Мустафина Любовь Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 129 «Белоснежка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Актуальность:
В условиях введения ФГОС ДО, в условиях построения образовательного процесса в ДОУ преимущественно на принципах индивидуализации встает вопрос о необходимости использования различных видов деятельности для развития дошкольника по всем пяти образовательным областям. Огромные возможности для решения данных задач представляет театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, позволяя ребёнку глубже познать окружающий мир, приобщая его к родной культуре, литературе, театру.
Актуальность проекта обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к искусству театра, слабо сформированными игровыми навыками дошкольников, желанием сделать образовательный процесс в дошкольном учреждении многогранным, интересным и увлекательным, способствующим решению всех педагогических задач, представленных в современных нормативных документах. Дошкольники нуждаются в ярких, интересных событиях. Им необходимы игра и добрые фантазии. По своей сущности они близки мышлению дошкольника. Придуманные герои помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, отличать добро от зла. Литературные сказки развивают нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Это такие понятия, которые трудно осознать детям этого возраста. Поможет в этом музыкально-игровая деятельность. В ней познание происходит не из уст в уста (от педагога к воспитаннику), а самостоятельно в предлагаемых обстоятельствах.
Цель: способствовать формированию необходимых личностных качеств у ребёнка дошкольного возраста посредством приобщения его к театрализованной деятельности.
Задачи:
– расширять представления воспитанников о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях;
– создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, способствуя сближению всех участников образовательного процесса;
– способствовать развитию коммуникативных навыков воспитанников;
– развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
– формировать у воспитанников первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
– способствовать формированию у дошкольников эстетического вкуса;
– способствовать созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья».
Тип проекта: творческий
Состав участников: педагоги-дети-родители,
Продолжительность проекта: краткосрочный
Формы реализации проекта:
– образовательная деятельность;
– игры на выражение различных эмоций;
– разыгрывание этюдов, сказок;
– беседы, общение;
– использование мультимедийных презентаций;
– работа с родителями.
Методы и приёмы:
– творческая деятельность (игровое творчество, танцевальное);
– игры – драматизации;
– упражнения на развитие дикции;
– игры- превращения;
– упражнения на развитие мимики, пластики;
– репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Предполагаемый результат:
– обогатится театральный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
– у детей появится интерес к театрализованной игре, обогатится содержание игр, а также диапазон сюжетов и ролей;
– у детей сформируются представления о правилах поведения в театре;
– родителей сформируется представленье о театрализованной игре детей, как ободном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте;
– повысится культурный уровень дошкольников.
Используемые средства:
– театральные уголки в группе;
– разнообразные виды театров;
– костюмы, декорации, DVD;
– детские музыкальные инструменты;
– наглядные иллюстрации сказок;
– мультимедийные презентации.
Виды взаимодействия с родителями:
– индивидуальные беседы;
– наглядная информация;
– консультации;
– помощь в изготовлении костюмов и декораций.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п |
Направления работы |
Содержание деятельности |
1 |
Цикл бесед о театре |
«Что такое театр?», « История возникновения театра», « Профессии мира театра», «Культура поведения в театре» |
2 |
Разыгрывание этюдов, сказок с помощью различных видов театров |
«Веселые ручейки», «Весенняя прогулка», «Артисты», «Всадники» |
3 |
Придумывание коллективных сказок |
По замыслу детей |
4 |
Подбор и создание мультимедийных презентаций |
Угадай сказку по иллюстрации Угадай персонажа по загадке История театра |
5 |
Занятия по изобразительной деятельности |
Рисование «Моя любимая сказка» |
6 |
Игры на развитие эмоций, образного мышления |
«Домик настроений», «Голоса животных», разыгрывание пантомимы «Передай по кругу», «Маленькие котята» |
7 |
Обыгрывание этюдов на знакомство с театральными профессиями |
«Артисты», «Музыкальные загадки», «Я – звукорежиссер!», «Весенний оркестр» |
8 |
Консультации с родителями, помощь в постановке домашнего театра знакомой сказки. |
«Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края», «Творческое развитие дошкольников посредством театральной деятельности», «Театр в детском саду. Какой он?», “Театральные игры и упражнения для младших дошкольников” |
9 |
Итоговое мероприятие. |
Театрализованное представление «Ах, театр!» |
Список литературы:
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет.сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.
