Myasarova Olga Alexandrovna
teacher of additional education
Center for Children’s Creativity of Novo – Savinovsky district
Kazan, Republic of Tatarstan
FORMATION OF COMPETENCE OF BUSINESS INTERACTION IN THE CHOREOGRAPHIC TEAM “TEACHER – APPRENTICE – PARENT”
Аннотация
В статье представлена актуальность формирования компетенции делового взаимодействия в хореографическом коллективе. Раскрываются проблемы данного взаимодействия. Предлагаются принципы реализации эффективного сотрудничества «Хореограф – воспитанник – родитель».
Ключевые слова: хореографический коллектив, взаимодействие, родители, сотрудничество, принципы взаимодействия.
Annotation
The article presents the relevance of forming the competence of business interaction in the choreographic team. The problems of this interaction are revealed. The principles of effective cooperation “Choreographer – pupil – parent” are offered.
Key words: choreographic team, interaction, parents, cooperation, principles of interaction.
На сегодняшний день система подготовки юных танцоров представляет собой организованный и управляемый процесс воспитания, обучения, тренировки, который выполняется по индивидуальному плану, проводится при активном участии ребенка в условиях педагогического руководства и контроля.
В системе подготовки детей сложилось явное противоречие между существующей традиционной практикой подготовки в системе дополнительного образования и дефицитом научно-методической разработанности новых направлений в современных условиях.
Возникает социально обоснованная потребность в использовании потенциала родителей в процессе обучения детей хореографическому искусству как одного из ведущих факторов управления эффективностью хореографической подготовки.
К.С. Ташкинов и соавторы отмечают, что одной из наиболее проблемных зон в системе «хореограф-ребенок-родитель» выступает конфликтное поведение родителей, неграмотный подбор индивидуального тренера, использование родителями своего служебного положения, родственных, дружеских связей. Ведущим негативным явлением автор называют максимизацию тренировочных нагрузок ребёнка на фоне несформированности показателей персональной ответственности самого ребёнка и сопутствующего давления на хореографа [6].
С.Ю. Козлова и соавторы при рассмотрении причин конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и хореографом, указывает на различные представления сторон о средствах воспитания, недовольство родителей в отношении методов обучения, которые применяет тренер, чрезмерные ожидания родителей, которые не соответствуют исходным данным ребёнка [3]. Именно поэтому хореограф должен хорошо представлять себе механизмы и факторы возникновения конфликтных ситуаций, пути их профилактики и разрешения.
Анализ литературы по проблеме взаимодействия родителей и педагогов в сфере художественного образования позволил выделить ряд следующих проблем, наиболее актуальных в рамках текущего исследования.
В компетентностном подходе делового взаимодействия в хореографическом коллективе принято выделять проблемы педагогического, социального и социокультурного характера. В таблице 1 представлены вышеуказанные проблемы и мероприятия по их предотвращению.
Таблица 1
Проблемы взаимодействия в хореографическом коллективе «Педагог – ученик – родитель» и мероприятия по их предотвращению
Проблемы |
Интерпретация |
Мероприятия по их предотвращению |
Педагогические |
Низкий уровень компетентности родителей |
Эффективно использовать возможности неформального образования для конструирования индивидуальных образовательных маршрутов [4]. Также важно использовать инновационные и нетрадиционные формы работы с родителями в рамках повышения их педагогической компетенции [7] |
Социальные |
Родители озадачены вопросами заработка, материальным благополучием; для них характерна высокая занятость, нехватка времени на воспитание детей, вследствие чего вопросы хореографического воспитания откладывают на второй план. В силу потребительского отношения некоторых родителей происходит недооценка важности дополнительного образования детей [8]. |
Важно повышать профессионализм хореографа, тактичность его поведения, креативность в разрешении творческих задач. |
Социокультурные |
Многообразие форм и направлений хореографического искусства, требующее от родителей достаточного уровня понимания их сущности [2] |
Эффективным мероприятием является информационная работа с родителями и воспитанниками |
Взаимоотношения между тренером-хореографом и воспитанником строго регламентированы программами дополнительного образования: продолжительность занятия, его содержание, домашняя работа.
