«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель.
Последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Одним из инновационных игровых технологий является развивающая напольная игра “VAY TOY” (Играю, двигаюсь, учусь). Как показывает практика, лучшим развивающим и обучающим пособием становится то, что выбирают сами дети. А дети отдают предпочтение подвижным играм.
В детском саду можно проводить групповые занятия и самим придумывать разнообразные задания.
“VAY TOY” игра представляет собой игровое поле, мягкие геометрические фигуры и мешочки с заданиями.
Для развития речи детей предлагаю несколько вариантов игр с детьми.
1. “Давайте познакомимся!”
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, может использоваться как игра для знакомства детского коллектива.
Оборудование: игровое поле, геометрические фигуры из серии «Вэй Той».
Ход игры:
Взрослый предлагает встать около игрового поля и по очереди называть свое имя. Сейчас мы с вами сыграем в игру:
* ребята, чье имя начинается на букву “А”, займут места треугольников;
* ребята, чье имя начинается на букву “Б” , встанут на места красных фигур.
Можно усложнить задания: использовать звуки, находящиеся в начале, в середине, в конце имен.
2. «Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы». Обучение в команде.
Оборудование: игровое поле, геометрические фигуры из серии «Вэй Той» на которых наклеены картинки.
Ход игры: Взрослый делит детей на три команды: рыбы (круги), птицы (квадраты), звери (треугольники). После того, как команды собраны, взрослый поочередно загадывает загадки по темам “Птицы”, “Рыбы” и “Звери”. Побеждает та команда, которая правильно и быстро смог ответить на вопросы и встать на игровое поле в правильной последовательности.
3. “Собери животных”
Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного. Умение составлять описательный рассказ.
Оборудование: игровое поле, геометрические фигуры из серии «Вэй Той» с изображением животных.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на игровое поле и просит в правильной последовательности собрать картинки диких (треугольники), домашних (круги) животных и животных жарких стран (квадраты).
После того, как дети правильно расставили изображения, составляют рассказ о внешнем виде животного по плану. (Название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш)
4 «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Оборудование: игровое поле, геометрические фигуры из серии «Вэй Той» на которых наклеены картинки, а с обратной стороны слова.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на игровое поле с геометрическими фигурами. На фигурах наклеены серии слов, а с обратной стороны картинки. Ребенок должен внимательно прочитать слово, а кто затрудняется читать , то можно рассмотреть картинки – символы с обратной стороны в первом, во втором и в третьем ряду и отгадать какое слово лишнее.
Предлагается ряды слов:
Рак, мак, ветка.
Бутон, батон, самолёт.
Ком, сом, капкан.
Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание.
5. “Собери слово”
Цель: упражнять в умении собирать слова по буквам. Развивать память, моторику рук, уметь анализировать.
Оборудование: игровое поле, геометрические фигуры из серии «Вэй Той» на которых наклеены буквы, картинки.
Ход игры: В игре представлена игровое поле, буквы которые наклеены на геометрические фигуры на разных цветах. Красные фигуры обозначены гласными звуками, синие согласные звуки (синий – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки)
Существует несколько уровней сложности .
Из предложенных букв собрать слово, состоящие из трех букв. Для выбора слова можно использовать картинки.
Когда дети изучат твердые и мягкие согласные звуки, предлагается использовать разные цвета фигур для обозначения мягкости (зеленый) и твердости (синий).
8. “Рассказывание сказки с помощью геометрических фигур”
Цель: Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным распространенным предложением. Составление описательных рассказов по схеме-алгоритму. Развивать зрительное и слуховое восприятия, воображение, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: игровое поле, геометрические фигуры из серии «Вэй Той», на которых наклеены герои сказок.
Ход игры: Воспитатель задает детям загадки по сказкам. Дальше обращает внимание на игровое поле, где лежат геометрические фигуры с изображением героев сказок. Они расположены вразброс. Детям необходимо подобрать герои сказок, разложить их последовательно по тексту.
Отвечают на вопросы типа:
За кем стоит бабка?
Перед кем стоит внучка?
Между кем стоит кошка?
Который по счету дед?
Которая по счету бабка? И т.д.
Также отвечают на вопрос «Что такое репка?» (овощ).
Назвать овощи по памяти.
Исключение 4-го лишнего предмета.
Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание После того как заполнят поле геометрическими фигурами отгадывают сказку.
В ходе игры ребенок задействует сразу несколько видов памяти: зрительную, тактильную и слуховую. Благодаря этому он усваивает новые знания быстрее и надежнее. Ощупывая фигурки, он обогащает осязательные ощущения, развивает чувствительность пальцев, совершенствует моторику.
Игры “VAY TOY” можно использовать с детьми раннего возраста, усложняя задания. Развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений, глазомер и ловкость. Главное – двигательная активность положительно влияет на здоровье детей.