3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет.садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. «Справочник музыкального руководителя», №1 2020 М.: ТЦ Сфера,
6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения,
сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
Вводное занятие
в форме интерактивной экскурсии.
Примерные вопросы для беседы:
1. Спросите у детей, с чего начинается театр? Среди вариантов ответа – с вешалки. На самом деле театр начинается с афиши. Это красочный яркий плакат с информацией о предстоящем спектакле. Обратите внимание, что на улице афиши размещают на театральной тумбе.
2. Как узнать, что нового в репертуаре театра? Название спектакля всегда можно узнать на афише.
3. Что же нужно сделать, чтобы попасть на премьеру спектакля? Нужно купить в театральной кассе билет.
4. Кто работает в театре? В театре работает много людей: кассир продаёт билеты, гардеробщик помогает раздеться, билетёры проверяют билеты, помогают найти место в зале.
5. Как узнать, какие актёры будут играть в спектакле? Нужно приобрести программку. В ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актёров, которые исполняют роли.
6. Чей труд остаётся невидимым для зрителей? Режиссёр, звукооператор, костюмеры, гримёры, декораторы. Труд этих людей очень важен в успехе спектакля.
7. Кто шьёт костюмы для артистов? Актёры в спектакле выступают в разных костюмах. Портнихе нужно потрудиться, чтобы костюмы понравились и артистам, и зрителям. А хранит все костюмы и выдаёт их артистам – костюмер.
8. Скажите, кто самый главный в театре? Главный человек в театре – режиссёр. Режиссёр проводит репетиции с актёрами. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра.
9. Как артисты готовятся к спектаклю задолго до премьеры? Профессия актёра очень сложная. У актёра должны быть: чёткая дикция, уверенный голос, отсутствие боязни публики, хорошая память, умение импровизировать. Артист должен показать характер своего героя, передать его мысли и чувства.
Что рассказать детям о театральных традициях
Зрителей в зал приглашает звонок
Всего бывает три звонка. Когда раздаётся первый звонок, мы заходим в зрительный зал. После третьего начинается представление, и в зал заходить уже невежливо, так как это будет мешать актёрам на сцене и зрителям.
В середине представления обычно бывает антракт
Это перерыв, когда зрители могут остаться в зале, посетить буфет или просто подвигаться, прогуляться по фойе.
Зрители аплодируют актёрам за хороший спектакль
В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Но если спектакль хороший, зрители аплодируют (хлопают в ладоши) актёрам. Если зрители хотят увидеть актёров ещё раз, кричат: «Браво!», «Бис!». Если понравилось оформление сцены, зрители аплодируют в начале спектакля.
В конце спектакля артисты выходят к зрителям на поклон
Если зрители хотят подарить цветы актёру, то сделать это можно в самом конце спектакля. Зрители дожидаются финальных поклонов, когда все участники представления выстраиваются на авансцене, и вручают им цветы.
Прежде чем разучивать этюды и сценки из театрализованных игр, предложите детям поработать над сценической речью, как это делают настоящие актёры на репетиции. Воспользуйтесь игровыми приёмами, упражнениями и заданиями для чёткого произношения и хорошей артикуляции.
Упражнение «Весёлые ручейки»
Цель: тренировать длину речевого выдоха.
Ход игры: предложите детям показать булькающие весенние ручейки с помощью воды и трубочек. Дети опускают коктейльные трубочки в стаканы, на дне которых насыпаны пищевые красители, и дуют как можно дольше. На глазах детей вода окрашивается в разные цвета. Дети видят, что ручейки-то оказались волшебными и очень весёлыми.
Упражнение «Весенняя прогулка»
Цель: тренировать координацию речи с движением и интонационную выразительность.
Ход игры: предложите детям рассказать и показать историю о том, как звуки отправились на весеннюю прогулку. Обратите внимание, что говорить нужно выразительно, как настоящие актёры. На этапе подготовки к выразительному чтению проанализируйте с детьми произведение.
Предложите им запомнить звуки А, О, У, И и проговаривать их с нужными средствами интонационной выразительности. Выберите тембр, темп, регистр, интонацию, ритм, динамику, звуковысотный рисунок.