Общение педагога и родителей воспитанников также носят определенный образовательными стандартами характер: это связь через родительские собрания, группы в мессенджерах Viber и WhatsApp.
В современных условиях система дополнительного образования должна подчиняться существующим и инновационным образовательным догмам. Инновационная природа современного хореографического искусства заставляет всех участников образовательного процесса – ребенка, педагога, родителей – действовать в рамках взаимоотношений нового типа.
Формирование компетенции делового взаимодействия «Хореограф – воспитанник – родитель» должно опираться на следующие принципы:
1 принцип – умение налаживать дружеские отношения в хореографическом коллективе для установления доверительных отношений, как между детьми, так и между воспитанниками и хореографом.
Для этого хореографу важно использовать разные формы неформального взаимодействия. Например, раз в неделю можно проводить игру «Свечка», где каждый ребенок рассказывает о том, что интересного с ним произошло за неделю, какие впечатления они накопили и какие выводы для себя сделали.
Каждый праздник можно сопровождать играми, где дети тайно делают друг другу сюрпризы. Примером такой игры может являться игра «Тайный Санта», в рамках которой дети делают друг другу приятные новогодние сюрпризы, заставляющие улыбаться и наполняться положительной энергией.
Также эффективной формой взаимодействия детей являются тим-билдинги, где дети имеют возможность общаться вне хореографического зала на отвлеченные от занятий темы. В свободное время важно посещать с детьми парки, зоопарки, квесты, веселые старты, где воспитанники проявляют себя совсем иначе, нежели на занятиях.
Второй принцип – это эффективное выстраивание отношений с родителями.
Родители тоже должны быть командой, как и дети, они тоже должны быть влюблены в хореографию. И для этого мало формальных родительских собраний и чаепитий. Для родителей необходимо организовывать всевозможные флешмобы, командные выезды.
Важным элементом контактного взаимодействия с родителями являются совместные выезды на творческие конкурсы и фестивали. Такие путешествия со сложной организацией помогают родителям вкусить эту творческую напряженную атмосферу и сполна насладиться счастливым детством своих детей. Данный подход формирует в дальнейшем у них безусловную любовь к хореографии и желание постоянного развития своего ребенка [5].
Третьим важным принципом является грамотно выстроенное занятие.
Оно должно доставлять удовольствие всем участникам процесса, обладать высоким темпо-ритмом и быть безопасным. Для максимальной результативности занятий важно использовать технику импровизации. Импровизация движений позволяет поднять детям настроение, снять эмоциональный и физический зажим, выйти за рамки надуманных заранее движений. Другими словами – это прекрасный 100% работающий способ раскрепощения детей [8].
Четвертым принципом эффективного делового взаимодействия в хореографическом коллективе является активная конкурсная выездная деятельность. Конкурс – это стимул, как для ребенка и педагога, так и для родителя. Это возможность аккумулировать все свои силы на достижение единого результата. Результат может быть, как плохим, так и хорошим. Плохой – вина хореографа, допущение им каких-то ошибок. Хороший – заслуга всего коллектива и хореографа в том числе. Выездные конкурсы – это сплочение команды, новые знакомства и впечатления, это обмен опытом, десятки мастер – классов и семинаров для детей и педагогов, это возможность родителю видеть наглядно коллектив в деле, и это, безусловно, сценическая танцевальная практика. Из таких поездок все привозят море вдохновения, впечатлений и желание двигаться дальше.
В своей работе хореографу важно использовать проектную деятельность.
