Введение
Почему все так любят квесты в реальности?
Квест в реальности соединил в себе новую необычную идею и вовлечение игроков в процесс – это как раз то, что интересует молодежь 21-го века. Вот почему этот жанр так быстро развивается. Когда мы говорим о квесте в реальности, мы подразумеваем интеллектуальную некомпьютерную командную игру с решением логических задач и головоломок, у которой есть свой положительный итог при условии, что все загадки будут разгаданы.
Квест, является разновидностью компьютерной игры, однако мы можем её трансформировать в игру на местности с использованием карт-заданий, станций, на которых необходимо решить технические и интеллектуальные головоломки и идти дальше по маршруту, обозначенному в найденном задании.
Чтобы решить задачи, которые были спрятаны на станциях, необходимо использовать умственные усилия и находчивость, время которое будет потрачено на решение заданий, играет на руку игрокам, участвующим в игре.
Игра может проводиться как в командном, так и индивидуальном порядке, но командная игра даёт больше возможности для социализации личности, развития коллективизма и принятия коллективных решений, направленных на поиск положительного результата.
А.С. Макаренко писал, что «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [1].
Квест – это своеобразная сюжетно-ролевая игра, в процессе которой участники приобретают необходимые навыки общения и выполнения заложенных ролей.
Актуальность такой игры обосновывается теми направлениями, которые развивают мышление, любознательность и формируют личностное восприятие участника игры.
Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленных помещениях. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как “поиск”. Задача игроков заключается в том, что нужно уметь применять логику, смекалку и знания, а так же работать в команде.
Данная методическая разработка представляет собой частную методику проведения открытого мероприятия. Она составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим разработкам. Содержит следующие разделы: «План», «Цель и задачи», «Сценарий проведения»,
«Информационное обеспечение», «Приложения».
В сценарии отражены все этапы проведения мероприятия. В разделе «Приложения» указаны задания для прохождения квеста.
Это внеклассное мероприятие содействует реализации творческого потенциала учащихся и учителей, позволяет развивать познавательный интерес к родному городу, развитию ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Методическая разработка может быть использована для проведения в образовательных организациях уроков и классных часов «День Нефтехима», способствует популяризации знаний о ПАО «Нижнекамскнефтехим».
В результате подготовки и проведения игры у ребят будут формироваться гражданские навыки:
– знание истории своего родного города, истории развития ПАО «Нижнекамскнефтехим»;
– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;
– готовность к образованию.
Содержание и сценарий внеклассного мероприятия квест – игра
«Нижнекамскнефтехим – сердце нашего города»
Цель:
Обучающий компонент: повышение уровня химической культуры, укрепление межпредметных связей.
Развивающий компонент: развитие учебно-познавательных и информационно-коммуникативных компетенций обучающихся, творческой активности, ответственности за себя и товарищей, чувства
самостоятельности, поиска.
Воспитательный компонент: формирование ответственности, умения работать в группе.
Задачи:
– обобщить знания о городе Нижнекамске и ПАО «Нижнекамскнефтехим»;
– формировать у обучающихся навыки самостоятельного приобретения новых знаний;
– развивать познавательный интерес к дисциплине «Химия»;
– развивать критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, обобщать знания, мыслить абстрактно;
– стимулировать обучающихся на совместное творчество через работу в группе;
– воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.
Форма мероприятия: внеклассное мероприятие
Круг пользователей: младший школьный возраст
Технология: игровая (квест)
План мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Квест – игра по станциям.
3.Подведение итогов, награждение победителей
Порядок проведения квеста
«Нижнекамскнефтехим – сердце нашего города»
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет условия проведения квеста «Нижнекамскнефтехим – сердце нашего города»
2. Краткое описание игры
2.1. Квест (с англ. Quest — «поиск, поиск приключений») – командная игра. Квест- это цепочка заданий, связанная между собой определённой тематикой, общей целью;
2.2. Игра включает в себя движение по маршруту, на котором расположены игровые станции.
2.3. На каждой станции команде будут предложены задания различного характера – творческие, логические;
2.4. Побеждает команда, прошедшая маршрут за наименьшее количество времени и справившаяся правильно со всеми заданиями.
3. Организаторы конкурса
3.1. Общее руководство по проведению квеста возлагается на классных руководителей одной параллели начальных классов.
