Диярова Гульназ Мансуровна
инструктор по физкультуре
МБДОУ «Арский детский сад №8»,
г. Арск, Республика Татарстан
Познавательно – творческий и оздоровительный
проект
в образовательной области
«Физическое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста
«Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!»
В. Маяковский
Вид проекта: познавательно – творческий, оздоровительный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: инструктор по ФК, воспитанники подготовительной к школе группы №1, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки проведения: 16.11.2020-27.11.2020
Формы работы: игровая, познавательная, творческая.
Методы и приемы:
– наблюдения;
– познавательные беседы;
– детское творчество (рисунки на тему спортивных профессий);
– дидактические игры;
– просмотр иллюстраций, мультфильмов, презентаций;
– чтение стихотворений о спортивных профессиях.
Актуальность реализации проекта.
Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка и с профессиями в мире спорта, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Это оказалось очень интересно и для детей, и для взрослых, ведь эта тема достаточно редко находит своё отражение в образовательном процессе ДОУ.
Новизна проекта: познакомить детей профессиями, связанными со спортом; изучить взаимосвязь и взаимопомощь людей разных профессий в рамках работы образовательных учреждений.
Цель: формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека в области спорта, создание позитивного образа людей спортивных профессий через интеграцию двигательной и продуктивной видов деятельности.
Задачи:
- формирование интереса к профессиям, связанных со спортом и здоровьем, знакомство с процессом работы, трудовыми действиями, результатом труда;
- вовлечение детей в различные виды спорта (футбол, акробатика, легкая атлетика, волейбол и др.); формирование культуры здоровья;
- расширение художественного опыта и тем изобразительного искусства;
- укрепление связей и создание взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями; побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми;
- воспитание уважение к людям труда; формирование культуры труда, положительного отношения к нему; развитие настойчивости, целеустремлённости, способности к преодолению трудностей для достижения поставленной цели.
Профессии, связанные со спортом:
- – спортсмен;
- – тренер;
- – спортивный врач;
- – спортивный комментатор;
- – спортивный журналист;
- – спортивный фотограф.
Предполагаемый результат:
У воспитанников будут сформированы:
• представления о представителях спортивных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов;
• умение составлять описательный рассказ о спортивных профессиях с использованием картин, рисунков.
• понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны» подведет детей к пониманию, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.
План реализации проекта
№ |
Мероприятия |
1. 2. |
Организационно-педагогическая работа:
Интегрированные спортивно-оздоровительные мероприятия для детей. Знакомство с профессиями , связанные со спортом
|
3. |
Заключительный этап. ООД занятие по физическому развитию «Путешествие в мир спортивных профессий». |
Библиография:
- Раскраски для детей профессии // http://allforchildren.ru/
- Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
- Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
Знакомство с профессиями ,
связанные со спортом
Цель: обогащать знания детей и формировать представления о профессиях в мире спорта.
Задачи:
Образовательная область «Физическое развитие»
– сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
– способствовать формированию правильной осанки;
– развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость;
– формировать умение творчески использовать свой двигательный опыт в специально созданных условиях.
Образовательная область «Познавательное развитие»
– воспитывать познавательную активность;
– систематизировать знания детей о спортивных профессиях;
– расширять кругозор детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
– воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, умение работать в коллективе, уважение к труду взрослых.
Образовательная область «Речевое развитие»
– активизировать словарный запас за счет употребления названий профессий и соответствующих предметов труда, использования художественного слова.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
– учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под музыку;
– развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство удовлетворения от правильно выполненных заданий.
Оборудование и материалы: экран, презентация по профессиям в мире спорта, гимнастическая скамейка, мат, гимнастическая стенка, дуги, обручи, канат, наклонная доска, корзины-чемоданчики врача.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о разных профессиях, беседы по наглядному материалы, рассматривание иллюстраций, настольная игра «Кому что нужно».
Ход образовательной деятельности:
Дети встают врассыпную.
Инструктор: Ребята, посмотрите что принесла нам сегодня Ева –это грамоты, медали. Она ездит на соревнования по спортивной гимнастике и занимает призовые места. Давайте её поздравим.
Ева, а тебе было сложно выступать на соревнованиях? Что у тебя не получается, какие элементы в художественной гимнастике даются тебе труднее? А ты сможешь показать нам фрагмент своего выступления?
