Васильева Наталья Алексеевна
заведующий клуба
МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Заречье» Кировского района
г. Казани, Республика Татарстан
Цель: способствовать повышению качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
Задачи:
1. Способствовать активизации имеющихся у педагогов теоретических знаний, практических умений и навыков проведения интегрированных занятий.
2. Ознакомить с основными формами и методами проведения интегрированных занятий.
3. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов дополнительного образования.
4. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, пробудить желание размышлять, способствовать профессиональному росту и успешности педагогов.
5. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Время проведения: 3 часа
Форма проведения: семинар-практикум.
Форма организации деятельности слушателей: фронтальная, групповая,
Методы обучения: проблемно-иллюстративный, репродуктивный.
Материально- техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, методический материал, презентация.
Слушатели: педагоги дополнительного образования.
Аннотация
Интеграция – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагога и обучающегося.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, у детей единая целостная картина мира, не раздробленная на рисование, пение и другие направления.
В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Интеграция ставит цель – дать ребёнку целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение предметов, вскрытие связей между ними. Кроме того, грамотное интегрирование предметов на материалах таких областей, как экология, изобразительная деятельность, музыка, театральное искусство, декоративно-прикладное творчество способствует наиболее выразительному проявлению художественно-творческих способностей обучающихся.
Интегрированные программы художественной направленности, основанные на подходе «обучение средствами искусства», позволяют не только расширить спектр навыков, приобретаемых обучающимися, не только приблизить содержание общеразвивающих программ к потребностям современных детей, но и значительно повысить их привлекательность для государства, общества, родителей и детей.
Ход семинара. Доклад с презентацией
Звучит спокойная мелодия
Доброе утро! Уважаемые коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку.
С каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз десять…
Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на санках…
А какого снеговика слепили…
И с отличным настроением, весёлые вы пришли домой…
Вот с таким отличным настроением мы начинаем нашу работу!
Я не зря начала своё выступление с психологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
Итак, тема нашего семинара «Интегрированный подход в реализации содержания дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности».
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе дополнительного образования школьников. С этой целью пересматривается содержание образования, создаются новые учебные планы, программы совершенствуются методы и формы организации обучения.
Предлагаю Вашему вниманию презентацию, внимание на экран.
1 СЛАЙД
ИНТЕГРАЦИЯ – это взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
2.СЛАЙД
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ – это совместные занятия педагогов разных объединений. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту педагогов.
3 СЛАЙД
АКТУАЛЬНОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
1.Мир, окружающий детей, познаётся ими в его многообразии и единстве.
2. снимают утомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.
3. побуждают к активному познанию окружающей действительности.
4.Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.
5. позволяют детям реализовать свои творческие способности: они сочиняют, фантазируют, думают.
6. даёт возможность для самореализации педагогов.
4 СЛАЙД ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Интегрированный курс |
объединяет многочисленные предметы, предусмотренные учебными планами учреждения |
Интегрированное занятие |
наиболее эффективная форма обучения, так как изучаемый материал тут же находит практическое применение при изучении других предметов |
Интегрированный фрагмент занятия |
использование интеграции не на всём занятии, а только на каком-либо этапе |
5 СЛАЙД ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ
Проблемная |
предполагает обращение на занятии или на ряде занятий к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления |
Тематическая |
создаётся общей темой занятия, одновременно давая возможность развернуть главное содержание при обращении к разным аспектам |
Межпредметная |
в рамках занятия сближаются предметы, близкие по способу познания мира: музыка и изо |
6 СЛАЙД
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Цели |
Задачи |
Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся на основе интеграции разных предметов |
Повышение мотивации учебной деятельности за счёт создания нестандартной формы занятия (это необычно, значит интересно) |
Активизация познавательной деятельности учащихся |
Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т. д. |
Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач |
7 СЛАЙД
Методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия. Большой плюс, если занятие проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности (физкультминутки, театрализованные и подвижные игры)
8 СЛАЙД
В дополнительном образовании часто используется межпредметная интеграция. При изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат.
9 СЛАЙД
Примеры интеграции различных образовательных областей на занятиях в дополнительном образовании.
-Технология (вязание, моделирование одежды) с декоративно-прикладным творчеством, музыкой, живописью, театром.
-Театр, вокал, ИЗО с народным творчеством, декоративно-прикладным творчеством.
10 СЛАЙД За основу интеграции таких учебных предметов как музыка и изобразительное искусство была взята ассоциативно – образная связь языка художественной выразительности 11 СЛАЙД Музыка |
Живопись |
1.Гармония (сочетание звуков) |
1.Колорит (сочетание красок) |
2.Мелодия |
2.Линия |
3.Форма |
3.Композиция |
4.Динамика (f, p) |
4.Насыщенность цвета |
5.Тембр |
5.Цвет |
6. «Три кита» (танец, марш, песня) |
6.Характер мазка |
7.Интонация, характер музыки |
7.Холодные, теплые краски |
12 СЛАЙД
«Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки». (Литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис)
13 СЛАЙД
Методика подготовки и проведения интегрированного занятия в учреждениях дополнительного образования
Процесс подготовки и проведения интегрированного занятия в дополнительном образовании имеет определённую специфику и состоит из нескольких этапов: планирование, создание творческой группы педагогов, конструирование занятия и анализ.
