«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончике их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Задача воспитательной работы – забота о нравственном воспитании наших детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому уделяю огромное внимание выявлению и созданию условий для развития способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования, общественно-полезная практика. Третий год я веду кружок «Модульное оригами».
Одним из любимых детьми видов деятельности являются занятия с бумагой. Поэтому одно из направлений внеурочной деятельности я выбрала кружок «Модульное оригами». В листочке бумаги скрыты многие образы: и кораблик, бабочка, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней играют, ее бережно берегут. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги пришло из Китая, откуда Япония столетиями черпала неисчислимые духовные богатства.
Значение оригами для развития ребенка.
– Складывая бумажные фигурки, дети совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает быстрее научиться писать, выработать и сохранить красивый почерк; пригодятся полученные навыки на уроках рисования и труда, при игре на музыкальных инструментах;
– учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, надо, не отвлекаясь, следовать инструкции. Если где-нибудь собьешься, вся работа пойдет насмарку. И в жизни эти качества не раз сослужат ребенку службу;
– развивают способность четко формулировать мысль, объясняя вслух;
– обучаются элементам логического и абстрактного мышления, записывая и читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, – обязательный элемент оригамской грамотности. Иначе как передать другим свое “ноу-хау”?
– переходят на “ты” с математикой. Оригамия – мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм. Деля их на части и изучает соотношение пропорций,
– тренируют память, запоминая, как сложить ту или иную фигурку, то есть десятки и сотни схем;
– развивают способности к конструкторскому творчеству и пространственному мышлению: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер-конструктор.
Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения.
Как оригами влияет на здоровье и характер ребенка?
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Беспокойному, очень подвижному малоусидчивому ребенку будет довольно сложно высиживать долгие часы на уроках. Оригами научит его держать себя в руках, вовремя успокаиваться, меньше нервничать. Также оригами развивает мелкую моторику пальцев. Врачи считают, что это имеет большое значения в формировании речи. При занятиях оригами, работают обе руки. А это означает, что ребенок сможет хорошо владеть и второй рукой, в то время как большинство людей “однорукие”, то есть делают все одной рукой. А это приводит к неравномерному развитию полушарий мозга – правого и левого. Занятия оригами развивают оба полушария гармонично, так как работают и развиваются две руки одновременно. Так же к качествам, которые прививает вашему ребенку оригами для детей, относятся: философский склад ума, многовариантность мышления, умение рассматривать ситуацию со всех сторон.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделка, но и бумажные для повседневного обихода предметы (подставки под карандаши, вазы, корзинки и т.д.)
Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
В оригами огромный диапазон уровней сложности. Одним из таких уровней является «Модульное оригами». Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Это искусство является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.
Одно из условий освоения программы «Модульное оригами» – стиль общения педагога с детьми и на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
На занятиях происходит тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания по окружающему миру.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для творца не существует. Любой предмет, любая находка могут быть преображены ими и стать художественным произведением. Особое внимание уделяю созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Познакомившись с основными базовыми формами и приемами модульного оригами, мы создаём персонажей любимых сказок, мастерим бумажный зоопарк, украшаем интерьер красивыми цветами и фигурками, в полной мере проявляем свою фантазию, творческое воображение.
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы использую аудиозаписи со звуками живой природы. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека. Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.