4. Участники
4.1. Участниками квеста являются школьные команды одной параллели начальных классов;
4.2. В игре принимают участие 3 (и более) команды, состоящие из 6 человек.
4.3. Каждая команда должна иметь свое название и капитана.
4.4. Команда должна придумать для себя отличительные знаки (шарфы, косынки, футболки, эмблемы или др.).
5. Условия участия
5.1. К участию в квесте допускается команда, состоящая из шести человек.
5.2. Все члены команды должны являться учащимися одной параллели начальных классов.
5.3. Участники игры обязаны ознакомиться с данным положением, правилами квеста и пройти инструктаж до начала игры.
5.4. Команды перемещаются по маршруту.
5.5. На каждой игровой станции команда должна быть в полном составе.
5.6. Участники несут личную ответственность за свою безопасность и здоровье во время проведения квеста.
5.7. Квест организуется на следующих принципах:
– Принцип честной игры, соблюдаемый всеми Участниками Квеста и подразумевающий, что игроки умышленно не помогают и не мешают соперникам.
– Принцип самостоятельного разгадывания заданий каждой Командой, который соблюдают игроки.
6. Порядок проведения квеста
6.1. В назначенное время состоится регистрация участников команды.
6.2. Проведение инструктажа для участников квеста.
6.3.Фиксированное стартовое время каждой команды.
6.4. После выполнения стартового задания команда получает ориентир (в зашифрованном виде) – указатель, на место, в котором находится следующая игровая станция.
6.5. На игровой станции команду встречает Инструктор и предлагает выполнить задание, после выполнения которого, или по истечении определенного времени команда получает ориентир на следующую игровую станцию.
6.6. Процесс повторяется до тех пор, пока команда не придет к финишу.
6.7. Финишное время фиксируется после того, как команда в полном составе прибудет на последнюю, пятую игровую станцию и выполнит предложенное там задание.
6.8. После того как все команды соберутся на финише, организаторы квеста подводят итоги и определяют команду победителей.
6.9. Победителем становится Команда, которая первая закончит прохождение всех этапов и наберет в оценочном листе наибольшее количество баллов.
7. Описание Игровых станций:
№ |
Название Игровой станции |
Действия |
Критерии оценивания |
Инструктор |
1 |
«Символы нашего города» |
Из предложенных гербов и флагов городов РТ, выбрать символы г.Нижнекамска и объяснить смысловое и цветовое значение герба и флага |
«5» – символы верно выбраны и правильно объяснено смысловое их значение; «4» – символы верно выбраны, но смысловое значение объяснено не полностью; «3» – символы верно выбраны, но объяснения смыслового значения нет или оно неверное; «2» – не выбраны символы, жетон не получают |
|
2 |
«Страницы истории» |
Заполнить пропуски в тексте по истории создания города Нижнекамска и ПАО «Нижнекамскнефтехим» |
«5» – набрано13–10 баллов; «4» – набрано 9 – 7 баллов; «3» – набрано 6 – 4 баллов; «2» – набрано 1 – 3 балла, жетон не выдаётся |
|
3 |
« Вот эта улица…» |
Назвать фамилии известных химиков нашего города, чьи имена увековечены в названиях улиц нашего города Нижнекамска. |
«5» – названы фамилии и имена химиков города; «4» – названы только фамилии уроженцев города; «3» – названа половина фамилий; «2» – не названы фамилии уроженцев города |
|
4 |
«Найти информацию» |
Блиц-опрос о ПАО «Нижнекамскнефтехим» |
«5» – ответили на 6 вопросов; «4» – ответили на 4–5 вопросов; «3» – ответили на 2–3 вопроса; «2» – ответили на 1 вопрос; жетон не выдаётся |
|
5 |
«Памятные места» |
По фото определить, где расположен памятник, в честь кого поставлен |
«5» – определили место и в честь кого поставлен этот памятник полную информацию; «4» – определили место памятника, но информация о памятнике не полная; «3» – определили место памятника, но информация отсутствует ИЛИ есть информация, но не определили место памятника «2» – отсутствие информации. |
Ход квеста «Нижнекамскнефтехим – сердце нашего города»
I.Организационный момент.
