакомиться с элементарными приемами коррекции речевых нарушений. Соответственно, перед учителем – логопедом стоит задача компенсировать некомпетентность знаний у родителей на речевую тематику. Взаимодействие с семьей важное условие профилактики дисграфии и дислексии. Взаимодействие с семьей нацелено на взаимовыгодное сотрудничество, в которой каждый участник образовательного оказывается в выигрыше.
Основой данного проекта является дистанционное просвещение родителей, благодаря инновационным технологиям (интернет, аудио). Грамотно, современно, доступно подготовленная информация для ознакомления является самым эффективным средством повышения мотивации родителей в вопросах логопедической грамотности. Использование материалов будет способствовать полноценному вовлечению коррекционно – образовательный процесс. Кардинально изменит понятие «взаимодействие с семьей», так как превратит понятие «взаимодействие» не только в распределение задач между участниками процесса исправления и развития речи, а превратит в опосредованный контроль и обратную связь. Благодаря диалогу будет сокращен период коррекционно – профилактической работы.
Актуальность проекта
Основание для разработки проекта: Проект учителя – логопеда разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Законом Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. № 68 – ЗРТ «Об образовании»; Законом Республики Татарстан от 8 июля 1992 № 1560 – XII «О языках народов Республики Татарстан» с изменениями : 12.06.2014 № 53 – ЗРТ); Российским федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (Принят Государственной Думой 03.07.1998, ред. Федеральных законов от 03.12.2011N 377 – ФЗ, от 03.12.2011 N 378 – ФЗ); Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989); Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного врача Российской от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.43049 – 13);
Резко возросший поток детей с отклонениями в речевом развитии породил необходимость осуществления оказания помощи родителям, для того чтобы они в дальнейшем имели возможность оказывать помощь своему ребенку. Современному родителю в потоке массы информации о развитии ребенка необходимо грамотное консультирование и помощь в профилактической коррекционной работе для минимизирования недоразвития речи. Учитель – логопед сотрудничает, взаимодействует. Отношения построены на основе доверяя и корректности.
Актуален вопрос построения моделей, форм, способов взаимодействия ДОУ и семьи, имеющей ребенка с речевой патологией. Современные возможности, обновленный инструментарий и новые условия модернизации образования позволяют решить данную проблему в доступной форме. Соответственно, задача учителя – логопеда – вооружить знаниями родителя, компенсировать отсутствие умений на речевую тематику.
Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация – породила новую форму взаимодействия с родителями – дистанционную грамотность родителей. Помимо традиционных встреч родителям предлагаются консультации из сайта ДОУ, электронной библиотеки профессиональная литература, комплекс дидактических игр и пособий, мастер – классы по изготовлению раздаточного материала, видеотренинги, популярные журналы для занятий с детьми дома, в свободное время.
Основание для разработки проекта
Особенности: в логопедическую группу зачисляются воспитанники с5 летнего возраста, на двухлетний срок коррекционно – образовательной деятельности, несмотря на то, что воспитанники нуждаются в коррекционной работе с момента поступления в ДОУ (как правило с – 3 летнего возраста)
Анализ ситуации
В результате проведенного анкетирования родителей детей, имеющих недоразвитие речи, выявлено, что 85 % родителей понимают проблемы детей и искренне желают им оказать помощь, но не владеют знаниями, как это сделать грамотно, ожидают помощи профессионала; 10 % испытывают надежду на физиологическое исправление речи; 5 % проявляют инертность, бездеятельность. Поэтому, просвещение родителей остро необходимо. Родителям необходимы направляющие действия и соответствующие рекомендации со стороны учителя – логопеда. Вследствие этого, необходимо рассматривать работу с родителями как с полноправными партнерами. Строить взаимодействие на основе доверия, тесного сотрудничества, взаимоподдержки и общности интересов. Помнить, для успешного взаимодействия с родителями, что хочет получить каждый родитель и уметь удовлетворять их потребности; если хотят поделиться своим опытом в воспитании детей, то использовать их знания при организации и проведении мероприятий. В любом случае, необходимо знать, что мотивирует каждого родителя или семью на активное участие в жизни ребенка и изучать это через постоянное непринужденное общение. Общение играет огромную роль в жизни любого человека, будь ребенок или взрослый.
Остро стоит вопрос проблема разработки инновационных форм сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах ранней профилактики нарушений речи и профилактики дисграфии и дислексии. Перед учителей логопедом стоит задача – минимизировать безграмотность родителей на речевую проблему ребенка.
