Данная статья является продолжением и логическим развитием написанной еще в 2012 году в журнале «Альманах современной науки и образования» другой статьи автора по схожей теме «Система авторских комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории и необходимость подготовки к ним школьников как важная составная часть компетентностного развития личности учащихся». Она конкретизирует и наглядно показывает прикладную, практическую пользу данной системы для проверки знаний и компетентностей восьмиклассников по всеобщей истории, истории России и истории края (Татарстана и татарского народа) как частей общего учебного курса «история» в нынешних 8-х классах общеобразовательных учебных заведений.
Для лучшего понимания особенностей и универсальности предложенной системы заданий автор считает целесообразным привести ряд выдержек из вышеуказанной предыдущей статьи и, разумеется, дополнить и расширить её исходя из предложенной тематики данной новой статьи.
Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентностной личности. С этой позиции обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В связи с этим на основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) в содержание календарно-тематического плана по истории во время повторительно-обобщающих уроков либо в процессе закрепления важных тем подразделов мною включены задания вариантных проверочных работ, которые позволяют на практике реализовывать актуальный в настоящее время компетентностный, деятельностный подход в преподавании истории [1, с. 113]. В условиях действия в школьной практике стандартов нового поколения – ФГОС – данный подход оказывается на редкость востребованным, актуальным и полезным для развития у учащихся УУД (универсальных учебных действий), достижения ими предметных и метапредметных результатов.
Принципы отбора содержания заданий в ходе проведения вариантных проверочных работ по истории как в течении всего урока, так и в течении части (половины) урока связаны с преемственностью содержания образования на разных ступенях и уровнях обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (например, увеличение объема и сложности заданий по всеобщей истории от 6 к 7 классу или по истории России от 7 к 8 классу или по истории Татарстана от 9 к 10 классу и т.д.) [1, с. 113].
Обучающимся предлагается выполнить ряд заданий, имеющих различный уровень сложности, по заданному алгоритму оценивания:
А) в случае, если работа рассчитана на весь урок, выполняются 4 задания, из которых 2 правильно выполненных задания соответствуют оценке «3», 3 верных ответа из 4-х – оценке «4», все 4 правильных грамотных ответа – оценке «5»;
Б) в случае, если работа рассчитана на половину урока, выполняются 2 задания, из которых 1 правильно выполненное задание соответствуют оценке «3», 1 полностью и 1 частично верный ответы – оценке «4», все 2 правильных грамотных ответа – оценке «5» [1, с. 113].
Данная градация позволяет учащимся осваивать рефлексивную компетенцию путем овладения навыками контроля и оценки своей деятельности [1, с. 113], что особенно важно в условиях обучения истории выпускных классов по ФГОС.
Освоение обучающимися познавательной компетенции посредством сравнения, сопоставления, классификации объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, творческого решения учебных и практических задач, комбинации различных алгоритмов деятельности как раз и раскрывается через их умение давать полноценные ответы на комплексные задания разработанных мною системных вариантных проверочных работ [1, с. 113].
Системное применение учащимися наработанных по данным заданиям знаний, умений и навыков позволяет эффективно подготовиться не только к текущим или итоговым проверочным и «контрольным» (повторительно-обобщающим) работам, но и, что немаловажно, к ОГЭ и ЕГЭ по одному или нескольким предметам [1, с. 113].
Педагогам данная система позволяет не только объективно и всесторонне узнать и оценить уровень и качество усвоения обучающимися учебного материала на основе требований к обязательному минимуму содержания образовательных программ по истории, указанных в перечне примерных программ по предмету в Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС), но и предоставляет возможность ученикам самим проявить их познавательную активность и развить у них мотивированность к самостоятельной учебной работе, что особенно актуально и важно в старших классах [1, с. 114] и тем более в нашем бурно меняющемся XXI веке. В то же время предложенная автором система вполне универсальна, посильна и доступна для школьников и среднего звена. Эта система частично приемлема также и для преподавателей других дисциплин. В частности, задания на определение особенностей и значения события или на сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления могут использоваться учителями как социально-гуманитарных наук, так и преподавателями естественнонаучных дисциплин [1, с. 114]. Это обстоятельство убедительно подтверждает эффективность данной системы заданий в условиях преподавания истории по ФГОС через удобство их применения для достижения метапредметных результатов.