Команды собираются в актовом зале, выстраиваются, рапортуют о готовности начать квест.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена нашему одному из крупнейших нефтехимических компаний Европы, которая занимает лидирующие позиции по производству синтетических каучуков и пластиков в Российской Федерации – ПАО «Нижнекамскнефтехим», а пройдёт она в форме квеста.
– А что такое квест?
“Квест – это невероятные приключения!”
“Квест – это практическая тренировка частного детектива!”
“Квест – это возможность проверить неординарность своего мышления!”
– Я очень надеюсь, что сегодня, в процессе игры, вы проявите умение работать в Команде, продемонстрируете свою эрудицию и знания, а взамен получите хорошее настроение от азарта Командной игры. В нашей игре ваша цель – составить пазл «Логотип ПАО «Нижнекамскнефтехим».
– Каждая Команда получит свой маршрутный лист, по которому она должна будет пройти все станции и выполнить задания. В маршрутном листе каждой Команды будет отмечаться оценка, за прохождение каждой станции (в баллах). На каждой станции находится Инструктор, оценивающий работу Команды.
– Время пребывания на каждой станции – не более 7 минут. По истечении времени Команды переходят на следующую станцию.
– В конвертах находится информация о месте перемещения. Сначала находите подсказку, которая вас отправляет в определенный кабинет. В каждом кабинете вы выполняете задание. При правильном выполнении получаете следующую подсказку. Переходите в другой кабинет и выполняете новое задание. Таких заданий будет пять.
– После прохождения последней станции не забыть взять у Инструктора коробку с пазлами, составляете этот пазл в актовом зале и показываете Инструтору на финише.
– Победит та Команда, которая наберет больше всего баллов на всех станциях и составит пазл «Логотип ПАО «Нижнекамскнефтехим».
– В добрый путь!!!
II.Квест – игра по станциям.
– Сейчас каждая команда выбирает конверт с названием и инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах находится информация о месте перемещения. Сначала находите подсказку, которая вас отправляет в определенный кабинет. В каждом кабинете вы выполняете задание.
Задания для команд:
Картинка клавиатуры мобильного телефона и зашифрованным с помощью клавиатуры телефона названием первой станции:
6 4 5 2 5 4 8
С И М В О Л Ы
1. Игровая станция «Символы нашего города»
Задание 1. Команды получают изображения гербов и флагов разных городов Республики Татарстан. Среди них они выбирают символы города Нижнекамска и объясняют смысловое и цветовое значение герба и флага.
Разгадайте ребус и отгадка подскажет вам название следующей станции:
И С Т О Р И Я
2. Игровая станция «Страницы истории»
Задание 2. Вставьте пропущенные в тексте слова. Для этого воспользуйтесь словами для справок.
Нижнекамск — город населением ________ тыс человек. Расположен на реке __________ в 35 км от ______________ и в 230 км от ______________.
В Нижнекамском муниципальном районе расположен один из крупнейших в России центров _______________________ и _________________________ промышленности.
«Нижнекамскнефтехим» – крупнейшее __________________ предприятие в Европе.
«Нижнекамскнефтехим» занимает ведущую позицию среди отечественных производителей синтетических ____________,______________и_________________.
Всего в ассортименте выпускаемой продукции компании – более ________наименований.
Производственный комплекс компании включает в себя ____________ заводов основного производства. На предприятии работает более _________тыс человек.
Чтобы узнать следующую станцию восстановите пословицу, из которой выпали все пробелы и гласные буквы, кроме «о».
Ктолбттрд, тоголдчтт.
Кто любит труд, того люди чтут.
3. Игровая станция « Вот эта улица…..»
Задание 3. Наш город хоть и небольшой, но имеет очень много улиц. Назовите фамилии известных химиков нашего города, чьи имена увековечены в названиях улиц города Нижнекамска.
Чтобы попасть на следующую станцию, Вы должны представить себя химиками.
Сахар, который в чай кладем,
Соль, которой солим пищу,
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим…
– Сахар, соль, вода, кислород, что это? (вещества)
– Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.
– Назовите свойства (признаки) этих веществ.
- Сахар твердый, белый, сладкий;
- Соль твердая, белая, соленая;
- Вода жидкая, бесцветная, безвкусная;
- Кислород газ, бесцветный, без запаха.
