Возрастная группа |
Средняя (от 4 до 5 лет) |
Цель: |
Закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях. |
Задачи |
Развитие речи Воспитательные: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Формировать положительное отношение к природе, стремление беречь, защищать все живое. Развивающие: развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Обучающие: обобщить знания о времени года – осени; Закрепить называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. |
Словарная работа |
Формирование словаря. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных. Формирование звуковой культуры речи. Уметь подбирать слова, сходные по звучанию. Грамматический строй речи. Согласовывать существительные с прилагательными. Связная речь. Развивать диалогическую форму речи. Развивать умение детей составлять рассказ по картинке. Учить передавать содержание текста связно, последовательно, без наводящих вопросов педагога. |
Умк, эрс (при наличии) |
|
Планируемые результаты |
Дети умеют называть приметы, признки осени. Овладели навыками рассказывания и общения. У детей развивается связная речь, обогащается словарь и самостоятельно решают задачи поставленные перед ними |
Форма организации |
Групповая |
Методические приемы |
Методы: практический, наглядный, словесный. Приемы практического метода: составление рассказа об осени по мнемотаблице, упражнение с мячом “ласковые слова”, словесная игра “закончи предложение” Приемы наглядного метода: просмотр презентации “осень на пороге”, физминутка для глаз Приемы словесного метода: чтение стихотворения об осени Е.Трутнева “Осень”, М.Ходакова “Осень”, В.Степанов “Осень” |
Виды деятельности |
Различные виды игр, игровые ситуации, рассматривание, иллюстраций, презентации, чтение художественной литературы, индивидуальная, совместная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. |
Предварительная работа |
Наблюдения с детьми за осенними явлениями в природе, чтение отрывка из книги Г.Скребицкого “Четыре художника”, стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, беседы об осени, рассматривание осенних листьев и игры с ними на узнавание и различение. |
Оборудование и материалы |
Проектор, мнемотаблица для составления рассказа, мяч, магнитофон, презентация “осень на пороге”, письмо. |
Ход ООД
1. Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.
– Ребята, давайте посмотрим на наших гостей и поздороваемся с ними.
Мотивация к деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо от маленького лесного ежика. В этом письме он хочет познакомить вас о прекрасном времени года. (слайд 1) Вы хотите узнать о каком времени года хочет познакомить нас ежик?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Тогда посмотрим мультфильм “Осень на пороге”(слайд 2)
– Ребята, а ежик с каким временем года нас познакомил?
Ответы детей: Осень
Воспитатель: Скажите осень какая?
Ответы детей: Нарядная, яркая, красивая, богатая, пасмурная, хмурая, золотая, чудесная, щедрая.
Воспитатель: Чем хороша осень, что она дарит нам? (овощи, фрукты, грибы, ягоды) Что происходит осенью с природой?
Ответы детей: Солнце не такое яркое, часто идет дождь, опадают листья, дует ветер, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Какие краски природе дарит осень?
Воспитатель: Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе.
2. Основная часть.
Физминутка для глаз.
Воспитатель: Ребята, пока вы смотрели мультфильм ваши глазки наверно устали. Давайте мы сейчас сделаем гимнастику для глаз. Будем следить за нашими листочками, которые падают с деревьев и следить за бегущими тучками. (слайд 3)
Воспитатель: Осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки и пословицы.
А теперь расскажем стихи про осень.
Ребенок 1.
Е.Трутнева “Осень”
Золотые, тихие,
Рощи и сады,
Нивы урожайные
Спелые плоды,
И не видно радуги
И не слышно гром,
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
Ребенок 2.
М.Ходакова “Осень”
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Ребенок 3.
В.Степанов “Осень”
Между елок, между сосен
Осторожно бродит осень.
Осень – рыжая лиса-
Красит в рыжий цвет леса.
Но зеленого убора
Не покрасить ей у бора:
Для лисы остры и колки
Леса хвойные иголки.
Воспитатель:
Игровое упражнение с мячом “Ласковые слова”.
– А сейчас поиграем в игру “Ласковые слова”, я буду кидать мяч и говорить слово, а вы к этому слову подберете ласковое слово:
Солнце – солнышко
Лист – листочек,
Дождь – дождичек,
Ручей – ручеек,
Лужа – лужица,
Цветок – цветочек,
Ветер – ветерок,
Туча – тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце.
– Молодцы. А теперь закончи предложение об осени:
На смену пришла …(золотая осень)
Солнце все реже выглядывает (из-за туч)
Деревья надели (разноцветный наряд)
Листья (красные, желтые) горят на солнышке , а затем (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться (по домам)
Птицы собираются в стаи ( и улетают в теплые края)
Зверям некогда резвиться, они (делают запасы на зиму)
Молодцы справились с этим заданием. А теперь давайте отдохнем, выполним разминку.
Физминутка “У оленя дом большой”
– Ежик приготовил для вас задание. (слайд3) Нужно составить рассказ об осени по мнемотаблице. Сначала попробую я, а потом вы, послушайте внимательно.
Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Идут моросящие холодные дожди. Листья на деревьях становятся желтые и красные, постепенно опадают. Птицы улетают в теплые края, звери запасают припасы на зиму. А медведи начинают впадать в спячку. В огородах и в садах спеют урожай. Мы конечно же прежде чем идти гулять на улицу в осеннюю холодную погоду мы одеваем теплые вещи.
У меня получился вот такой рассказ. Ребята, теперь попробуйте вы составить рассказ.
Ответы детей.
– Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.
3 заключительная часть
Рефлексия.
– О каком времени года мы сегодня с вами говорили?
-Как узнать, что наступила осень?
– Чем занимаются люди осенью?(люди собирают урожай)
Список литературы:
1. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина “Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения”- М.: Вентана – Граф, 2007.-272 с.
2. Т.В.Калинина, С.В.Николаева, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет». Изд. «учитель», Волгоград, 2015
3. О.В. Александрова “Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет “- М.: Эксмо, 2013. – 48 c.