Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.
Задачи:
- Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.
- Упражнять детей в придумывании родственных слов.
- Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
- Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, дорогие наши гости!
Я приглашаю Вас на праздник, на Международный день Родного языка.
В саду у нас веселый праздник,
Льется музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Балом дружбы назовем!
Слайд 1.
Ребенок: Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Ребенок: Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадешь ты в тупик
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять,
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твое общенье
Не допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык,
Наследие твое – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты дружок не забывай!
21 февраля – Международный день родного языка. У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.
Россия – многонациональная страна. В ней живут представители разных национальностей. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей).
Ведущий: Мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки.
Слайд 2.
Планета, на которой мы живем, называется – Земля (показ на экране). На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.
Слайд 3.
Например, вот здесь страна Франция (показ на экране). Там живут французы и говорят они на французском языке.
Слайд 4.
А вот здесь страна Китай (показ на экране). Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке.
Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. ( Татарстан) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
Слайд 5.
А это — Россия (показ на экране). Россия очень большая страна.В России живет очень много народов и у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы.
Слайд 6.
В России живет очень много народов и у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Давайте посмотрим с вами костюмы разных национальностей.
Ведущий: Какой костюм вам больше понравился? Почему? Какая национальность вам больше понравилась?
Слайд 7.
Мы сейчас с Вами поиграем татарскую народную игру «Су анасы».
Су анасы, су анасы,
Су анасын күр эле.
Каршыңда кем басып тора –
Ялгышмыйча әйт әле.
Слайд 8.
Ведущий: Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь недаром молвится!
Слайд 9-10.
Предлагаю вам поиграть в игру «Мы тебя знаем». Я говорю начало пословицы, а вы ее продолжаете.
1.Поспешишь — …людей насмешишь.
2.Что посеешь, … то и пожнешь.
3.Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
4.Семь раз отмерь, … один отрежь.
5.Глаза боятся, … а руки делают.
6.С кем поведешься … от того и наберешься.
Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.
Слайд 11-14.
Игра «Переводчики»
– У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. А давайте поиграем в переводчиков.
– Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать это же слово, но на татарском языке.
– Кто знает. Как здороваются на родном языке русские дети? ( Татары? (Исәнмесез) Англичане?(Хеллоу)
– А как звучит слово «мама»? татары – әни…
– А «папа» ? татары – эти….
– А «хлеб»? татары – ипи….
-А «яблоко»? татары – алма……
– А «кукла?» татары – курчак….
– А «кошка?» татары – песи……
Молодцы, ребята, справились.
Слайд 15.
Башкирская народная игра «Юрта»
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Слайд 16-21.
А загадки русские народные вы отгадаете? Загадки повышенной трудности.
1. Не живое, а на всех языках говорит. (Эхо.)
2.На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы.)
3.Стучат, стучат – Не велят скучать.
Идут, идут, А все тут как тут. (Часы.)
4.Всегда он в работе,
Когда говорим, а отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
5.Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа.)
6.Я всех знаю, всех учу.
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Надо грамоте учиться. (Книга.)
Ведущая: Молодцы ребята!
Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка).
– Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им! Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей.
В международный день родного языка!
Я всем народам сохранить желаю,
Их языки, культуру на века!
Пусть каждый свой язык не забывает!
И свой праздник мы закончим “Хороводом дружбы”.