– Какая наука изучает вещества, их свойства и превращения веществ? (химия)
4. Игровая станция «Найти информацию»
Задание 4. Блиц-опрос про ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Ответьте на вопросы. Информацию можете найти в тексте.
Перед вами чёрный ящик. По наводящим загадкам определите его содержимое:
1.Маленькая коробочка,
Кругленькое окошечко,
Птичка вылетает.
А что потом бывает? (Фотография)
2. Альбом ваш удивляет что-то:
В нём не рисунки, а какие-то… (фото)
5. Игровая станция «Памятные места»
Задание 5. Команды получают лист с фотами памятников города Нижнекамска. Участники должны определить, кому и за какие заслуги установлен этот памятник и место его нахождения.
III. Подведение итогов и награждение победителей.
Заключение
Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих учеников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Квест – это не просто поиск. Процесс состоит из получения задания и последовательного прохождения этапов поиска, позволяющих собрать необходимые данные для выполнения первоначально поставленной задачи.
Для детей задача прохождения квеста – это возможность проявить смекалку и свои таланты в командном взаимодействии, а также подвигаться и получить заряд положительных эмоций.
Результаты
Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех учителей как единой команды.
Выводы
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в школьном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре. Таким образом, квест можно использовать и в качестве образовательной технологии.
Список использованной литературы
1.Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М.: 1977.
Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции “Информационные технологии в образовании. ИТО-99”. – http://ito.bitpro.ru/1999
3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. – http://vio.fio.ru/vio_07
4.https://zen.yandex.ru/media/gelio/nijnekamsk–rossiiskaia-stolica-neftehimii–5ad6c0e2a815f1b5f4cbfcca
5. http://www.tatarstan.biz/node/8870 Интернет сайт: http://www.Nkamsk.Name
6. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Нижнекамск/
7. Официальный сайт Нижнекамска http://www.e-nizhnekamsk.ru/
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%E6%ED%E5%EA%E0%EC%F1%EA
9. http://www.my-nk.ru/
10.История города Нижнекамска
http://vnizhnekamske.narod.ru/history_street.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
http://vnizhnekamske.narod.ru/history_street.html
http://www.e-nizhnekamsk.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://kpfu.ru/
Приложения
Приложение 1
Игровая станция «Символы нашего города»
Игровая станция «Страницы истории»
Нижнекамск — город населением ________ тыс человек. Расположен на реке ____________ в 35 км от _____________________ и в 230 км от ______________.
В Нижнекамском муниципальном районе расположен один из крупнейших в России центров _______________________ и _________________________ промышленности.
«Нижнекамскнефтехим» – крупнейшее _______________________ предприятие в Европе.
«Нижнекамскнефтехим» занимает ведущую позицию среди отечественных производителей синтетических _______________________, _________________ и ____________________.
Всего в ассортименте выпускаемой продукции компании – более ________наименований.
Производственный комплекс компании включает в себя ____________ заводов основного производства. На предприятии работает более _________тыс человек.
Слова для справок: 14, Казани, 120, Кама, 8, нефтехимическое, каучуков, нефтеперерабатывающей, этилена, Набережных Челнов, 240, нефтехимической, пластиков
Игровая станция «Найти информацию»
– Что изображено на фото?
– Когда считается днем рождения нефтехимического комплекса?
– Что производит компания НКНХ?
– Когда отмечают свой профессиональный праздник сотрудники химической отрасли?
– Что выпускает завод «Эластик»?
– Как называется парк, распложенный на улице Мира?
В Нижнекамском муниципальном районе расположен «Нижнекамскнефтехим» – крупнейшее нефтехимическое предприятие в Европе.
Из нижнекамского сырья производят бытовую технику, посуду, медицинское и лабораторное оборудование, офисные принадлежности и многое другое.
Днем рождения ОАО “Нижнекамскнефтехим” является 31 июля 1967 года. В этот день потребителям была отправлена первая продукция первенца нефтехимкомбината – центральной газофракционирующей установки.
Завод Эластик» создан 29 апреля 1984 года для удовлетворения спроса населения на резиновую и спортивную обувь. Вскоре было принято решение о расширении производства, и в 1987 году запущено производство линолеума и моющихся обоев, а в 2004 году освоено производство по выпуску рукавиц и перчаток с полимерным покрытием.