В приложениях в конце данной статьи показаны алгоритм составления и все примеры практической реализации на уроках системы заданий вариантных проверочных работ по зарубежной истории, по истории Отечества и по истории Татарстана и татарского народа в 8-х классах общеобразовательных учебных заведений, в том числе и в прошедшем 2021-2022 учебном году. В течение этого учебного года, исходя из содержания ФГОС и логики преподавания учебного курса истории в нынешних 8-х классах, автором предусмотрено и включено в Календарно-тематическое планирование (КТП) по предмету проведение одной повторительно-обобщающей (итоговой работы по Новой истории) и одной проверочной работы по всеобщей истории, двух проверочных работ по истории России и единственной проверочной работы по всему курсу истории края XVIII века.
Таким образом, предложенная ниже система комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории в 8-х классах, разработанная и дополненная автором за 18 лет педагогической деятельности, позволяет учащимся при подготовке к ним сформировать целостное представление об историческом процессе на основе личностного осмысления и усвоения исторических фактов и явлений.
Приложение 1.
Алгоритм системы заданий вариантных проверочных работ по истории в 8-х классах общеобразовательных учебных заведений [1, с. 115]:
Класс |
Проверочная работа на пол-урока |
Проверочная работа на весь урок (повторительно-обобщающая работа) |
8 |
1 задание: а) дайте определение термину (понятию); б) кратко охарактеризуйте историческую личность (ее вклад в историю); в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога события (явления). |
1 задание: а), б) дайте определение одному или 2-м терминам (понятиям); в) кратко охарактеризуйте историческую личность или 2 личности (ее (их) вклад в историю); г), д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным дате или 2-м датам. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога события (явления). 3 задание: объясните 2-3 особенности и значение события (явления). 4 задание: определите 2-3 сходства или 2-3 различия между явлениями (событиями). |
Приложение 2.
Примеры практической реализации на уроках системы заданий вариантных проверочных работ по истории в 8-х классах общеобразовательных учебных заведений:
Пример 1: Вариантная повторительно-обобщающая работа по всеобщей истории в 8 классе на тему «Мир в XVIII веке» (на весь урок) (материал для работы взят из источников [2,3])
Вариант 1: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): республика; барокко; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Ж. Дантон; Д. Дефо; д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1791 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога колониализма в XVIII веке. 3 задание: объясните 2-3 особенности и 1 значение якобинской диктатуры. 4 задание: определите 2-3 сходства или 2-3 различия между деятельностью якобинцев и деятельностью жирондистов. |
Вариант 2: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): монархия; просвещенный абсолютизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): М. Робеспьер; Д. Свифт; д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1793 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога якобинской диктатуры. 3 задание: объясните 2-3 особенности и 1 значение промышленного переворота в XVIII веке. 4 задание: определите 2-3 сходства или 2-3 различия между эпохой Просвещения и эпохой Возрождения. |
Вариант 3: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): феодал; эпоха Просвещения; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Ж.П. Марат; И.С. Бах; д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1795 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога просвещенного абсолютизма. 3 задание: объясните 2-3 особенности и 1 значение колониализма XVIII века. 4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между деятельностью якобинцев и деятельностью термидорианцев. |
Вариант 4: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): революция; классицизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Тиберий Гракх; Перикл; д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1799 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога промышленного переворота в XVIII веке. 3 задание: объясните 2-3 особенности и 1 значение эпохи Просвещения. 4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между Конституцией Франции 1791 г. и Конституцией Франции 1795 г. |
Вариант 5: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): промышленный переворот; абсолютизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Наполеон Бонапарт; В.А. Моцарт; д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1789 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога эпохи Просвещения. 3 задание: объясните 2-3 особенности и 1 значение Великой Французской буржуазной революции. 4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между Конституцией Франции 1793 г. и Конституцией Франции 1795 г. |
Вариант 6: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): буржуазия; якобинцы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Людовик XVI; Л. ван Бетховен; д) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1756-1762 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога Великой Французской буржуазной революции. 3 задание: объясните 2-3 особенности и 1 значение просвещенного абсолютизма. 4 задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между Конституцией Франции 1791 г. и Конституцией Франции 1793 г. |
Пример 2: Вариантная проверочная работа по всеобщей истории в 8 классе на тему «Мир в эпоху Просвещения и промышленного переворота» (на половину урока) (материал для работы взят из источников [2,3])
Вариант 1: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): промышленный переворот; просвещенный абсолютизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Ж.-Ж. Руссо; Д. Уатт. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога промышленного переворота в Европе в XVIII веке. |
Вариант 2: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): фабрика; классицизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Ш.-Л. Монтескье; Д. Харгривс. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога эпохи Просвещения. |
Вариант 3: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): мануфактура; буржуазия; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Д. Дидро; Д. Локк. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога просвещенного абсолютизма. |
Вариант 4: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): Просвещение; пролетариат; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Вольтер; А. Смит. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога развития науки в Европе в XVIII веке. |
Пример 3: Вариантная проверочная работа по истории России в 8 классе на тему «Россия в эпоху дворцовых переворотов» (на половину урока) (материал для работы взят из источника [4])
Вариант 1: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): фаворитизм; б), в) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): А.И. Остерман; Пётр III; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1741-1761 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога эпохи дворцовых переворотов. |