История о том, как звуки отправились на весеннюю прогулку
Педагог: / Дети:
Звуки разные мы знаем А, О, У, И.
Мы сейчас их посчитаем А, О, У, И – (загибают пальцы).
Однажды по лесу гуляли А, О, У, И – (шагают бодро).
И случайно заплутали А, О, У, И – (показывают жесты растерянности).
Громко нас они позвали. А, О, У, И – (ладони рупором).
Только эхо услыхали. А, О, У, И – (протяжно, затухающим звуком).
Тут медведя повстречали. А, О, У, И – (низко, отрывисто, устрашающе).
И от страха задрожали. А, О, У, И – (обхватив себя за плечи, дрожащими голосами).
Мишка добрый очень был. А, О, У, И – (утешительная интонация).
И до дома проводил А, О, У, И – (шагают бодро).
Упражнение «Артисты»
Цель: тренировать выносливость голоса, плавность и слитность произношения.
Ход игры: предложите вдохнуть весенний воздух, затем часть воздуха выдохнуть. На остаточном выдохе дети тихо и протяжно поют: АУ-У-ИО. Следите, чтобы дыхание было лёгким, а голоса звучали красиво, плавно и напевно. Предложите по ролям прочитать стихотворение, как это делают артисты.
Рассказывание стихотворения по ролям
й ребёнок: Ну, Весна, как дела?
Весна: У меня уборка!
2-й ребёнок: Для чего тебе метла?
Весна: Мусор смыть с пригорка.
3-й ребёнок: Для чего тебе ручьи?
Весна: Мусор смыть с дорожек.
4-й ребёнок: Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже. Все промою, просушу, вас на праздник приглашу!
Артикуляционная игра «Всадники».
Цель: тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, мягкого нёба.
Ход игры:
Дайте послушать музыку Р. Шумана «Смелый наездник». Объясните правила игры : Если звучит не очень громкая музыка (1-я и 3-я части), дети щёлкают языком, вытянув губы вперёд. Если громко звучит (2-я – средняя часть), щёлкают громко, широко растянув рот в улыбке.
Театр – это дом разных чувств, эмоций и настроений. Поинтересуйтесь,
как будет звучать фраза «Мы идём в театр», если произносить
её грустно, сердито, испуганно. Предложите детям произнести эту
фразу по-разному.
Упражнение «Домик настроений»
Цель: опознать и назвать чувство/эмоцию.
Ход упражнения: педагог рассказывает детям, что в «Домике настроений» живут разные гномики. И у каждого гномика своё настроение. Дети должны угадать, какой гномик появляется, когда домик открывается. Педагог показывает разные выражения лица, а дети угадывают настроение. Потом дети показывают эмоцию, а педагог угадывает.
Упражнение «Голоса животных»
Цель: показать чувство/эмоцию.
Ход упражнения: педагог предлагает детям поиграть в игру «Голоса животных». Для этого он использует карточки с изображениями. На одних карточках изображены разные чувства: радость, злость, испуг, удивление, грусть. А на других – известные детям животные. Дети по очереди вытягивают по две карточки. Смотрят внимательно на карточки и изображают голосом и эмоцией настроение животного или птицы.
Игра «Передай по кругу»
Цель: развивать воображение, выразительность движений.
Ход игры: педагог загадывает загадку. Дети должны отгадать, что он делает. Педагог изображает, как несёт тяжёлый камень, маленького котёнка, воздушный шарик, переливают воду, аукают в лесу, замерзает. Дети имитируют действия по кругу, передавая образные движения друг другу. Потом дети играют с родителями дома.
Пример 1. Педагог предлагает прослушать музыку К. Сен-Санса «Лебедь», потом уже без музыки превратиться в грациозных лебедей. Дети изображают движения лебедя в полёте: руки – это гибкие крылья. «Превратившись» в лебедя, поднимаются в небо, красиво и грациозно вытягивают шею и гордо пролетают над землёй. Зрители отгадывают, что делают дети.
Этюд «Маленькие котята»
Цель: изобразить пантомиму – образ в движении.
Ход игры: педагог предлагает детям опуститься на коленки и представить себя маленькими котятами. Педагог произносит текст, и дети выполняют движения в соответствии с характером образа.