Сольное выступление.
Инструктор: А кем, Ева, ты хочешь стать, когда вырастешь? (тренером) А кто такой спортивный тренер? Спортивный тренер обучает своих воспитанников, руководит тренировками. Главная задача тренера- раскрыть способности спортсмена , научить его использовать ресурсы своего организма для победы . Для этого нужно грамотно выстраивать режим тренировок ,распределять нагрузки ,подбирать эффективные упражнения.
Показ на экране особенности работы спортивного тренера.
Инструктор: Ребята, вы уже, наверно, догадались, мы сегодня с вами поговорим о профессиях в мире спорта. а какие вы знаете спортивные профессии? (Спортивный тренер, спортивный комментатор, спортивный врач, фитнес тренер, спортивный журналист, фотограф)
Но мы с вами, ребята, должны подготовить, разогреть, наш организм для занятий физической культуры. Предлагаю вам провести разминку, куда входят разные виды ходьбы и бега.
- Вводная часть: ходьба обычная (спина прямая, смотрим вперед), ходьба на носках (руки в стороны, голову не опускаем), ходьба на пятках (руки за головой, спина прямая), ходьба скрёстным шагом (руки на поясе). Медленный бег (дышим носом), бег с захлестыванием ног назад (руки за спиной), бег приставным шагом (правым и левым боком), медленный бег. Упражнения на восстановления дыхания.
Инструктор: Ребята, у нас есть не только спортивные школы, секции, но фитнес залы, где дети и взрослые могут заниматься. Детский фитнес-это спортивные занятия, которые могут включать в себя элементы хореографии, гимнастики, аэробики. А взрослые могут заниматься в тренажерном зале, в бассейне аквааэробикой. Давайте поговорим о профессии фитнес тренер. Тренером по фитнесу называют инструктора, который руководит занятиями, следит за правильностью выполнения физических упражнений. Фитнес тренер помогает правильно выбрать нужные упражнения и интенсивность нагрузок в зависимости от состояния здоровья и от задач которые ставит перед собой человек.
Инструктор: Внимание! Внимание! Спешу вам сообщить, что на веселый фитнес хочу вас пригласить. Врассыпную становитесь, потянитесь, не ленитесь. Пусть не сразу все дается, но постараться всем придется.
Ритмическая гимнастика. Музыкальное сопровождение All my people – Sasha Lopez & Andrea D Feat. Broono
Инструктор: Ребята, а давайте говорим о профессии спортивный комментатор. Что эта за профессия, и какими чертами должен обладать этот человек? Спортивный комментатор — журналист, который рассказывает о спортивных событиях в режиме реального времени и должен знать много о спорте. Он должен хорошо знать разные языки, обладать отличной памятью и хорошей дикцией. Давайте посмотрим видеоролик. Дмитрий Губерниев-телеведущий, спортивный комментатор, был главным редактором спортивных каналов «Россия 2».
Инструктор: А какими качествами должны обладать люди спортивных профессий? (целеустремленные, сильные, быстрые, выносливые, уверенные в своих силах, общительные, дисциплинированные) Сейчас мы эти же качества проявим в круговой тренировке. Круговая тренировка включает в себя станции, на которых вы по очереди будете выполнять определённые упражнения. Главное – не торопиться, выполнять всё чётко и правльно по команде.
- Ползание на животе по гимнастической скамейке (хват рук с боков)
- Прыжки через обручи (руки на поясе)
- Ходьба по наклонной доске (руки в стороны)
- Ползание через дугу (на предплечьях и коленях)
- Лазание по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой)
Инструктор: До допуска к тренировкам и соревнованиям спортсмен должен пройти медицинский осмотр. Спортивный врач – оказывает первую помощь пострадавшим, отвечает за подготовку спортсменов перед соревнованиями. Во время работы со спортсменами спортивный врач осуществляет контроль питания, режима физических нагрузок и отдыха, графика тренировок. Ребята, посмотрите внимательно на врача:
• Что на нём одето?
• Что за прибор на шее?
• Что находится в чемоданчике?
• Для чего нужны эти предметы? (градусник, шпатель)
• Как врач должен относиться к людям?
Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее соберёт чемоданчик врача»
Дети делятся на две команды, у каждой из них стоит корзина (другая ёмкость) с различными инструментами, предметами. Каждый член команды должен выбрать, тот инструмент, который нужен врачу, и перенести его в чемоданчик, когда он добежал до своей команды очередь переходит к следующему игроку и т.д. пока все участники не пробежали.
Молодцы! Давайте посмотрим, какие части тела может лечить врач.
Физкультминутка.
Есть на пальцах наших ногти
На руках – запястья локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп.
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски.
И глаза что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой.
Инструктор: Дорогие ребята-спортсмены, позвольте мне взять у вас интервью. Я буду спортивным журналистом. Сегодня мы узнали о профессиях в мире спорта. Назовите их (перечисление). Что нужно делать вам, спортсменам, чтобы добиться успехов в жизни? Держать осанку, тренироваться, много читать, гулять на свежем воздухе, кушать овощи и фрукты, употреблять витамины, следить за гигиеной тела, соблюдать режим дня.
Конспект итогового занятия
««Путешествие в мир спортивных профессий».»
Задачи:
- Обогащать знания детей о профессиях в мире спорта.
- Развивать физические качества детей, ловкость, быстроту, выносливость, внимание.
- Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, уважения к труду взрослых.
- Охранять и укреплять здоровье детей.
- Развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство удовлетворения от правильно выполненных заданий.
Ход образовательной деятельности:
Под марш входят спортсмены и тренер, садятся.
Выходит спортивный журналист и видеооператор.
Спортивный журналист (ребенок):
– Здравствуйте, друзья. С вами спортивный журналист ……. и я веду свой репортаж из детского сада «Светлячок». Моя профессия очень интересна и сложна. Я собираю и обрабатываю информацию о спортивных событиях, печатаю статьи в спортивных газетах и журналах и готовлю репортажи для телевидения. Я беру интервью у спортсменов и тренеров. А видео снимает наш видеооператор Малышев Егор. Сегодня в детском саду состоится особая тренировка юных чемпионов – легкоатлетов. А комментирует это событие спортивный комментатор…….. Передаю ей слово.
Спортивный комментатор (воспитатель):
– Приветствую Вас, дорогие друзья. С вами …… – спортивный комментатор. Я освещаю события спортивной сферы и физической культуры и спорта в режиме реального времени. Спортивный комментатор должен безупречно знать русский язык, историю спорта, знать правила и особенности вида спорта, который освещает. У спортивного комментатора должна быть хорошая дикция и отличная память.
Сегодня здесь собрались те, кто не равнодушен к спорту. Встречаем юных легкоатлетов и их тренера!
Выходит тренер.
Тренер (Ребенок) – Для разминки в 3 колонны становись!
Дает сигнал – команда строится в 3 колонны. Тренер проводит гимнастику. Садятся
Тренер (Ребенок): – Я, ….., тренер. Моя задача – тренировать легкоатлетов. Я подготавливаю их к спортивным соревнованиям. В каждом виде спорта, у каждого спортсмена и команды есть свой тренер. На тренировках я подбираю нужные упражнения и правильно распределяю нагрузку своих воспитанников. Учу их управлять своим телом и эмоциями, настраиваю их на победу и внушаю веру.
Садится с командой первый.
Комментатор (Воспитатель): – Сегодня на нашей тренировке присутствует профессиональный спортивный фоторепортер. Позвольте представить его – ……
Спортивный фоторепортер (ребенок).
Презентация «Красота спорта на фотографии».
Спорт – это движение, а быстро двигающихся спортсменов очень тяжело сфотографировать. Спортивный фотограф должен поймать момент, который покажет борьбу за первое место и восторг победы спортсменов. Самые лучшие мои снимки отбираются и печатаются в спортивных газетах и журналах. Сегодня я сделаю замечательные фотографии с соревнований. У меня в архиве имеются фотографии вашей команды, которые войдут в историю детского сада.
Комментатор (Воспитатель):
– Уважаемые спортсмены! Обратите внимание на экран. В каких соревнованиях участвовали наши команды?
– Спартакиада;
– Легкоатлетическая эстафета;
– «Папа, мама, я – спортивная семья!»
– ….., спасибо за отличную работу! Ждем ваших замечательных снимков.
