Алеева Лейля Хусаиновна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Арский детский сад №8»,
г. Арск, Республика Татарстан
Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развития эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.
Многолетний опыт работы с детьми привёл меня к важному выводу, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте: «Человек, обладающий врождённым талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов, много зависит – разовьётся это явление природы или угаснет. Поэтому, я составила программу «Звонкий колокольчик», рассчитанную на 36 часов, которая реализуется через индивидуальный подход в условиях реализации ФГОС ДО.
Развитие одарённой личности ребенка становится одной из главных задач в системе общего образования. Изменение традиционных методов обучения и воспитания требует поиск наиболее результативных путей развития каждого отдельного ребёнка.
Не случайно ФГОС ДО делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Проблема работы с талантливыми и одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одарёнными детьми в системе музыкального воспитания.
Цель программы: развитие детской музыкальной одарённости с помощью индивидуального подхода (занятий) в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребёнка, его способностей, склонностей и потребностей;
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать; творческое воображение.
- Помочь ребёнку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Для достижения цели и задач программы целесообразнее использовать такие методы и приёмы, как:
– наглядный метод (в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный);
– словесный метод (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение)
– практический метод (показ исполнительских приёмов в пении, музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).
Для повышения концентрации внимания и поддержания интереса детей программа реализуется через индивидуальные занятия на двух государственных языках Республики Татарстан.
Ожидаемый результат:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях и музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- культура поведения на сцене (уметь двигаться под музыку, не бояться сцены);
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
Этапы работы программы
I этап Диагностический
Выявление музыкально одарённых детей с помощью педагогической диагностики и путём наблюдения.
II этап Основной
Проведение индивидуальной работы с одарёнными детьми;
Посещение концертов, конкурсов в Арской школе искусств с участием других детей;
Просмотр видеозаписей.
III этап Заключительный
Участие на различных конкурсах;
Выступление перед гостями, родителями;
Дальнейшее развитие одарённости в школе искусств, во дворце школьников.
Содержание программы
(36 часов)
I этап Диагностический (4 занятия)
Диагностика организуется по системе игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Основной метод диагностики – педагогическое наблюдение.
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
2) применимы для массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
Методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
Уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка выявляется с помощью краткой беседы-анкеты.
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра “Настоящий музыкант”
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: “Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)”. После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, “В траве сидел кузнечик” в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей “партии” ребёнок играет “вступление” (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про “шаловливого кузнечика” в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про “ленивого кузнечика” в медленном темпе (50-60 ударов).
После успешного исполнения необходимо “посадить кузнечика в поезд” и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение – низкий уровень.
2. Тест – игра на изучение чувства ритма
“Ладошки”
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня “Дин-дон”
2. Детская песня “Петушок”
3. М. Красев “Ёлочка”
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается “спрятать” голос и “спеть” одними ладошками.
Критерии оценки:
точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;
воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;
адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов – слабый уровень
неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
“Гармонические загадки”
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков “спряталось” в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
слабый уровень – угадано ребёнком 1-3 созвучия
средний уровень – угадано ребёнком 4-7 созвучий
высокий уровень – угадано ребёнком 8-10 созвучий
“Повтори мелодию”
Цель:
определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
спеть любую известную ему песенку;
повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
средний уровень – опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх – вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.
4. Диагностика чувства тембра
Тест – игра “Тембровые прятки”
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
детского голоса;
женского голоса;
мужского голоса;
хора;
струнных смычковых инструментов;
деревянных духовых инструментов;
медных духовых инструментов;
фортепиано;
оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
низкий уровень развития тембрового чувства – адекватное определение только однородных тембров;
средний уровень – адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
высокий уровень – адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
5. Диагностика динамического чувства
Тест – игра “Мы поедем в “Громко-тихо”
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
Стимулирующий материал:
Барабан или бубен;
фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт “Маленький барабанщик”; К.Лонгшамп-Друшкевичова “Марш дошкольников”.
Ребёнку предлагается поиграть в “громко-тихо”. Педагог играет на фортепиано, а ребёнок – на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики “форте-пиано” оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение “крещендо” и “диминуэндо” оценивается в 2 балла; всего – 4 балла.
Критерии оценки:
слабый уровень динамического чувства – 1 балл;
средний уровень – 2-3 балла;
высокий уровень – 4-5 баллов.
6. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра “Незавершённая мелодия”
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие “спрятались” раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я мелодия – не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
слабый уровень – правильно определены 1-2 пункты;
средний уровень – правильно определены 3-4 пункты;
высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест “Музыкальная палитра”
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из “Детского альбома” П.И.Чайковского:
1. “Утреннее размышление”
2. “Сладкая грёза”
3. “Баба-Яга”
4. “Болезнь куклы”
5. “Игра в лошадки”
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
детализация (разработанность) своей идеи или образа;
беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно выявить с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
Ты любишь музыку?
Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
Где тебе нравится петь больше – в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
Какие песни тебе нравится петь, а какие – слушать?
Где ты чаще слушаешь музыку – в концертном зале или дома по телевидению и радио?
Что ты больше любишь – петь, рисовать или танцевать под музыку?
Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
средний уровень – выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест “Музыкальный магазин”
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
народная вокально-хоровая музыка;
народная инструментальная музыка;
народная вокально-инструментальная музыка;
классическая вокально-хоровая музыка;
классическая инструментально-симфоническая музыка;
классическая вокально-инструментальная музыка;
современная классика авангардного направления;
современная развлекательная музыка;
духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
средний уровень – выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
высокий уровень – проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест “Хочу дослушать”
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту “Диагностический конструктор” (Приложение 1) с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и “сильные” структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.
Приложение 1
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________
Возраст ребёнка ________________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________
промежуточного этапа (2) ___________________________________________________
контрольного этапа (3) _____________________________________________________
Уровень развития |
Параметры музыкальных способностей |
|||||||||||||||||
Метро-темпо-ритм |
Чувство тембра |
Чувство звуковысотности |
Гармоническое чувство |
Динамическое чувство |
Чувство формы |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Высокий |
||||||||||||||||||
Средний |
||||||||||||||||||
Низкий |
Уровень развития |
Эмоциональная отзывчивость |
Личностные характеристики |
Итоговые данные |
||||||||||||
Мотивационный компонент |
Когнитивный компонент |
Операциональный компонент |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Высокий |
|||||||||||||||
Средний |
|||||||||||||||
Низкий |
II этап Основной
Проведение индивидуальной работы в младшей группе
Месяц |
Количество часов |
Репертуар, содержание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрь |
4 |
«Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь |
4 |
«Апипа», тат.нар. мелодия в обр. Р. Еникеевой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь |
4 |
«Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь |
4 |
«Весёлый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль |
4 |
«Маме в день 8 марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март |
4 |
«Танец капелек», муз. А. Батыршина, сл. З. Нури |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель |
4 |
«Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Май |
4 |
«Цыплятки на зарядке», муз. Л. Хайретдиновой, сл. М. Файзуллиной |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проведение индивидуальной работы в средней группе
Проведение индивидуальной работы в старшей группе
Проведение индивидуальной работы в подготовительной группе
Посещение концертов, конкурсов в Арской школе искусств, в других детских садах с участием других детей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Месяц |
Учреждение |
Концерт, конкурс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сентябрь |
Центр развития ребёнка «Бәләкәч» |
Смотр-конкурс “Осенняя ярмарка” |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноярь |
МБДОУ «Арский детский сад №11» |
Вокальный конкурс «Голосок» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь |
Арская школа искусств |
Отчётный концерт с участием детей школы искусств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь |
РДК Арского района |
Отборочный тур конкурса эстрадного искусства «Созвездие- Йолдызлык» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Февраль |
Арская детская школа искусств |
Мастер-класс с преподавателями АДШИ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Март |
РДК Арского района |
Зональный тур конкурса эстрадного искусства «Созвездие- Йолдызлык» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Апрель |
МБДОУ «Арский детский сад №10» |
Танцевальный конкурс «Каблучок» |
III этап Заключительный
- Участие на различных конкурсах:
Районные «Каблучок» и «Голосок»
Республиканские «Бәхет Йолдызы» и конкурс эстрадного искусства Созвездие-Йолдызлык”
Заочные конкурсы Всеросийского уровня “Талантоха” и “Мелодинка”
2, Выступление перед гостями во время семинаров,конкурсов для педагогов; родителями во время утренников.
3. Дальнейшее развитие одарённости в школе искусств, во дворце школьников.
4. Беседа с родителями, рекомендации.
Использованная литература
1.Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одарённости. – М., Изд-во Вузовская книга, 2001. -131 с.
2.Ушаков Д.В. Психология одарённости: от теории к практике.- М., Институт психологии РАН, 1999.-128 с.
3. Торшилова Е.М., Морозова Т. В.Эстетическое развитие дошкольников. – Екатеринбург., Деловая книга, 2001.- 141 с.
4.Ключникова Е. В. Как учить музыке одарённых детей.- М., Изд-во Классика – ХХI, 2010.-239 с.
5. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та: Флинта, 2004.