Педагог: / Дети:
Мама-кошка куда-то убежала, Грустно мяукают.
и вы остались в комнате совсем одни.
Вам грустно без мамы.
Но вот котята обнаружили целую Удивлённо мяукают.
коробку игрушек и удивились,
какая большая коробка.
Котята достали игрушки из коробки Радостно мяукают,
и стали весело с ними играть. перебрасывают шарики.
Но тут пришла хозяйка и очень Испуганно мяукают.
рассердилась, что котята устроили
в комнате беспорядок.
Котята испугались
и прижались друг к другу,
хозяйка ушла и забрала игрушки, а котятам опять стало грустно Мяукают. Прижимаются друг к другу.
Но тут пришла мама-кошка Все ласково мяукают.
(психолог), а котята снова обрадовались и побежали к маме.
Мама всех стала обнимать.
За звуковое оформление спектакля отвечает звукорежиссёр.
Благодаря его творчеству спектакль наполняется музыкой и различными шумовыми и звуковыми эффектами. Такие звуки можно воспроизвести разными предметами. Попробуйте с детьми поиграть в звукорежиссера и озвучить стихотворение.
Игра «Музыкальные загадки»
Цель: учить извлекать звуки подручными средствами.
Ход игры: спросите у детей, какие подручные средства можно использовать, чтобы изобразить звуки природы. На что похожи издаваемые предметами звуки. Предложите варианты ответов.
Дождь – мелкий, крупный, Перебирать камушки, рис.
последние капли дождя Стучать в барабан.
Треск сучьев деревьев Использовать трещотку.
Голос совы Говорить «УХУ» в керамический кувшин низким голосом.
Шуршание листвы деревьев Мять пластиковые пакеты в руках.
Звуки дятла в лесу Издавать дробь деревянными ложками.
Течёт ручей Переливать воду из одной ёмкости в другую.
Ветер, метель Дуть в горлышко стеклянной бутылки.
Кваканье лягушек у ручья Издавать «квакушку» из одноразового стаканчика.
Игра «Весенний оркестр»
Цель: учить детей извлекать звуки из предметов, чтобы создать музыкальную картинку в соответствии с текстом стихотворения.
Ход игры: музыкальный руководитель читает текст стихотворения и «дирижирует», подсказывает детям, чья очередь извлекать звук.
«Весенний переполох» Тихо звучит музыка.
Как только за окном последние метели 1-й ребёнок «насвистывает»
– дует в горлышко стеклянной бутылки.
Пропели песню всем «Прощай», Родители припевают вслух
«Прощай».
К нам с юга птицы прилетели 2-й ребёнок дудит на деревянной
дудочке.
И прокричали всем «Встречай». Родители припевают вслух
«Встречай».
Весною всё кругом звенит: Звенят ручьи 3-й ребёнок переливает воду
из одной ёмкости в другую.
И птичьи трели, Звучат дудочки.
Звенят весенние капели, 4-й ребёнок проводит
палочкой по бутылкам с водой.
Звенят подсохшие дорожки – Звучат деревянные трещотки.
Шуршат на веточке серёжки Шуршат пакеты.
И даже ветерок звенит. Дети дуют в бутылку.
Тук-тук-тук-тук Дети стучат деревянными
ложками.
Это кто же сел на сук? Родители отвечают: «Дятел».
На болотце, у ручья 5-й ребёнок переливает воду из
одной ёмкости в другую.
Лягушиная ничья. Дети издают «кваканье»
стаканчиками
Все стараются попеть, Дети издают разные звуки.
В искусстве этом преуспеть.
Но лишь пригрело ярко солнце,
И заглянуло к нам в оконце. 7-й ребёнок пускает зеркального
зайчика.
Всё промыла и ушла Родитель издаёт звук грозы
ударом по противню.
Первая весной гроза. Дети используют барабан, рис,
камушки – дождик (мелкий,
крупный, последние капли
дождя).
Грянул гром, весенний гром, Родитель издаёт звук ударом
по противню палкой с мягким
наконечником.
Зазвенело всё кругом! Дети издают разные звуки
Веселые игры с “Гонзиками”
Эти волшебные глазки, которые надеваются на пальчики, появились и в нашем детском саду. Игры с ними развивают мелкую моторику детей, актерский талант, а также тренируют память, внимание и помогают запомнить названия пальчиков.