Путь решения вопроса – дистанционная школа для родителей. В программу обучения родителей входят педагогические лектории, все виды наглядной пропаганды, круглые столы, собрания, педагогические беседы, тематические консультации, семинары – практикумы, видеолектории, мастер – классы, передвижная библиотека с пособиями для занятий в домашних условиях (настольные игры, лэпбуки, дидактические пособия, специальная литература, видео аудио материалы, компьютерные программы для дошкольников).
Формулировка проблемы
В результате анализа ситуации выявлено: большинство родителей готовы к сотрудничеству, участвовать в коорекционно – образовательном процессе, но отсутствие полноценных знаний, умений ограничивают возможности, поэтому полная компенсация затягивается по времени.
Цель проекта определяется возросшими потребностями дополнительного образования родителей; ограниченные возможности ДОУ (отсутствие логопункта), детской поликлиники, реабилитационного центра «Солнышко» оказать квалифицированную помощь возросшему количеству дошкольников – логопатов, поэтому актуально участие родителей в коррекционно – образовательном и профилактическом процессе; отсутствие у родителей умений самостоятельно воспользоваться инновационных технологиями.
Концепт проекта: родитель – полноценный партнер, полноправный участник коррекционно – образовательного процесса.
Концепция: разработка и внедрение в практику инновационных приемов, способов, методов способствующих объединению знаний , умений, возможностей учителя – логопеда, родителей, воспитанника.
Исключительность проекта: создание группы единомышленников, мотивированных в освоении приемов, способов коррекционной работы, которые бы способствовали закреплению полученных навыков от учителя – логопеда, разумное включение родителей в единое образовательное пространство.
Новизна проекта: дистанционное образование путем использования интернет – ресурсов.
Приоритет проекта: создание, пополнение, обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ; оказание реальной помощи широкому кругу родителей; реализация данного проекта позволит внести изменения в образовательный и социальный статус ДОУ как инновационной площадке по успешному сотрудничеству с семьей воспитанников
Содержание проекта:
В ходе реализации проекта родители получают первоначальные теоретические знания, обогащают практическими приемами: активно участвуют в артикуляционном, фонематическом, дыхательном, пальчиковом тренингах; самостоятельно реализуют приемы мнемотехники при составлении рассказов, заучивания произведений, компьютерными технологиями, используемыми при автоматизации звуков, овладении навыками звуко – буквенного анализа и синтеза. Благодаря компетентности родителей возрастает речевая активность воспитанников. Воспитанники успешно справляются с программным материалом.
При реализации проекта предусматривались следующие формы и виды сотрудничества семьи и ДОУ работы с родителями: анкетирование, сбор анамнестических данных о физическом, психическом здоровье воспитанника, социальном статусе семьи; родительские собрания – информация о содержании коррекционной работы в условиях ДОУ и поддержании речевого режима в семье (к примеру, «режим молчания», для детей с нарушениями темпа и плавности речи»)
Папки передвижки, информационные стенды – наглядные методички – сообщения о дыхательном, артикуляционном, фонетическом, пальчиковом игротренинге.
Памятки, буклеты – систематизированный материал «одного дня».
Видеотека познакомит родителей с логопедической компьютерной игрой «Играем и учимся», позволить посетить театр оперы и балета имени М.Джалиля
Практические занятия познакомят родителей с изготовлением из бросового материала атрибутов для дыхательного, пальчикового игротренинга; материалов для звукового анализа, позволят освоить нотную грамоту, игру на детском синтезаторе, участвовать в дистанционных конкурсах («Песенный край – Татарстан»), формировать, совершенствовать музыкальный слух в музыкально – дидиктических играх.
Практикумы – позволяют рассказать об особенностях постановки звуков, научат ориентироваться на листе бумаги; работать с графическими моделями;
Консультации позволяют дать родителям рекомендации, советы как в индивидуальном порядке так при подгрупповом сборе.
Досуги, развлечения, утренники позволяют создать комфортные условия, психологическую раскрепощенность, усилить коммуникативный взаимообмен.
Подобные формы как технология наглядного моделирования, ИКТ технология, синквейн, мнемотехника, кинезиотерапия, биоэнергопластика, технология ТРИЗ, Лего – технология, литотерапия, буктрейлеркластер и т.д. дают неограниченные возможности.