Вариант 2: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): «Манифест о вольности дворянской»; б), в) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Б.Х. Миних; Пётр II; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1725 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога «бироновщины». |
Вариант 3: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): «бироновщина»; б), в) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): М.В. Ломоносов; Долгорукие; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1725-1762 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога создания Верховного Тайного Совета. |
Вариант 4: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): эпоха дворцовых переворотов; б), в) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): П.И. Шувалов; Елизавета Петровна; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1730-1740 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога Семилетней войны. |
Вариант 5: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): Верховный Тайный Совет; б), в) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): А.Д. Меншиков; Анна Иоанновна; г) напиши-те, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1755 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога ужесточения крепостного права в эпоху дворцовых переворотов. |
Вариант 6: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): Кондиции; б), в) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Э. Бирон; Екатерина I; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1756-1762 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога усиления положения дворянства в эпоху дворцовых переворотов. |
Пример 4: Вариантная проверочная работа по истории России в 8 классе на тему «Россия во время правления Екатерины II Великой» (на половину урока) (материал для работы взят из источника [4])
Вариант 1: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): Новороссия; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Екатерина II Великая; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1785 г.; 1790 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога участия России в I разделе Речи Посполитой. |
Вариант 2: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): дворяне; б) кратко охаракте-ризуйте историческую личность (её вклад в историю): М. В. Ломоносов; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1772 г.; 1787-1791 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога русско-турецкой войны 1768-1774 гг. |
Вариант 3: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): крепостные крестьяне; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): А.В. Суворов; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1783 г.; 1788-1790 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога участия России во II разделе Речи Посполитой. |
Вариант 4: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): «просвещённый абсолютизм»; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): П.А. Румянцев; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1770 г.; 1793 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога русско-турецкой войны 1787-1791 гг. |
Вариант 5: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): Учредительное собрание; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Ф.Ф. Ушаков; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1774 г.; 1762-1796 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога участия России в III разделе Речи Посполитой. |
Вариант 6: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): секуляризация; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Г.А. Спиридов; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1773-1775 гг.; 1789 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога созыва Учредительного собрания. |
Вариант 7: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): «Жалованная грамота городам»; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Г.А. Потёмкин; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1767-1768 гг.; 1795 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва. |
Вариант 8: 1 задание: а) дайте определение термину (понятию): «Жалованная грамота дворянству»; б) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Е.И. Пугачёв; в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 1775 г.; 1791 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога русско-шведской войны 1788-1790 гг. |
Пример 5: Вариантная проверочная работа по истории Татарстана в 8 классе на тему «Наш край в XVIII веке» (на половину урока) (в рамках годовой повторительно-обобщающей работы) (материал для работы взят из источника [5])
Вариант 1: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): мануфактура; татарское просветительство; в) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Б. Канкаев; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1724 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога образования Казанской губернии. |
Вариант 2: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): восстание; татарские слободы; в) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Е.И. Пугачёв; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1758 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога образования гос. крестьян. |
Вариант 3: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): подушная подать; новокрещёны; в) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Г.Р. Державин; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1774 г.2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога развития в крае мануфактурного производства в XVIII веке. |
Вариант 4: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): сословия; гильдия; в) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): К.Ф. Фукс; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1773-1775 гг. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога политики христианизации в крае в XVIII веке. |
Вариант 5: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): губерния; подат-ные сословия; в) кратко охарактеризуйте историческую личность (её вклад в историю): Сагит Хальфин; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1789 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога участия народов края в восстании Е. Пугачева. |
Вариант 6: 1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): гос. крестьяне; христианизация; в) кратко охарактери-зуйте историческую личность (её вклад в историю): П.М. Апраксин; г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанной дате: 1708 г. 2 задание: укажите 2-3 причины и 2-3 итога развития торговли в крае в XVIII веке. |
Список литературы:
- Хусаинов И. И. Система авторских комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории и необходимость подготовки к ним школьников как важная составная часть компетентностного развития личности учащихся // Альманах современной науки и образования. 2012. № 2 (57). С. 113-116.
- Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1900. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2018 г.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500–1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2017 г.
- История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018 г.
- Гилязов И.А., Пискарев В.И. История Татарстана и татарского народа. XVIII век: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ И.А. Гилязов, В.И. Пискарев. – Казань.: Татарское детское издательство, 2018 г.