Мы купили разноцветные перчатки и начали играть:
“Спокойной ночи”
Надеть “глазки” на указательный или средний палец, остальные пальцы – это лапки необычного зверька Гонзика.
Гонзик маленький скакал – “подпрыгивают” пальцы, на которые не надеты “глазки”
Головой крутил, – крутить пальцем с “глазками”
Летал! – махать пальцами без “глазок”, как крыльями,
К вечеру совсем устал,
Приземлился, полежал – положить всю ладошку на стол,
Когда голову поднял – понять вверх палец с “глазками” и покачать им,
В небе звезды увидал!
Понял Гонзик: “Пора спать”.
Лег в цветочек, как в кровать – раскрыть пальцы другой руки, как лепестки цветка, положить на ладошку Гонзика и покачать.
Цветочек Гонзика качает,
Тихо песню напевает:
“Ложись скорее на бочок.
Спокойной ночи, мой дружок”.
Упражнение “Комарики”
Мы шагаем, мы шагаем, –
поднимать по очереди по два пальца, на которых нет глазок,
Лапки кверху поднимаем.
Головою повертели,
Оттолкнулись, полетели! –
оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперед “нос комара” – “ЗЗЗЗЗЗЗ”, покружить перед собой.
Рисование «Моя любимая сказка»
Наши консультации.
Родителям!
«Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
Народная мудрость, бережно хранимая нашими предками, дошедшая до нас из глубины веков, не должна быть потеряна, забыта. Она должна быть передана детям и чем раньше ребёнок почувствует корни, тем охотнее он будет обращаться в дальнейшим к опыту и знаниям людей, живущих в далёкую, седую старину, научится чтить память своих предков.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и добра, в мире творчества и фантазии, вопросов и ответов. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни детей.
Для детей дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у детей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии. Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение. Мы видим, как у них обостряется острота реакции, глубина и эмоциональность переживаний к героям сказки или спектакля, оживляется речь, загораются глаза неподдельной радостью.
В настроении ребят появляется чувства удовлетворения и радости от участия в обыгрывании сказки, спектакля и т.д. Дети делятся своими впечатлениями не только со сверстниками, но и дома с увлечением рассказывают о своих успехах.
В процессе игры — драматизации или в самостоятельной художественной деятельности, дети быстрее знакомятся с русскими народными инструментами и могут в дальнейшем творчески и интересно применять их звучание либо как шумовое оформление спектакля, либо музыкально обогатить характер того или иного персонажа.
Так ненавязчиво музыкальные инструменты, находясь в руках детей, во время обрядовых или театрализованных представлений помогают понять душу наших предков, их представление о добре и зле, их веселый, озорной нрав, узнать лучше русскую культуру, её самобытность и неповторимость.
Ознакомления детей с русским фольклором через театральную деятельность дает детям возможность изучать и познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.
Чтобы ребенок мог применять полученные знания в самостоятельной деятельности, в группе необходима соответствующая предметно – развивающая среда. В игровом уголке имеются костюмы, атрибуты, пособия, что способствует включению элементов родной культуры в повседневную жизнь и деятельность детей.
В познавательном уголке дети могут посмотреть фотографии родных мест, достопримечательностей родного города и края, фотографии исторических памятников, символику нашего города, республики. Все это расширят возможности ребенка в более успешном приобщении к культуре родного народа.
Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, народных сказках.
Тематические занятия не только расширяют кругозор ребят, закрепляют их знания о природе родного края, но и активизируют творческие проявления, раскрывают индивидуальные возможности каждого ребенка.
В процессе приобщения дошкольников к миру театра можно сделать вывод, что у детей появляется интерес к народной культуре, истории развития родного края, истории Родины.
Дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными. Интеллектуально – эмоциональные связи в поведении детей наиболее ярко проявляются в момент принятия той или иной роли, выполнения игровых, ролевых действий, развитие сюжета.
Образ жизни русского и татарского народов, их культура волнуют детей на столько, что они легко вписываются в образ героев сказки, отождествляя себя с ними, ярче воплощая любимый образ, его нравственные качества. Дети становятся более внимательные друг к другу, своим родным. У ребят появляется интерес к истории своей семьи. Значительно обогащается речь детей, дети инициативны в разговоре, очень любят книги.
