Что такое игра для каждого из нас? Каждый человек ответит по-разному. Кто-то скажет, что это движение, то есть спорт! А кто-то представит кукольный домик с семьей замечательных мышат! А есть и такие люди, которые на протяжении всей своей жизни хранят того самого мишку из детства.
Игра в жизни человека появилась очень давно, и до сих пор до конца не разгадана. Ясно одно, что жизнь с нее и начинается. А.С. Макаренко считал, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Поэтому в дошкольных учреждениях ведущая деятельность детей, прежде всего игровая. Рассмотрим основные виды игр в дошкольном учреждении:
– творческие (сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.);
– с правилами (дидактические, подвижные, интеллектуальные, народные, игры-забавы).
Особое внимание нужно выделить дидактическим играм. Они способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи детей, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
В наше время дидактических игр огромное количество, я хочу остановиться на настольно-печатных играх, с помощью которых можно успешно развивать речевые навыку математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля; это интересное занятие для детей и взрослых.
Настольные игры – разные лото, домино конструкторы, складывание картинок, мозаик. В таких играх может присутствовать элемент соревнования. Например, кто быстрее и правильнее соберет какую-нибудь фигуру из деталей конструктора; соберёт пазлы, в правильном порядке расставит геометрические фигуры. Некоторые виды настольных игр способствуют умению детей играть в коллективе, учиться соблюдать свою очередь, помогать товарищу по игре в определенных задачах, выполнять правильно действия, уважительно относиться к действиям товарища, тем самым вызывая одобрение взрослого, уважение сверстников.
В своей педагогической деятельности воспитатели сталкиваются с тем, что дети-дошкольники отвлекаются от привычных им игр, легко переключаются на другие. Какой от этого вред? Ребенок бросает игру, не закончив ее, не доводит начатое дело до конца. От этого страдают такие психические процессы как внимание, память, мышление, нет контакта со своими сверстниками.
Воспитатель – организатор любой игры! Он объясняет правила, доводит до сознания детей замысел, игровые действия и обучающую задачу. Вводит в игры что-то новое, если ее прежний вариант «устарели и перестает увлекать детей.
Поэтому очень важно использовать в своей работе инновационные технологии. Инновация – это новая или усовершенствованная продукция или технология, используемая в практической деятельности. В учебном процессе дошкольников всегда приходится придумывать, что-то новое или усовершенствовать старое! Например, настольно – печатные игры – ходилки. Правила просты: кидаем кубик, считаем ходы, побеждает тот, кто первым доберется до финиша. На полках магазинов ее не трудно найти, даже наоборот выбор ее велик. Но! Не велик выбор тематики игры, в основном это сказки и мультфильмы с простыми, даже на взгляд ребенка – дошкольника, минимальными правилами.
В ДОУ такие игры быстро убираются на дальние полки, т.к. детям они быстро надоедают. Чтобы такая игра была насыщенной, полноценно дидактической нужно не только совершенствовать тематику игры, но и сделать ее современной! Дети 21 века увлекаются конструированием. Почему бы конструктор, кубики, машинки и прочие игрушки не применить в дидактических играх? А именно в настольно-печатных играх – ходилках.
Получается игра – ходилка 3D. Только этой фразой можно заинтересовать для начала дошкольника современного общества. Такую игру легко собрать и убрать, детям интересно самим продумывать варианты дорожек, они сами выбирают себе персонажа для игры. Воспитателю легко поменять тему игры: домашние животные, осень, транспорт, ПДД, валеология и т.д. Правила игры усложняются тем, что появляются карточки с заданиями, которые меняются в зависимости от возраста детей и лексической темы игры. Задание дети получают на каждом ходу, независимо от количества шагов, выпавших на игральном кубике.
Цель данных игр – это создание условий для позитивной социализации детей. Если дошкольник умеет позитивно общаться – это позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей, быть успешным, благодаря общению, он не только познает другого человека, будь это взрослый и его сверстник, но и самого себя. Формируется положительное отношение к самому себе, развивается самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий.
Приходя к выводу, что социализация дошкольника осуществляется через игру, можно сказать, что инновации в дидактических играх имеют огромное значение, как для педагогов, так и для детей дошкольных учреждений.