Комментатор (Воспитатель):
– Для допуска к тренировкам и соревнованиям каждый спортсмен должен пройти медицинский осмотр. Сегодня здесь работает главный спортивный врач нашей команды.
Выходит, врач.
Спортивный врач (Ребенок):
– Презентация «Спортивный врач – нелегкая работа». Здравствуйте, я ……., главный спортивный врач. Я отвечаю за подготовку спортсменов к соревнованиям, даю им рекомендации и могу оказать первую медицинскую помощь при травмах. Мы, врачи спортивной медицины изучаем физические возможности спортсменов и помогаем выбрать оптимальный вариант проведения тренировок. Следим за питанием спортсменов, их самочувствием, за работой на тренировках и соревнованиях, за использованием медицинских препаратов.
Предлагаю команде пройти специальный медицинский осмотр.
Проходит к столу. Осматривает команду, дает рекомендации. Дети садятся на свои места. Врач присоединяется к спортсменам.
Спортивный комментатор (Воспитатель):
– Дорогие зрители, сегодня у нас есть уникальная возможность увидеть дружеский матч двух команд – «Ракета» и «Звезда». А кто, в какой команде будет бороться за победу, определит жребий. Спортсмены проходят к столу и вытягивают по одному жетону. «Ракеты» строятся справа, «Звезды» – слева. Прошу вас выбрать капитанов.
Первый забег называется «Поменяй предмет». (2 обруча, 2 мешочка, 2 кубика, 6 кеглей).
Участникам предстоит обежать кегли, взять предмет, вернуться к команде и передать предмет следующему.
Тренер дает наставления спортсменам.
Тренер. Соблюдайте правила. Будьте внимательными. Передавайте эстафету правильно. На старт! Внимание! Марш!
Комментатор. Следующий этап – игра-пантомима. Капитаны команд выбирают карточку и показывают без слов вид спорта противоположной команде. Начинает капитан команды «Звезда».
Игра – Пантомима.
Спортсмены снова приглашаются к линии старта. Забег под названием «Хоккей». Игрок ведет шайбу клюшкой по прямой, обводит вокруг ориентира и возвращается обратно бегом по прямой, передает клюшку и шайбу следующему игроку. На старт! Внимание! Марш!
Комментатор (Воспитатель): – Спортсменам предстоит финальный забег под названием «Тоннель». Игрок пролезает в тоннель, оббегает конус. Возвращается бегом, передаёт эстафету следующему игроку.
– И нам предстоит увидеть финальный, решающий этап «Назови спортсмена». («Разрезные картинки».) В нем участвуют капитаны команд. Им нужно собрать картинку и назвать изображённого на ней спортсмена. Победит та команда, чей капитан закончит задание первым.
Комментатор (Воспитатель):
– И так, сегодня, в результате упорной борьбы победила команда …! Прошу спортсменов построится в одну шеренгу для награждения. Награждение медалями. Спортсмены садятся на места.
Комментатор (Воспитатель):
– Дорогие спортсмены, позвольте мне взять у вас интервью. Сегодня в этом зале встретились люди разных спортивных профессий. Назовите их. (перечисление).
– Спортивный журналист, спортивный комментатор, тренер, спортивный фотограф, спортивный врач, спортсмены.
Скажите, какими чертами должен обладать каждый из них и что должен уметь?
Что нужно делать вам, спортсменам, чтобы добиться успехов в жизни?
Держать осанку, тренироваться, много читать, гулять на свежем воздухе, кушать овощи и фрукты, употреблять витамины, следить за гигиеной тела, соблюдать режим дня.
Большое спасибо! Сегодня проигравших нет! Сегодня каждый из вас одержал маленькую победу! Маленькую, но убедительную победу над самим собой. А ещё получили заряд бодрости и массу положительных эмоций.
Вы показали отличные знания и интересную борьбу. Будьте здоровы!
Тренер (Ребенок) Команда стройся! На пробежку становись!
Отчёт о результатах проведения проектной деятельности по теме «Профессии в мире спорта»
С 16.11.2020 по 27.11.2020 г на базе МБДОУ «Арский детский сад №8» реализовалось познавательно-творческий и оздоровительный проект «Профессии в мире спорта» с детьми подготовительной группы №1 дошкольного возраста.