Творческое развитие дошкольников
посредством театральной деятельности
«Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».
К.С. Станиславский
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.
Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.
Взрослым не следует навязывать своё видение, свои вкусы ребёнку, нужно предоставить возможность самому выбрать, к какому виду театральной деятельности появился устойчивый интерес в силу его склонностей и способностей. Театр бывает кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и просто театр, где ребёнок может попробовать свои силы.
Театр, как никто другой! – возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Плюсы театральной деятельности.
– Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
– Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
– Запоминают заданные позы.
– Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.
– Умеют произносить скороговорки и чисто говорки в разных темпах, шёпотом
– Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
– Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
– Умеют составлять предложения с заданными словами.
– Умеют сочинять этюды по сказкам.
– Умеют строить простейший диалог.
«Театр в детском саду. Какой он?»
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игра «Иностранец»
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Упражнения
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок: Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Король – орел, орел-король. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Испорченный телефон
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. (Играют две команды)
Пальчиковые игры со словами
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.
Два щенка, (Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром)
Щека к щеке, (Кулачки трутся друг о друга).
Щиплют щетку в уголке.
(Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот).
Пантомимические этюды и упражнения
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.
Покажите, как :
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.
Консультация для педагогов
“Театральные игры и упражнения для младших дошкольников”
Для детей младшего дошкольного возраста характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. В самодеятельной игре детей отражается литературно-художественный материал, с которым воспитатель знакомит их в течении года (чтение художественных произведений и показ их инсценировок в театре).
Яркие художественные образы, запоминающиеся становятся основой для свободной детской игры. При чтении художественной литературы необходимо увлечь детей не только сюжетом, но и ярким образцом преподнесенного материала. Театрализованные игры способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Такая игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, позволяет каждому ребенку проявить свою активность, творчество. Когда мы знакомим детей с произведениями нельзя искажать авторский текст, но и заучивать его с ребенком до начала игры не стоит.
Выразительное чтение сказок помогает им услышать интонационные особенности речи, представить внешний облик героя. Малыши любят слушать сказки несколько раз; при каждом прочтении педагог должен ставить новые художественно- игровые задачи и применять различные формы ролевого обыгрывания. При первом прочтении дети усваивают общую канву сюжета, знакомится с героями. При втором прочтении можно применять упражнения: изобразить героев сказки с помощью жестов, мимики, движений.
Используйте упражнения в произнесении самых привычных слов с различной интонацией: «здравствуйте» (радостно, сердито, приветливо) Выберите четверостишье и прочтите его детям с разными интонациями: удивленно, насмешливо, радостно, грустно. Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове «я люблю свою лошадку».
Детям нравятся упражнения, развивающие мимику и пантомимику. Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий (моем посуду, качаем куклу, поливаем цветы). В играх предложить детям показать, как прыгает лягушка, заяц; ходит серый волк, медведь. Следующий этап знакомства со сказкой может быть ее фрагментарное обыгрывание. Рассказывая сказку, воспитатель останавливается, на каком-либо эпизоде и предлагает детям показать действия героя. Например, можно попросить их показать, как мышка бежала к теремку, как она спрашивала: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, то в невысоком живет?» дети по ходу рассказывания сказки, изображают разных героев голосом, движениями, жестами, мимикой. Это не мешает восприятию сказки, так как это короткие имитации рассматриваются в качестве ее сопровождения конкретным действием.
Таким образом, происходит естественное, незаученное обыгрывание сказки, дети непроизвольно запоминают сюжет сказки, слова, действия героев.
Дети младшей группы способны показать в «домашнем театре», то есть в условиях своей группы маленький спектакль, в котором организующая центральная роль принадлежит педагогу. Такой спектакль не требует приглашенных зрителей ими могут стать посаженные на стульчики куклы, мягкие игрушки. Воспитатель объявляет, что сейчас состоится спектакль и предлагает детям подумать, что для этого им понадобится. Дети с помощью воспитателя могут посадить кукол – зрителей, найти в театральном уголке шапочки и элементы костюмов и нарядиться в героев сказки.