Родитель и ребенок под контролем учителя – логопеда решают поставленные задачи, вместе пытаются преодолеть трудности, путем проб и ошибок, удач, успехов по крупицам достигая цели. Благодаря совместным усилиям воспитанники автоматизируют звуки, контролируют собственную речь, замечают ошибки других воспитанников. Воспитанники теряют комплекс застенчивости, неуверенности, улучшаются когнитивные функции, повышается самооценка
Ресурсное обеспечение:
Кадровый потенциал: учитель – логопед, воспитатели логопедической группы, узкие специалисты ДОУ (педагог – психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению родному языку).
Материально – технический потенциал: компьютер, ноутбук, проектор, аудио видео программы.
Программно – методическое сопровождение: профессиональная методическая литература, сетевые издания, сайт ДОУ
Участники проекта: воспитанники ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40 «Колосок» с тяжелыми нарушениями речи, зачисленные в логопедическую группу решением ГПМПК и их родители; педагоги – участники коррекционно – образовательного процесса, реабилитологи (в т.ч. медицинский) медицинских центров.
Руководитель проекта: учитель – логопед
В ходе исследования были выявлены возможные осложнения и предусмотрены пути их преодоления
1 |
2 |
3 |
Риски |
Причина |
Путь решения |
Мотивационные |
Отсутствие заинтересованности |
Организация открытых ООД, «Дней открытых дверей», личный контакт |
Организационные |
Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация; Низкий квалификационный уровень, отсутствие специалистов участвующих в реализации проекта (как пример, в пгт. Сосновый бор, РТ не предусмотрен в штате логопед) |
Поиск надежных партнеров соответствующей квалификации, участников КОП |
Выигрышные стороны проекта
- Встреча с родителями, знакомство с результатами речевой диагностики, обозначение проблемы и пути решения вопроса
- Мотивировать всех участников коррекционно – образовательного пространства к реализации проекта
- Провести анкетирование, опрос родителей воспитанников младших групп ДОУ с целью выявления актуальности проекта
Пути компенсации слабых сторон проекта
- Провести индивидуальную консультацию, мастер – класс, семинар – практикум, лекторий, тренинг, открытое ООД, деловую игру для педагогов по реализации данного проекта в ДОУ
- Использовать обобщенный опыт коллег, изучить материалы с конференций, семинаров, интернет сообществ по инновационным формам взаимодействия с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения.
Жизнеспособность проекта:
Результат продуктивной реализации проекта «Дистанционное образование для родителей детей с ОВЗ» – повышение уровня педагогической компетентности, использования как модели оказания логопедической помощи семьям с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный опыт может быть вариативен, дополнен, расширен. К обновленному варианту могут быть привлечены как педагоги так и новые способы, приемы, методы работы.
Этапы реализации проекта:
I этап начальный (базовый) сентябрь
- Изучение методической литературы по данной проблеме.
- Первичное знакомство с родителями
- Сбор данных о воспитаннике (анамнестические, медицинские, особенности психоло – социального, физического развития)
- Определение темы проекта
- Выбор способов, методов, приемов реализации проекта
- Подбор тем для консультаций, игровых упражнений для проведения артикуляционного, дыхательного, фонематического, пальчикового тренингов, для стимуляции высших психических функций, приглашение специалистов
- Составление модели деятельности
II этап основной (практический) октябрь – апрель
- Составление тематического плана по реализации по проекта
- Мотивировать членов проекта: родителей, воспитанников, специалистов коррекционно – образовательного процесса, в т.ч. специалистов – реабилитологов медицинского профиля
- Выполнение и контроль за выполнением рекомендаций учителя – логопеда
- Итог проекта (ООД, досуг, развлечения, трансляция мероприятий)
III этап итоговый (заключительный)
Задачи:
- Динамика и контроль мероприятий
- Распространение опыта проектной деятельности
Программа проектных мероприятий
Номер п/п |
Период |
Формы работы |
1. |
Сентябрь |
Анкетирование родителей. Выявление проблемы |
Организационное собрание «Система логопедической помощи в городе Набережные Челны» |
||
2. |
Октябрь |
Круглый стол. «Спросите доктора, почему ребенок плохо говорит?» |
Родительская почта по итогам диагностики речевого развития ребенка |
||
Родительский уголок. Возрастные нормы речевого развития дошкольников. |
||
Музыкальная гостиная «Развитие музыкального слуха в музыкально – дидактических играх» |
||
Артикуляционный тренинг. «В гости к свистящим звукам» (приемы формирования правильного произношения свистящих звуков) |
||
Артикуляционный тренинг. «В гости к шипящим звукам» (приемы формирования правильного произношения шипящих звуков) |
||
Артикуляционный тренинг. «Непокорные соноры» (приемы формирования правильного произношения сонорных звуков) |
||
Кинолекторий «Речевая готовность к школе» |