Цель данного проекта заключалась в том, чтобы формировать познавательного интереса к профессиональной деятельности человека в области спорта, создание позитивного образа людей спортивных профессий через интеграцию двигательной и продуктивной видов деятельности.
Первым этапом было знакомство детей непосредственно со спортивными профессиями. Ребятам была показаны презентации «Спортивные профессии», загаданы загадки, разучивались стихотворений о спортивных профессиях. Например, такие как – спортивный судья, спортивный журналист и фотограф, тренер, спортивный врач, спортсмены. Отгадав загадки, дети воплощались в роль отгаданных профессий.
Очень интересным был игровой приём, который мы использовали в ходе ознакомления детей с профессиями. Так, дети с огромным удовольствием разыгрывали творческие мини-этюды.
Вот, например, этюд «Интервью с футболистом».Здесь мы «отрабатывали» умение «входить» в роли журналиста и спортсмена. Дети сами выбирали себе вид спорта в зависимости от личного интереса. Журналист должен был задавать чёткие и конкретные вопросы о спорте, личных качествах спортсмена… А спортсмен должен был поддерживать разговор в зависимости от его «поворотов». Было очень интересно наблюдать за ребятами. Всем хотелось побыть в роли и первого, и второго.
А это, конечно, «вездесущий» фотограф.
Как старались девчонки – гимнастки! Да и фотограф вошёл в свою роль!
Расширение представлений о профессии спортивного врача был приглашен медсестра нашего детского сада , которая привела в восторг всех ребят, и их вопросы к медперсоналу сыпались как из «рога изобилия».
Набравшись знаний и эмоций о спортивных профессиях, мы начали рисовать спортивные профессии. Каждый выбирал спортивную профессию и композицию по своему личному замыслу.
Любим советовать и делиться впечатлениями.
В ходе проекта дети стали с большим интересом относиться к миру спорта. Несколько детей из подготовительной группы начали активно посещать спортивные секции. Ребята с удовольствием стали смотреть спортивные соревнования, как по телевидению, так и в жизни, делясь друг с другом впечатлениями.
Вот такая спортивная история получилась у нас: профессии – спорт – здоровье! Будьте здоровы! И творческих вам ис
Интервью с футболистом.
Здравствуйте, вы бы немогли ответить на пару вопросов?
– Да конечно. Ответил футболист.
– Ну тогда начнём. Сказал журналист.
– Скажите пожалуйста когда и почему вы начали играть в футбол? Спросил журналист.
– Я начал играть в футбол потому что мне нравился спорт, но я понимал что драться, танцевать, это не моё. И я решил попробовать начать играть в футбол, мне понравилось и с этого момента я нахожусь в команде “Шахтар”. Ответил футболист
У журналиста резко появился новый вопрос, незапланированный в тексте.
– Скажите пожалуйста а по каким дням и со скольки лет можно начать тренироваться у вас в ФК “? Задал свой вопрос журналист.
– Мы тренируемся по понедельникам, средам, пятницам, и воскресеньям. А вступить в наш ФК можно с пяти лет.
– Спасибо что ответили на наши вопросы. Сказал журналист
– Всегда пожалуйста. Ответил футболист.
Надеюсь получилось отлично у меня 🙂 Если можете то оцените как можно лучше
Загадки
В спорте толк он точно знает,
Он спортсменов наставляет.
(тренер)
Специалист по воспитанию спортсменов в подготовке их к соревнованиям
(тренер)
Кто бежит во весь опор,
Чтоб быстрей побить рекорд?
(Спортсмен—Легкоатлет)
Он знает правила игры
И всех, кто вдруг их нарушает,
Он в виде штрафа до поры
Всех на одну скамью сажает.
(Спортивный судья)
Речь и дикция отменны,
На экране всюду первый.
Пишет, интервью берет,
Свои рубрики ведет
(Спортивный журналист )
Журналист, освещающий спортивные события в режиме реального времени
(Спортивный комментатор)
Наведёт стеклянный глаз-
Щёлкнет раз-
И помнят вас. (Спортивный фотограф)
Специалист, который следит за здоровьем спортсменов, готовит их к соревнованиям, при необходимости оказывает им медицинскую помощь.
(Спортивный врач)