Работа над проектом позволяет выстроить «бесконфликтную педагогику» [1], превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Этапы и содержание проектной деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы и содержание проектной деятельности
Этап |
Содержание |
Первый |
Постановка воспитанников в определенные условия; выделение (хореографом или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон. |
Второй |
Самостоятельное определение воспитанниками цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата |
Третий |
Планирование деятельности воспитанниками (при возможном участии взрослого как партнера); определение средств реализации проекта. |
Четвертый |
Выполнение воспитанниками проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу. |
Пятый |
Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
Шестой |
Определение перспективы развития опыта |
Таким образом, в процессе проектной деятельности на хореографических занятиях дети в сотрудничестве с родителями и педагогом проектируют свою жизнь в пространстве коллектива, проявляя изобретательность и оригинальность, приобретают творческий опыт, т.е. становятся авторами собственных творческих танцевальных проектов.
Пятым принципом в формировании компетенции делового взаимодействия является личность педагога-хореографа.
Именно собственный профессиональный рост и опыт формируют рациональный и грамотный подход к преподаванию. Участие в профессиональных педагогических конкурсах, фестивалях, конференциях, мастер классах, творческих лабораториях и хореографических семинарах вдохновляет хореографа и дает силы для повышения своего педагогического мастерства.
Шестым принципом эффективного сотрудничества воспитанников, хореографа и родителей является правильно выстроенное взаимодействия посредством сети Интернет.
По нашему мнению, современные хореографические коллективы должны делиться своим педагогическим опытом на страницах социальных сетей, вести общение с семьями воспитанников посредством мессенджеров, вести подробное информирование о жизни коллектива, выкладывать образовательные ролики с комбинациями и методиками построения занятий, создавать и делиться в социальных сетях презентациями в выездных конкурсах и т.д.
Таким образом, необходимо использовать возможности сети Интернет для освещения деятельности хореографического коллектива, для демонстрации достижений воспитанников. Важно постоянно выкладывать в новостной ленте все события, которые происходят в коллективе, размещая практически сразу все фотографии и видеоматериалы, все это дает возможность с помощью интерактивных форм общения заинтересовывать родительское сообщество.
На основании анализа публикаций и проведённого исследования по проблеме влияния взаимоотношений в системе «Хореограф-воспитанник-родитель» на эффективность хореографического коллектива, необходимо констатировать, что родители являются полноправными участниками процесса дополнительного образования и должны принимать активное участие в жизни ребёнка, занимающегося хореографией.
Список использованной литературы
- Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры и искусств / Ю.В. Богачева. – Москва: МГУКИ, 2017. – 215 с.
- Ерманова С.В. Взаимодействие педагогов и родителей в учреждении дополнительного образования детей / С.В. Ерманова, Е.А. Казанцева // Внешкольник. – 2019. – № 1 (130). – С. 29-32.
- Козлова С.Ю. Причины возникновения конфликтов во взаимоотношениях между тренером и родителями спортсмена / С.Ю. Козлова, Е.С. Хворостова // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – Москва, 2016. – С. 135–138.
- Косолапова Л.А. Индивидуальные образовательные маршруты формирования педагогической компетентности родителей / Л.А. Косолапова, К.М. Лебедева // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 186-190.
- Некрашевич К.М. Организация работы детского хореографического ансамбля / К.М. Некрашевич // Новые вызовы новой науки: опыт теоретического и эмпирического анализа. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 122-125.
- Ташкинов КС. Причины деструктивного поведения родителей и подходы к оптимизации взаимодействия в триаде «тренер-спортсмен-родитель» / К.С. Ташкинов, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 9. – С. 55–57.
- Фалькович Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова. – М.: 5 за знания, 2018. – 240 с.
- Черешнева К.В. Творческое партнерство педагогов, детей и родителей в работе учреждений дополнительного образования / К.В. Черешнева, Э.Ю. Турищева // Материалы I Международной науч.-практич. конф. «Современное художественное образование: теория и практика» (Воронежский государственный педагогический университет, 20-21 ноября 2018 г.). – Воронеж: Научная книга, 2018. – С. 13-16.