||
Помощь родителей в создании РППС (раздаточного дидактического материала по обучению грамоте) |
||
Самообразование родителей с помощью материалов библиотеки учреждения |
||
Информационная корзина «Речевая готовность к школе» |
||
Совместное творчество родителей. Просмотр слайдов «Акустико – артикуляционные схемы звуков» с последующим выходом на продуктивную деятельность |
||
Мастер – класс «Логопедия для родителей увлекательно и интересно» (автоматизация звука) |
||
Буклетная продукция «Книга помогает говорить» |
||
Ведение дневника – экрана звукопроизношения |
||
Создание картотеки пальчиковых игр, лексико – грамматических игр и упражнений. |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
|
По требованию |
Телефон доверия «Как наши успехи?» |
|
3. |
Ноябрь |
Мастер – класс «Большие возможности мелкой моторики» |
Семинар – практикум «Дыхательные игры и упражнения». Изготовление из бросового материала предметов для дыхательной гимнастики |
||
Квест игра «Фонематический геокэшинг» с элементами краеведения |
||
Родительская школа «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с дошкольниками» |
||
Организация тематической выставки дидактических игр по развитию речи для родителей в рамках подготовки к педагогическому совету «Продуктивная деятельность как фактор речевого развития дошкольников» |
||
Практикум «Освоение навыков игры на инструментах» |
||
Оn- line встреча с библиотекарем СОШ 28 «прививаем любовь к чтению» |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
|
4. |
Декабрь |
Консультация «Использование средств мультипликации в развитии речи дошкольников». |
Создание электронной библиотеки |
||
Диалог – беседа «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» |
||
Телекоммуникационная познавательно – речевая викторина «В гостях у писателя – натуралиста Г.А.Скребицкого» |
||
Творческая встреча « В гостях у музыкальной сказки». Совершенствование навыков игры на детском синтезаторе. |
||
Выпуск стенгазеты «Как хорошо уметь читать» |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
|
5. |
Январь |
Мастер – класс. «Мнемотехника как средство развития связной речи» |
Собрание – диспут «Леворукий ребенок» |
||
Кинолекторий «Речевая готовность к школе» |
||
Индивидуальные on- line консультации |
||
6. |
Февраль |
Родительская конференция «Методы и приемы развития речи детей раннего возраста |
Участие в IРеспубликанском конкурсе чтецов «Поэт – герой Мусса Джалиль |
||
Мастерская «Умелые руки». «Пальчиковый игротренинг» «Учим старших дошкольников вышиванию» |
||
Участие в конкурсе «Песенный край Татарстан» /Монлыягым – Татарстан», посвященный произведениям Мусы Джалиля» |
||
Консультация «Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку» |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
|
7. |
Март |
Театральная гостиная «Встреча с искусством». Знакомство с артистом балета Волковым А.В. |
Индивидуальные проекты «Как птицы вьют гнезда в рамках подготовки к семинару – практикуму «Развитие монологической речи как средстворазвития связной речи дошкольников с ОВЗ » |
||
Родительская газета «Наши успехи» |
||
Помощь родителей в пополнении РППС (демонстрационного дидактического материала по обучению грамоте) |
||
Творческая мастерская «В гостях у композитора П.И. Чайковского» |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
|
8. |
Апрель |
Родительская конференция «Приобщение к национальной культуре». Открытое мероприятие «Татарстан ты мой родной, будешь ты всегда со мной» |
Организация выставки детских работ по сказкам Г.Тукая, М.Джалиля, Р.Батуллы |
||
Конкурс стихов, посвященный творчеству Габдуллы Тукая |
||
Театральная гостиная «Коза и баран», «Змей Зилант» |
||
Встреча с учителем начальных классов СОШ 27 «Первый раз – в первый класс» |
||
Организация выставки педагогической литературы по ЭРК |
||
Виртуальное посещение театра оперы и балета им.М.Джалиля г. Казань. |
||
Телекоммуникационная викторина «Герои произведений Е.И.Чарушина в гостях у ребят» |
||
Организация посещения краеведческого музей им. Шпунтова при СОШ 28 «Путешествие в историю» |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
|
По требованию |
Телефон доверия «Как наши успехи?» |
|
3 период |
Май |
Мониторинг работы учителя – логопеда с родителями, детьми |
Выступление с обобщением опыта на КМО, трансляция опыта на зональном, региональном, всероссийском уровне, публикация материалов |
||
Рекомендации родителям по развитию речи на летний оздоровительный период. |
||
По требованию |
Индивидуальные on- line консультации |
Предполагаемые результаты реализации проекта
- Увеличение количества детей, не нуждающихся в логопедическом сопровождении,
- Создание методической копилки
- Создание, обновление, дополнение развивающей предметно – пространственной среды
- Трансляция передового опыта о деятельности он – лайн школы для родителей»
- Расширение поля действия консультационного пункта, с выездом специалиста в Тукаевский район (пгт. «Сосновый бор», пгт. «Татарстан»)
- Оценка качества предоставляемой помощи родителям.