Можно предложить детям подобрать музыкальные характеристики героев, например, придумать и спеть песенку лисы («петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошка). На этом этапе обыгрывания, использование костюмов нежелательно, так как основное время будет уходить на это и дети отвлекутся от главного – вхождения в образ какого- то героя.
В театрализованном представлении наличие костюмов, конечно же обязательно: это создает у детей праздничное настроение, позволяет им прочувствовать свою роль, осознать себя в ней.
Для накопления театральных впечатлений, создания у малышей мотивации к театрализованной деятельности следует пригласить старших детей выступать перед ними с постановками. Малыши воспринимают старших детей как настоящих артистов. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой воспитатель спрашивает, понравилась ли детям сказка, кто из героев больше понравился и почему, любят ли они сами выступать. Таким образом, дети начинают приобщаться к миру театра. Необходимо уже в этом возрасте давать им элементарные сведения, которые помогут разобраться в этом волшебном мире (что такое театр, как нужно вести себя в зрительном зале, кто такие артисты).
Для этого чтобы дети не испугались появление страшного героя, необходимо заранее «познакомить» их с этим героем, например, воспитатель с театральной куклой может зайти в группу накануне спектакля, театрального представления.
Тогда малыши не испугаются этого героя, будут внимательные, без страха смотреть это представление. Это касается и других, наиболее «страшных» драматических персонажей, которые появляются и на утренниках. Продолжительность спектакля не должна превышать 10-15 минут. Для создания интересного спектакля воспитатели должны хорошо выстроить его «партитуру», подчинив реализации основной идеи его замысел.
В младшей группе целесообразно использовать произведения малых фольклорных форм. Драматизация небольших песенок вызывает интерес детей. исполняя песенку малыши двигаются в соответствии с текстом; каждый по-своему проявляет характер изображаемого героя.
В играх импровизационного типа используются различные виды кукол настольного театра (вязанные, бумажные, баночные, плоскостные фигурки, картинки и т. д.) Распознать эмоции хорошо помогают пиктограммы, на которых изображены основные эмоции человека. Эти картинки могут соотноситься с характером эмоций, вызываемых тем или иным художественным произведением. Такую игру можно проводить до выпуска в школу постепенно усложняя. Эмоции детей проявляются непосредственно и ярко. Ребенок не сможет изобразить грустного зайку, если не задуматься, о чем – то грустном; не покажет веселого героя, если не почувствует, что ему весело. Педагог, работающий с детьми, должен уметь управлять их эмоциями.
Театрализованные игры
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В процессе театрализованных игр:
Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, рече двигательного.
Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Происходит коррекция поведения.
Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
В процессе театрализованной игры происходит постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
В совместной работе с педагогами ДОУ главным является стремление создать все необходимые условия для театральной деятельности детей и наиболее полного раскрытия их творческого и речевого потенциала.
Театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается, участвует в качестве положительного или отрицательного героя в образовательной деятельности, а дети учат его правилам поведения, счету, общению и т.д. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, родному слову, литературе, театру.
Театрализованные игру имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются навыки общения, в том числе и ситуативные, формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей речевого общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста
«Ах, театр!»
При активном участии студентов Набережночелнинского педагогического колледжа, музыкального отделения.
Цель: воспитание устойчивого интереса к театральному искусству, создание условий для формирования знаний об истории театрального искусства и работе театра, как учреждения культуры.
Задачи:
- познакомить со структурой театра;
- повторить правила поведения в театре;
- содействовать творческому развитию детей.
Ход развлечения
Ведущий: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы, и актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно (театр)
Многие любят театр и с 1961 года отмечают ежегодно такой праздник – Международный день театра. Вы, знаете, когда отмечается этот праздник? (ответы детей) 27 марта – Международный день театра.
«Слайдовая презентация»
Слайд № 2. Театр существует в жизни людей с древних времен. Считается, что театр зародился в Древней Греции. Там представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. Древние греки, строили театры под открытым небом. Такой театр назывался амфитеатр.
Слайд № 3. Ребята, посмотрите, какое красивое, большое здание, с колоннами, как дворец. Вот так театр выглядит сейчас.
Слайд № 4. В театре есть такое место как гардероб. Ребята, вы знаете для чего он в театре? (ответы детей) Прежде чем пройти в зрительный зал, люди сначала идут в гардероб, чтобы оставить там свою верхнюю одежду, потому что в зрительный зал нельзя входить в верхней одежде.