День химика – профессиональный праздник сотрудников химической отрасли. В России День химика отмечается в последнее воскресенье мая. В 2021 году праздник приходится на 30 мая и проходит на официальном уровне 41 раз. Суть праздника – выразить уважение и благодарность работникам химической отрасли, привлечь внимание к новым открытиям и проблемам этой сферы.
Для отдыха горожан был создан парк Нефтехимиков, который расположен на проспекте Мира. Проектом занимались в проектно-конструкторском центре «Нижнекамскнефтехим». Это относительно новый парк Нижнекамска. Торжественная церемония открытия прошла 01 июля 2011 года. Прекрасное место для отдыха, особенно с детьми.
Для детей много разных аттракционов и качелей. Устроены детские площадки и песочницы.
Игровая станция «Памятные места»
Пазл «Логотип ПАО «Нижнекамскнефтехим»
Приложение 2
Игровая станция «Символы нашего города»
Игровая станция «Страницы истории»
Нижнекамск — город населением 240 тыс человек. Расположен на реке Кама в 35 км от Набережных Челнов и в 230 км от Казани.
В Нижнекамском муниципальном районе расположен один из крупнейших в России центров нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
«Нижнекамскнефтехим» – крупнейшее нефтехимическое предприятие в Европе.
«Нижнекамскнефтехим» занимает ведущую позицию среди отечественных производителей синтетических каучуков, пластиков и этилена.
Всего в ассортименте выпускаемой продукции компании – более 120 наименований.
Производственный комплекс компании включает в себя 8 заводов основного производства. На предприятии работает более 14 тыс человек.
Игровая станция « Вот эта улица…..»
1.Сквер Лемаева назван в честь генерального директора Нижнекамского производственного объединения «Нижнекамскнефтехим» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР – Лемаева Николая Васильевича.
2. Одна из улиц нашего города носит имя знаменитого Бориса Васильевича Бызова. Б.В. Бызов ученый – химик, профессор Ленинградского Политехнического института создал теорию вулканизации нефти, стал первым в Советском Союзе ученым, разработавшим процесс получения синтетических каучуков из нефтепродуктов.
3. Еще одна улица названа в честь Ованеса Георгиевича Мурадьяна.
О.Г. Мурадьян был назначен заместителем министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В течение многих лет он принимал активное участие в руководстве строительством нефтехимических производств и города Нижнекамска. Неоднократно бывал здесь, встречался с трудовыми коллективами, помогал в решении самых разных проблем. Награжден Орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями.
4. Улица Ф. Табеева
«Для Нижнекамска Фикрят Ахмеджанович — это прежде всего человек, стоявший у истоков строительства нашего города. Каждый очередной шаг Табеева по развитию республики был досконально просчитан, экономически выверен, аргументирован, — сказал Метшин. — Очередным таким его шагом было развитие в республике нефтехимической промышленности. В строительстве и пуске нефтехимкомбината на Нижней Каме Фикрят Табеев видел перспективу не только республики, но и страны в целом. Он лично курировал строительство комбината и города.»
Игровая станция «Найти информацию»
– Что изображено на фото? (ПАО Нижнекамскнефтехим)
– Когда считается днем рождения нефтехимического комплекса? (31.07.1961г.)
– Что производит компания НКНХ (бытовую технику, посуду, медицинское и лабораторное оборудование, офисные принадлежности)
– Когда отмечают свой профессиональный праздник сотрудники химической отрасли? (в последнее воскресенье мая)
– Что выпускает завод «Эластик»? (резиновую и спортивную обувь, линолеум и моющиеся обои, перчатки)
– Как называется парк, распложенный на улице Мира? (парк Нефтехимиков)
Игровая станция «Памятные места»
Памятник Лемаеву Н.В. находится в городе Нижнекамск. Он был открыт в 2001 году в сквере Лемаева. Город таким образом почтил память генерального директора Нижнекамского производственного объединения «Нижнекамскнефтехим»
Памятник Королеву Евгению Никифоровичу – Герою Социалистического Труда, расположен в городе Нижнекамск, у здания Нижнекамского политехнического колледжа, названного его именем. В этом же здании расположен музей, который посвящен истории деятельности и биографии этого выдающегося человека.