Конечный продукт проекта:
- Повысился уровень родительской образованности в вопросах познавательно – речевого развития, согласованы совместные действия по работе над данной проблемой
- Возросла мотивация родителей в коррекционно – образовательный и воспитательно – развивающий процесс
- Возросла активность родителей в жизни и деятельности ДОУ (участие в мероприятиях городского, зонального, регионального, всероссийского уровня)
- По результатам итогового мониторинга воспитанники групп показали значительнуюдинамику речевого развития (полная автоматизация, неполная (частичная автоматизация звуков)
- Возросла активность и компетентность родителей в пользовании дидактическим материалом
- Создана электронная библиотека дидактического материала, практических игр и упражнений
- Систематизированы и согласованы мероприятия по организации единых требований к родителям и воспитанникам , создано единое образовательное пространства
Показатели эффективности взаимодействия с семьей: охват участия родителей в проекте 89%; удовлетворенность; компетентность в речевом развитии ребенка
Прогнозируемые социальные эффекты
1 |
2 |
Стейкхолдеры |
Социальные эффекты |
Учредитель |
Повышение эффективности работы педагогов по взаимодействию с семьей ребенка, имеющего недоразвитие речи |
Воспитанники |
Совершенствование качества речи |
Родители |
Повышение уровня педагогической компетенции (осознанное отношение к коррекционной работе, стремление, желание стать активным партнером в развитии ребенка) |
Педагогический коллектив |
Повышение уровня педагогической компетенции и приобретение опыта по взаимодействию с семьей воспитанника в условиях on – lineработы |
Перспективы обобщения опыта:
Данная работа может быть использована как базовый материал по взаимодействию с семьей как для коррекционной работы так и для профилактической работы; может служить наглядным пособием для студентов педагогического профиля; выездные и стационарные консультационные пункты могут воспользоваться материалами; реабилитологи могут использовать приемы в медицинской практике
В результате реализации проекта:родители обучаются базовым приемам работы с речевой патологией. Работа в данном направлении необходима не только для устранения речевого недоразвития, но для и успешной социализации в школьном пространстве, успешной интеграции в обществе. Благодаря осознанному включению родителей в образовательное пространство взаимодействия с учителем логопедом, родитель трансформируется в родителя – партнера, исчезает понятие «родитель – потребитель образовательных услуг». Возросшее количество детей с речевой патологией необходимо сделать проекты долгосрочными, вовлекать родителей неорганизованных детей, которые планируют посещать данное ДОУ
Таким образом, семья и ДОУ – два важных социальных института социализации ребенка. Использование инновационных форм работы с семьей помогает выработать у родителей привычку и потребность быть в курсе того, чем живет ребенок и чему учится. Совместная работа педагогов и родителей корректирует и сближает позиции сторон, стимулирует переход их отношений на боле высокий уровень – равное партнерство
Использованная литература
- Журнал «Управление ДОУ» № 4, 2002
- Коломийченко Л.В. Оглезнева О.В. «Реализация «Программы формирования психолого – педагогической компетенции родителей» и взаимодействия детского сада и семьи по Программе социального развития детей дошкольного возраста. – г. Добрянка, 2015
- Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть 1. Методика проведения .2019. 64 с
- Метенова Н.М. МетеноваЕ.Е.Родительские собрания Часть 2 2019 64 с.
- Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации, – Ярославль, Издательско – полиграфический комплекс «Индиго», – 2019. 64 с.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушеиями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3 – у, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015
- Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М.: Педагогическое сообщество России, 2017 – 96 с.
- Родительские собрания в детском саду. Средняя группа /Авт. – сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2017.- 240 с.