Слайд № 5. Главное помещение театра – большой зрительный зал. Так выглядит зрительный зал до или после спектакля. Посмотрите, сколько здесь народа. Кто это? (ответы детей) Это – зрители.
Слайд № 6. Центральное место в зрительном зале занимает сцена. Сцена очень большая. Посмотрите, какой красивый занавес. На сцене выступают артисты.
Слайд № 7. Это гримерная. Здесь артисты накладывают грим. С помощью грима можно изменить лицо, и быть похожим на Бабу Ягу, или на волка, или на козу, или на лягушку.
Слайд № 8. Это – костюмерная. С помощью костюмов также можно изменить свою внешность.
Слайд № 9. Для того чтобы представление было ярким и красочным, сцену украшают декорациями. Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу, у избушки на курьих ножках.
Ведущий: Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно. Всегда готовый утверждать – все, что на свете, человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски, костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки и сними светлый мир добра.
Есть и другие театральные профессии: режиссер-постановщик, хореограф, осветитель, гример, костюмер, драматург, суфлер, звукорежиссер, художник, директор, оформитель, реквизитор и другие.
Слайд10-22 (просто листаем, комментируем).
Сейчас мы с вами попадем в сказку, которую приготовили для вас наши артисты. Но сначала вспомним, как нужно вести себя в театре.
Слайд № 23
Конкурс «Мы в театре»
Вопросы:
1. Как нужно проходить на свои места перед сидящими зрителями?
А) Спиной к сидящим;
Б) Лицом к сидящим,
В) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
2. Можно ли обсуждать новости во время спектакля?
А) Конечно, ведь нам с другом не так уж часто приходится посидеть час-полтора рядышком;
Б) Не стоит этого делать, ведь приходится напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров;
В) Разговаривать во время спектакля нельзя, ведь это неуважение к актерам и сидящим рядом зрителям.
3. Как ты поступишь с шоколадкой, купленной во время антракта?
А) Отдам другу, пусть он шуршит фольгой шоколадки во время спектакля;
Б) Дождусь, когда артист выйдет на сцену и, громко шурша фольгой, разверну ее – так под реплики артиста будет меньше шума;
В) Съем шоколадку в буфете во время антракта.
4. Если спектакль не понравился, что нужно делать?
А) Свистеть и топать ногами;
Б) Немедленно встать и покинуть зал;
В) Молчать и не аплодировать.
Слайд № 24
Ведущий: Вход в театр начинается с покупки билета в кассе. Кто работает в кассе? (ответы детей)
Слайд № 25
Еще в театре работает Капельдинер. Капельдинер – это человек, который предлагает зрителям программу спектакля и приглашает зрителей проходить в зрительный зал, следит за порядком, помогает зрителю найти его место в зрительном зале. А билеты проверяет билетер.
Слайд № 26
Ведущий: В театре после выступления актеров, зрители одаривают их аплодисментами. Но ведь аплодисменты бывают разные. Какие? Давайте попробуем изобразить. Итак, обычные. А теперь ленивые. Восторженные. И, наконец, овации.
Ведущий: Актеры – это мастера слова. Очень важны манеры речи, умение владеть голосом, говорить разным тоном с различными интонациями. Участникам следующего конкурса нужно будет произнести только одно слово (например, кушать подано), с определенной интонацией (весело, грустно, злорадно, забывчиво).
Конкурс «Мастера слова»
Ведущий: На театральных подмостках ставятся постановки разных жанров: драма, комедия, трагедия, сказка, мюзикл. Сейчас мы подошли к самому интересному моменту. Сейчас вы увидите чудо. А называется это театральное чудо – мюзикл. Что такое мюзикл? Это – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства: эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец. Сегодня вы увидите мюзикл, поставленный по русской народной сказке «Колобок». Итак, внимание.
Мюзикл «Репка»
Слайд №27
Ведущий: Все когда-нибудь кончается. И после спектакля актеры уходят за кулисы, стихает музыка, закрывается занавес, гаснут софиты и зал пустеет. Закончилось и наше путешествие в мир театра. До новых встреч.