14 СЛАЙД
Интегрированные занятия способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом; развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира, к развитию логического мышления, коммуникативных способностей. В результате можно сделать вывод о широких возможностях и эффективности интегрированного подхода к обучению в системе дополнительного образования.
ДОКЛАД
Интегрированные программы художественной направленности, основанные на подходе «обучение средствами искусства», позволяют не только расширить спектр навыков, приобретаемых обучающимися, не только приблизить содержание общеразвивающих программ к потребностям современных детей, но и значительно повысить их привлекательность для государства, общества, родителей и детей т.к. их цели, а значит и результаты, включают:
— развитие креативности, эмоционального и визуально-пространственного интеллекта;
— интеграцию физических, интеллектуальных и творческих способностей;
— навыки, необходимые для работы в секторах креативной индустрии;
— понимание культурного многообразия путем воспитания культурного сознания и развития культурных практик;
— формирование конкретных умений по профилю общеразвивающей программы (развитие хобби-творчества);
— а также развитие других универсальных компетенций, которые пригодятся подрастающему поколению в любой будущей профессиональной деятельности.
Арт-интеграция — это подход к обучению, который объединяет искусства (в широком смысле этого термина: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр), изучение любых содержательных областей и освоение различных видов деятельности и технологий.
Декоративно-прикладное творчество является значимым ресурсом для содержания программ художественной направленности, но цель и результаты принципиально меняются, т.к. умения в конкретной области декоративно-прикладного творчества это только средство познания технологий работы с различными материалами и освоения целого набора универсальных навыков: генерации идей, создания эскизов, выбора лучших эскизов, создания изделий в соответствии с эскизами, выбора модели для тиражирования и др. Именно они являются первичной целью общеразвивающей программы.
Ответом на вопрос, «как реализовать интеграцию в условиях развития дополнительного образования?», может стать ориентация на подготовку современного педагога, его повышение квалификации, направленное на освоение образовательных технологий обучения средствами искусства, новых материалов для творчества и технологий работы с ними, цифровых навыков и технологий использования современных высокотехнологичных инструментов, позволяющих обновить содержание, использовать интеграцию для повышения качества реализуемых программ художественной и технической направленности. И это одно из реально возможных направлений деятельности.
Для реализации этого подхода требуется разработка и внедрение новых, практико-ориентированных форматов, (в том числе сетевых образовательных программ, позволяющих использовать ресурсы партнера) развития кадрового потенциала системы дополнительного образования.
Сегодня на семинаре мы покажем, как используют интегрированный подход на своих занятиях наши педагоги.
Программа
республиканского практического (обучающего) семинара по теме «Интегрированный подход в реализации содержания
дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности »
Время |
Тема |
Форма |
Кабинет |
Выступающий* |
9.15-9.25 |
«Интегрированный подход в реализации содержания дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности |
доклад Просмотр презентации |
Актовый зал |
Н.А. Васильева, заведующий Клуба по месту жительства |
Практическая часть |
||||
9.30-10.15 |
«Новогодняя фантазия» (ИЗО, ДПИ +музыка) |
Открытое занятие |
Каб. 211 |
Р.Р. Заляева, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, победитель гранта «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей» Е.Н.Вершинина, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
9.30-10.15 |
«Использование арт-терапевтических технологий на занятиях изобразительного искусства». «Вальс снежинок в песочной импровизации» (ИЗО + музыка) |
Мастер-класс |
Каб.302 |
Т.А. Забирова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, победитель гранта «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей» |
10.30-11.15 |
«Творческое развитие детей в процессе обучения ручному ткачеству, как виду народного художественного ремесла в интеграции с музыкальным искусством» ( ИЗО, ДПИ + музыка) |
Мастер-класс |
Каб. 302 |
С.В.Минеева, педагог дополнительного образования |
10.30-11.15 |
«Поём танцуя» «Интеграция вокала и хореографии в работе над постановкой концертных номеров» (вокал и хореография) |
Открытое занятие |
Каб. 304 |
Жеранина К.А. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Г.А. Абульханова, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
11.20-11.40 |
«Образовательный процесс в свете современных тенденций. Образ успешного педагога дополнительного образования» |
Деловая игра |
Актовый зал |
Г.А. Абульханова, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории |
11.40-11.50 |
Заключительная часть. Подведение итогов |
Актовый зал |
Н.А.Васильева, заведующая Клуба по месту жительства |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА
Сегодня мы рассмотрели некоторые современные методы в дополнительном образовании. Надеемся, что вы обязательно, хотя бы апробируете у себя на занятиях данный метод и пройдете по лестнице успеха: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.
Какую бы педагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
И в завершении, все-таки хочется обозначить немаловажную роль дополнительного образования в жизни каждого ребенка. От того, насколько будут развиты его творческие способности в период школьного возраста, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Каждого, кто приходит в наш Центр, несомненно, ждет успех, потому что атмосфера Центра наполнена духом творчества и радостных открытий. Центр “Заречье” – это, прежде всего, люди: дети, педагоги, родители. Дети, увлеченные творчеством, были, остаются и всегда будут гордостью нашего учреждения, ведь с ними работают талантливые педагоги, девиз которых “Сердце отдаем детям!”
Спасибо за внимание!