Якимова Мария Анатольевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 128 «Шаян»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
«Воспитание- великое дело,
Им решается участь человека
(В.Г. Белинский)
Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни ,от этого решения порой зависит жизненный путь….Мой путь к профессии воспитателя был недолгим. Окончив институт я, практически, сразу погрузилась в этот мир радости и счастья. Почему радости и счастья, спросите вы? Я вам отвечу, потому что дети- это и есть настоящее счастье! Для меня жизнь воспитателя – жизнь, наполненная звонким смехом, музыкой, песнями, играми, иногда слезами, недопониманиями и обидами, в общем, всем тем, чем должно быть наполнено детство.
Перед воспитателем стоит немало задач- воспитание, развитие, обучение детей… Но ни одна из них, на мой взгляд, не будет состоявшейся без любви к детям. Я- любящий человек! У меня прекрасная миссия- дарить свою любовь моим воспитанникам и я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно обучая детей этому чувству. Исходя из опыта работы, все больше убеждаюсь, что уже с младшего возраста, в первую очередь, в детях нужно воспитывать добрые чувства, важно сделать так, чтобы в детских сердцах утвердилась доброжелательность и заботливое отношение ко всему живому.
Мы с детьми часто читаем книги, а затем делаем выводы о прочитанном, вследствии чего они учатся различать добро и зло, смелость и трусость, а значит- учатся жить! Недавно прочитали «Цветик-семицветик» В.Катаева. Спрашиваю у детей : «А на что бы вы потратили последний волшебный лепесток, если бы в ваших руках был этот волшебный цветок ?» Как же загорелись глазки… какое началось бурное обсуждение !
-Ух! Я бы сразу купил сто тысяч Лего!
-А я Майнкрафт и айфон!
-Мне нужна Единорожка!
Мда…Эгоистично, однотипно, но ведь это дети! «Ребята, а вы действительно готовы потратить на это единственный волшебный лепесток? Давайте вспомним как глупо распорядилась Женя заветным цветком и лишь последний, седьмой лепесток, она потратила с пользой» И снова бурное обсуждение, споры… «Давайте закроем глаза и еще раз придумаем, на что бы вы потратили волшебный лепесток?
-Купил бы маме подарок…
-Братику велоспед…он очень хотел…
И вдруг Артем заплакал…«А я бы попросил своему дедушке глаза, потому что он слепой…»
Какое же счастье для меня слышать эти слова, видеть эту реакцию маленького человека, который еще только начинает жить, учится сопереживать и любить…
Еще, для меня, одним из важных методов в обучении детей, это сюжетно-ролевые игры. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как горько и обидно, когда обижают нерешительного, и как радостно и приятно получить помощь и поддержку, когда ты в ней так нуждаешься. Играя, дети учатся уважать себя и других. Конечно, и сам воспитатель это пример для детей. Он должен знать и понимать, когда несмелого ребенка надо поддержать, образно выражаясь, подарить ему маленькую «минутку славы», сделав его в театральной постановке «храбрым петушком», а агрессивного научить сочувствию, сделав его «зайчиком», которому нужна помощь, как это происходило при показе спектакля по сказке «Заюшкина избушка».
В группе я показываю детям иллюстрации с красочными изображениями зверей и птиц, по ним мы составляем добрые и смешные истории. Еще у нас есть живой уголок, в котором им очень нравится «трудиться». А на прогулке ведем наблюдения и беседы на тему природы. Ведь нередко мы бываем свидетелями того, как люди ломают деревья, цветы, обижают животных. Я рассказываю детям, что каждая букашка и каждая травинка чувствуют боль также, как и мы, что они хотят жить и имеют полное право на жизнь.
Однажды , играя, Маша выкинула одну куклу в мусорную корзину.
-Что случилось, Маша? Возьми куклу и подойди ко мне, пожалуйста.
-Эта кукла нехорошая, некрасивая!У нее нет одной ноги, поэтому я ее выбросила!
-Что же случилось, ведь это была самая любимая кукла, самая красивая!?
-Мы ее тянули-тянули и нога сломалась!
-Вы нечаянно сломали куклу и тебе её жалко?
-Да, жалко, но она некрасивая теперь, надо выкинуть!
-Ребята, подойдите ко мне. С нашей куклой призошла беда. Она потеряла ногу. Как вы думаете, а с людьми, животными может такое случиться?
Началось бурное обсуждение. Дети вспомнили про аварии, про переломы..
-Да, ребята! К сожалению, иногда так случается, что не все люди, животные, птицы могут быть совершенно здоровыми. В жизни может произойти несчастный случай. Но они продолжают жить, бороться, радоваться. Нам и в голову не придет выбросить их в мусорку… Как же мы поступим с куклой?
Тишина. Работа мысли… думают…
-А давайте, как будто она попала в аварию.
-Надо сделать ей коляску, чтобы она смогла ездить…
-Ну что же, я очень рада что вы у меня такие добрые и отзывчивые ребята! Как я понимаю, кукла остается с нами.
Так детям был дан урок толерантности, отзывчивости… И сработало это лучше, чем назидательная беседа.
Конечно, в воспитании, развитии и обучении современных детей должны использоваться и инновационные технологии. Ведь в настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями- планшеты, телефоны, интерактивные игрушки, рекламные ролики и многое другое. Все это сказывается на их развитии и эмоциональном состоянии. Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе педагога- шаг в сторону детей. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов. Например, использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса повышает познавательную активность детей и их мотивацию к обучению. Совместная деятельность становится более яркой и эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей. Но вместе с этим и сложнее воспитателю с современными детьми- нужно постоянно удивлять, шагать в ногу со временем, хотя бы быть в курсе какие в моде нынче Супергерои, кому дети хотят подражать!
В заключении хочу подвести итог- профессия воспитателя включает в себя многое: веселое времяпровождение с детьми, организацию утренников и праздников, работу с родителями, владение здоровьесберегающими технологиями и многое другое. Но для меня важно и умение сохранять душевное равновесие ребенка, не навредить ему, помочь, если это нужно… Разглядеть что ему нравится, а что, может быть ,причиняет боль. Сделать так, чтобы у детей было ощущение комфорта и полной безопасности в детском саду! Пишу это и, почему-то, вспоминается разговор в компании моих друзей, когда разговор зашел о детском садике.
-А я не любил детский сад! Вроде мне там нравилось, но у меня всегда был страх, что меня опять заставят протирать губкой листья от пыли!!!Ненавидел это!
-Не знаю, мне нравилось в садике, нянечка меня так любила, говорила мне, что я мягкая, как булочка! И меня никогда не ругали…
-Тоже есть неприятные воспоминания: когда просыпались, после тихого часа, воспитательница часто ставила пластинку с детскими песнями, очень громко! Видимо, для бодрости. Но меня это так раздражало после сна!
-Мне хорошо было в саду, но одна воспитательница меня не любила, постоянно мне говорила, что я наглая дрянь. Почему-то маме я не рассказывала… Особо больше ничего не помню, а вот эти обидные слова помнятся до сих пор..
Эх! Непростую профессию я выбрала ,ответственную, но очень нужную!
Я считаю, что современный педагог должен постараться найти личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, самому быть примером во всем, владеть инновационными технологиями, постоянно учиться новому, но самое главное воспитать любовь и уважение к себе, к другим людям, к Родине, к труду и всему живому.
Я –воспитатель! Я люблю свою профессию !